Антонимы. Словарь антонимов русского языка

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Антонимы. Словарь антонимов русского языка

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить со словами-антонимами, формировать умение определять лексическое значение антонимов, подбирать антонимы к определённому слову, понимать роль антонимов в речи.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся получат первоначальные сведения о словах-антонимах, будут учиться подбирать антонимы к определённому слову.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности задания в рабочей тетради на с. 20, упр. 40.

— Прочитайте пары слов, близкие по значению, которые вы составили. Как называются пары слов, близкие по значению? (Синонимы.)


2. Актуализация знаний

— Отгадайте загадку.

Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)

Определите в тексте загадок синонимы.

Определите слова, которые противоположны по значению.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Проскакало, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)


Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Дятел)


3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 54.

— Тема нашего урока: «Синонимы и антонимы».

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое антонимы?)


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 54, упр. 71.

Уточнение общего представления об антонимах. Введение термина «антоним». Упражнение в нахождении антонимов в предложениях, определение значения антонимов.

— Прочитайте рубрику «Сведение о языке». Ответьте на вопрос: какие слова называют антонимами?

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 21, упр. 41.

— Впишите в предложение пропущенное слово. Обозначьте в словах ударение.

Работа по учебнику. С. 54.

— Прочитайте рубрику «Обрати внимание!».

Учебник. С. 55, упр. 72.

Упражнение в подборе антонимов к определённым словам. Работа со словарём антонимов (учебник, с. 142). Запись слов-антонимов. Наблюдение над тем, что к одному слову можно подобрать несколько антонимов антонимов: здравствуйте — до свидания, здравствуйте — прощайте.

Словарная работа.

Работа со словарным словом до свидания.

— Уточните значение слова.

Подберите к слову слова, близкие по значению. (До встречи, всего хорошего, пока, прощайте.)

Подберите к слову слова, противоположные по значению. (Здравствуйте.)

Постарайтесь объяснить написание слова до свидания. (До (скорого) свидания.)

Игра «Наоборот»

— Без антонимов наша речь станет скупой и бесцветной.

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь: ...(низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь: ... (близко)

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь: ...(пол)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты ...(нашёл)

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: ...(храбрец)

Теперь НАЧАЛО я скажу,-

Ну, отвечай: ...(конец)

Работа по учебнику. С. 56, упр. 73.

Выполнение заданий упражнения.

Работа в парах.

— Прочитайте текст.

Сегодня холодный день. По небу плывут тяжёлые тучи. Под ногами сырая земля.

Какое настроение возникает после прочтения текста? (Грустное, печальное, тоскливое.)

— Подчеркните слова, с помощью которых передаётся это настроение.

Замените эти слова словами-антонимами. Прочитайте полученный текст.


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Запись на доске:

Стрижи, заяц, сорока, следы, ребята, трава, молоко, собака, сестра, дежурный; ряды, весна.

Задание

Вариант 1. Выписать слова, в которых есть проверяемая безударная гласная.

Вариант 2. Выписать слова, в которых написание гласной надо запомнить.


6. Самостоятельная работа

Работа по карточкам.

Допишите предложения словами с противоположным значением. Подчеркните буквы, написание которых требует проверки.

Калина горькая, а малина ___________________. Дуб толстый, а рябина ___________________. Река широкая, а ручей ___________________. Орел большой, а воробей ___________________. Лед твёрдый, а снежок ___________________.


7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 43 на с. 22.


8. Подведение итогов урока

— Расскажите, что такое антонимы.

Для чего мы пользуемся ими в речи?

Подберите к данным словам антонимы:

Согласный (звук) — гласный (звук)

Мягкий (звук) — ...

Ударный (слог) — ...








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.