Родственные слова и синонимы. Однокоренные слова. Корень слова (первое представление)

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Родственные слова и синонимы. Однокоренные слова. Корень слова (первое представление)

ЦЕЛИ УРОКА: Продолжить работу по формированию общего представления о родственных (однокоренных) словах, корне как главной значимой части слова, ввести в лексику детей термины «однокоренные слова», «корень слова».

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся углубят свои знания об образовании родственных слов, получат общее представление о корне как главной значимой части слова.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Обсуждение домашнего задания «Моя родословная».


2. Актуализация знаний

— Вспомните, какие слова называются родственными. Прочитайте ряд слов.

Запись на доске:

Нос, носильщик, носик, переносица.

Храбрый, смелый, отважный.

Дерево, сосна, деревянный, деревце.

— Все ли слова в первом ряду будут являться родственными?

Вспомните, какие условия должны выполняться, чтобы слова назывались родственными. Какое слово «лишнее»? Почему? Докажите.

Что вы можете сказать о второй строчке слов? (Слова-синонимы.)


3. Целеполагание

— Сформулируйте тему нашего урока. (Однокоренные слова.) Сегодня на уроке мы будем упражняться в подборе родственных слов.


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 60, упр. 81.

— Определите, можно ли назвать эти пары слов родственными словами. Какие это слова? Обоснуйте свой ответ.

Выпишите из предложенных слов родственные слова к словам быстрый, быстрота и липнуть, липучий. Выделите общую часть родственных слов. Работа по учебнику. С. 60, упр. 82.

Работа по учебнику. С. 60, упр. 83.

Чтение. Списывание стихотворения. Определение родственных слов. Выделение корня в родственных словах.

Работа по индивидуальным карточкам. Орфографическая работа.

Мы сдаски не сводим глас, И учитиль учит нас.

— Сейчас вам предстоит побыть корректорами. Ваша задача — найти и исправить ошибки и записать предложение правильно.

Способ проверки: фронтальный опрос, самопроверка. (На доске записан заранее правильный вариант текста.)

— Подберите и запишите родственные слова к слову учитель.


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

На доске запись:

берег моря — _______________________

нож из стали — _______________________

костюм для спорта — _______________________

блюдо из мяса — _______________________

— Спишите. Рядом запишите родственное слово, которое отвечает на вопрос какой? Обозначьте ударение.


6. Самостоятельная работа

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 20, упр. 39. Образование однокоренных слов с корнями -лес- и -бобр-. Составление и запись предложения с одним из однокоренных слов по выбору.


7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 47 на с. 23.


8. Подведение итогов урока

— Какие слова мы называем родственными?

Запись на доске:

Дуб, дубовый, дубок.

— Определите общую часть родственных слов.