Связь слов в предложении

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Связь слов в предложении

ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, находить главные члены предложения, учить восстанавливать деформированные предложения.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся получат первоначальные умения устанавливать связь слов в предложении, расширят свои знания и умения в восстановлении деформированного текста.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Задания по учебнику. С. 36, упр. 42.

— Прочитайте предложения.

Объясните, каким членом предложения будет являться вставленное вами слово.

Распространите предложения второстепенными членами.


2. Актуализация знаний

Орфографическая минутка: запись слов с последующим объяснением их написания.

Девочка, чаща, яблоня, стрижи, дуб, река, ветер, яблонька, яблочко, деревня, яблоко.

— Прочитайте слова, написание которых надо запомнить.

Подчеркните родственные слова.

Связь слов в предложении

Постарайтесь объяснить, когда в речи используют слово яблоня, а когда — яблонька, яблочко, яблоко.

Выяснение значений этих слов (яблоня — плодовое дерево, яблоко — плод яблони) и значений слов яблонька, яблочко, сравнение произношения и написания слов, выделение безударной гласной о во втором слоге, установка на запоминание написания гласной о в словах яблоко, яблочко, яблоня, яблонька.)

— Составьте с этими словами нераспространённые предложения.

Запись составленных детьми нераспространённых предложений с комментированием на доске. Выделение грамматической основы в предложениях.


3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 37.

— Тема нашего урока: «Члены предложения».

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Как установить связь слов в предложении?)


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 37, упр. 43.

Установление связи слов в предложении. Чтение рубрики «Обрати внимание».

Далее дети делают вывод, что слова в предложении связаны между собой по смыслу. Связь слов в предложении устанавливается по вопросам, которые мы задаём от слова к слову.

Работа по учебнику. С. 37, упр. 44.

Установление связи слов в предложении. Выделение грамматической основы предложения. Запись словосочетаний. (Дуб (какой?) могучий; стоял (где?) на краю; стоял (как?) одиноко; на краю (чего?) леса.)

Работа по учебнику. С. 39, упр. 46.

Проговаривание скороговорки. Определение главной мысли скороговорки. Установление связи слов в скороговорках. Запись скороговорки с комментированием. (Под ногами в листопад листья жёлтые шуршат.)

— Подчеркните грамматическую основу предложения.

Выпишите из предложения словосочетания, подходящие к схемам.

(Листья жёлтые; под ногами шуршат.)

Работа по учебнику. С. 38, упр. 45.

Составление из группы слов предложений. Выделение грамматической основы. Запись 1-2 удачно составленных предложений с комментированием.


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Игра «Скажи наоборот».

Учитель раздаёт ученикам карточки (жёлтые и голубые) с напечатанными словами.

На жёлтом фоне слова: глубокий, дальний, расставание, белый, вредный.

На голубом фоне слова: полезный, встреча, мелкий, близкий, чёрный.

Учащиеся должны составить пары слов, противоположные по значению.

— Запишите парами слова, противоположные по значению.


6. Самостоятельная работа

Работа по учебнику. С. 40, рубрика «Проверь себя», вопрос 4. Работа по вариантам.

Вариант 1. Составить и записать предложение о пчёлах. Подчеркнуть главные члены предложения. (Над цветами жужжат пчёлы.)

Вариант 2. Составить и записать предложение о кузнечиках. Подчеркнуть главные члены предложения. (В траве стрекочут кузнечики.)


7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 25 на с. 13.


8. Подведение итогов урока

— Расскажите, как различить распространённые и нераспространённые предложения.

Как установить связь слов в предложении?

Как связаны слова в предложениях?