ЧАСТИ РЕЧИ

Русский язык - Готовые домашние задания 2 класс - 2016 год

ЧАСТИ РЕЧИ

Части речи

№ 68

(кто? что?) девочка, мальчик, белочки, ворона, скамейки, дерево.

(какой?) морозный, тёплое, снежный, весёлый, доверчивый.

(что делает?) прыгает, играет, кормит, смотрит, нюхает.

Даша с Петей ходили в городской парк кормить ручных белок.

№ 69

Устно.

№ 70

1. кто? что? — существительные.

2. кто? что? — существительные.

3. (какой?) — прилагательные.

4. (что делал?) — глагол.

Старик и старуха жили у синего моря.

№ 71

Младенец, месяц, колыбель — существительные.

Ясный — прилагательное.

Смотрит — глагол.

Месяц — луна.

№ 72

Ночь, серебро — существительные.

Тихая, зимняя, кружевное — прилагательные.

Глядит — глагол.

№ 73

Зимородок

Тема: описание зимородка.

Главная мысль: описание зимородка.

Кто? Зимородок — существительное.

Что? Палочка — существительное.

Какой? Длинный — прилагательное.

Какая? Ярко-зелёная — прилагательное.

Какое? Оранжевое — прилагательное.

Что делает? Хватает — глагол.

Летит над речкой зимородок. Очень красивая птица: брюшко оранжевое, спинка ярко-зелёная, а нос длинный и прямой, как палочка.

Имя существительное

№ 74

(Кто?) девочка, сорока, заяц, обезьяна, снегирь.

(Что?) яблоко, машина, паровоз, чашка, карандаш, пенал, молоток, капуста.

Имена существительные.

№ 75

Люди: (кто?) учитель, школьник, ребята, врач.

Животные: (кто?) верблюд, пчела, окунь.

Растения: (что?) земляника, ромашка, осина.

Одежда: (что?) платье, пальто, костюм, шляпа.

На ветру шелестели трепетные листья осины.

№ 76

Месяц январьзимы государь.

(что?) зима, весна, январь, февраль.

№ 77

Вьюга, снежная пурга.

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега.

Словно пух лебяжий.

№ 78

(что?) нежность, отвага, скромность, хитреца — имена существительные.

№ 79

Пёстрый дятел (сущ.) стучит по коре (сущ.) сосны (сущ.).

Длинноухий заяц (сущ.) спрятался под куст (сущ.).

Рыжая лисица (сущ.) выбежала на дорогу (сущ.).

№ 80

(Кто?) столяр, инженер, доктор, кондуктор, шо- фёр.

№ 81

Люди: (кто?) художник, ребята, врач.

Птицы: (кто?) снегирь, ворона, синица.

Насекомые: (кто?) шмель, пчела, оса.

Домашние животные: (кто?) лошадь, корова, овца.

Дикие животные: (кто?) медведь, верблюд, тигр.

В джунглях водятся тигры, львы, ядовитые змеи.

№ 82

Учитель — преподаватель, друг — товарищ, отец — батя, лётчик — пилот, невежда — неуч.

№ 83

Вьюга (сущ.) воет. Попрятались в гнёзда (сущ.) синицы (сущ. Кто? одуш.). В густой ельник (сущ.) забились рябчики (сущ. Кто? одуш.). В глубокий снег (сущ.) зарылись тетерева (сущ. Кто? одуш.). Белка (сущ. Кто? одуш.) спит в тёплом гнёздышке (сущ.). Метель (сущ.) не страшна зверьку (сущ. Кому? одуш.).

№ 84

Имена существительные:

Что? река, иней, облака, равнина, шалаш, картина, пейзаж.

№ 85

Инструменты: (что?) топóр, плоскогýбцы, дрéль.

Обувь: (что?) сапогú, босонóжки, тýфли.

Явления природы: (что?) вью´га, пургá, метéль.

Растения: (что?) крапúва, шипóвник, ромáшка.

Посуда: (что?) тарéлка, стакáн, кастрю´ля.

Вьюга в поле намела целые курганы снега.

№ 86

(Кто?) птичка, сойка, рябчик, сорока, голубь.

(Что?) лес, поляна, платьице, голос.

№ 87

Устно.

№ 88

Устно.

№ 89

Мама Вера. Папа зовёт маму Верочкой, соседка — Верой, маленькая соседская девочка — Веля, а на работе все зовут мою маму Вероникой Андреевной.

№ 90

1. Воробьишки, медвежата, Чайковский.

2. Метель, Ольга, работница, учительница.

3. Комната, мебель, месяц, товарищ.

№ 91

Ольга, Оля, Лёля, Оленька.

№ 92

Переписывание.

№ 93

Устно.

№ 94

Устно.

№ 95

Фамúлия, úмя, óтчество — что? — нарицательные имена существительные.

Пушкин.

№ 96

Барто А. Л., Маршак С. Я., Михалков С. В., Тютчев Ф. И., Чарушин Е. И., Чуковский К. И.

№ 97

Басню “Лебедь, Щука и Рак” написал Иван Андреевич Крылов.

№ 98

Переписывание.

№ 99

Имена людей: Айболит, Таня, Ваня, Дента, Робинзон.

Имена животных: свинка Хрю-Хрю, обезьянка Чичи, утка Кика, попугай Карудо, сова Бумба, собака Авва, двухголовый Тянитолкай.

№ 100

(Кто?) корова Зорька, собака Пальма, лошадь Альва, теленок Тёма, кот Томас, жеребёнок Черкес, цыплёнок Цыпа, петух Зверь, козлёнок Ме- мека.

№ 101

У кошки Мурлетты сыночек Мурмурка,

Коротенький хвостик, пушистая шкурка.

У кошки Мурлетты был огненный мех.

1. Мы спасли кота от собак и принесли его домой.

2. Нашего кота зовут Пуфик.

3. Он большой, чёрный, пушистый, зеленоглазый.

4. Мы любим Пуфика за его необыкновенную ласковость, за музыкальность, некапризность, понятливость и послушность, за боевой характер, потому что все чужие коты его боятся и обходят наш дом стороной.

№ 102

Переписывание.

№ 103

Город Владимир назван по имени основателя города — князя Владимира Красное Солнышко.

№ 104

Что? — конфета, книга, альбом — ед. ч.

Что? — конфеты, книги, альбомы — мн. ч.

№ 105

Ед. ч.: Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва.

Мн. ч.: друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята.

Имена собственные: Волга, Илья, Россия, Москва.

№ 106

1. ед. ч. — мн. ч.: туфля — туфли, ягода — ягоды, море — моря, облако — облака.

2. мн. ч. — ед. ч.: простыни — простыня, улицы — улица, блюдца — блюдце, одеяла — одеяло.

№ 107

1. ед. ч. — мн. ч.: воробей — воробьи, дерево — деревья, крыло — крылья, стул — стулья, ручей — ручьи.

2. ед. ч. — мн. ч.: чиж — чижи, малыш — малыши, ёрш — ерши, стриж — стрижи.

№ 108

1. Не птичка (ед. ч.), а с крыльями (мн. ч.). (Бабочка)

2. Не книжка (ед. ч.), а с листьями (мн. ч.). (Капуста)

3. С хвостом (ед. ч.), а не зверь (ед. ч.), с перьями (мн. ч.), а не птица (ед. ч.). (Рыба)

№ 109

1. Сóсны — сосна, трáвы — трава, деревья — дерево, пúсьма — письмо, пчёлы — пчела.

2. Дрозд — дрозды, хлеб — хлеба, грач — грачи, море — моря, гриб — грибы.

№ 110

1. (Кто?) лебедь, голубь, лев, ёж, ёрш, крот.

2. (Что?) шалаш, остров, сугроб, рассказ, утюг, шкаф.

№ 111

а) тетрадь, доска, торт, стаканы, банты, снежинка, гербы;

б) солнце, сахар, молоко, метро, творог;

в) санки, ножницы, очки, весы.

№ 112

1. Без топора (ед. ч.) по дрова (мн. ч.) не ходят.

2. Крепкую дружбу (ед. ч.) и топором (ед. ч.) не разрубишь.

№ 113

Устно.

№ 114

Лётчик — пилот, доктор — врач, метель — вьюга.

Весна — осень, жара — холод, мир — ссора.

Доктор прописал горькую микстуру и велел лежать.

№ 115

Тема: проказы кота Мурзика.

Главная мысль: проказникам везёт.

Три части. Можно ещё нарисовать Мурзика в сугробе.

Озорник

1. Котик Мурзик был озорной.

2. Мурзик сидел на дереве.

3. Рядом села ворона.

4. Котик прыгнул ей на спину.

5. Ворона полетела над деревней.

6. Мурзик не удержался и упал в снег.

Проверь себя

1. Имя существительное — часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? что? и называет одушевлённые и неодушевлённые предметы, явления, чувства.

2. Не являются существительными: морозный, зелёный (какой?) и рисовать, играть (что делать?).

3. Лисьи следы (мн. ч.) ведут в лесную чащу (ед. ч.).

4. Одушевлённые существительные: девочка, Катя, москвичка, учитель, медведь, медведица, москвич.

Неодушевлённые существительные: Москва, радуга, река, Россия, январь, Волга.

5. Я живу в городе Саратов, в Ленинском районе, на проспекте Строителей. У нас нет гор, озёр, моря, но есть река Волга. Вокруг города — степи. Я люблю свой край, вольный ветер и солнце. Даже самые красивые места на земле не заменят мне Родины.

Глагол

№ 116

Мальчик (что делает?) моет посуду, поливает цветы, стирает бельё, читает книгу.

Маленькая сестрёнка внимательно слушает, как брат читает и разглядывает картинки в книжке.

№ 117

Я помогаю маме убираться в квартире, хожу за хлебом в магазин, выношу мусор. Папе я помогаю в гараже с ремонтом машины. Ремонтирует папа, а я подаю инструменты.

№ 118

Птицы зачирикали.

Лошади заржали.

Мухи зажужжали.

Лягушата квакают.

А утята крякают.

Поросята хрюкают.

Глаголы:

(что делают?) квакают, крякают, хрюкают.

(что сделали?) зачирикали, заржали, зажужжали.

№ 119

Что сделала? Сверкнула, зазвенела.

В тёмном небе сверкнула ослепительная молния.

№ 120

Наступает, тает, потемнел, прилетели, прилетят, запели.

Снег уже потемнел и быстро тает. Наступает долгожданная весна. Скоро прилетят грачи, будут вить гнёзда, запоют свои весенние песни.

№ 121

В глухом лесу на сосне чёрный дятел (сущ.) плотничает (гл.).

№ 122

Льдины прыгают, кружатся.

Друг на друга громоздятся.

Друг за другом вдаль спешат,

И грохочут, и трешат.

Идёт, вышел, смотрит, играет, разбивает.

№ 123

Звонить, хитрить, горевать, кормить, просить, зеленеть, свистеть, встречать.

Зимой мы привыкли кормить птиц в городском парке.

№ 124

И солнце играет лучами на речке.

И кошка играет клубком на крылечке.

И Женя играет, есть кукла у Жени.

И мама играет в театре на сцене.

И папа играет на медной трубе.

И дедушка с внуком играет в избе.

№ 125

Переписывание.

№ 126

Настоящая весна приходит в середине марта. В городах и посёлках течёт с крыш, висят длинные сосульки. Радостно, по-весеннему чирикают воробьи. Первыми прилетают грачи. В старых парках на высоких деревьях устраивают они свои гнёзда.

№ 127

На картине Саврасова изображено начало весны. Ещё лежит снег под деревьями, но вокруг церкви, домов и в поле чернеет земля. Голые ветви берёзы заселили грачи. Они уже прилетели. Значит, совсем скоро будет тепло. Они вьют гнёзда для будущих птенцов. Картина дышит весенним ветром, далёкий горизонт — простором. Хмурое небо не гасит светлой радости от встречи весны.

№ 128

Мокнут (мн. ч.) листья (мн. ч.) и цветы (мн. ч.),

Мокнут (мн. ч.) лужи (мн. ч.) и зонты (мн. ч.),

Мокнут (мн. ч.) парки (мн. ч.) и поля (мн. ч.),

Мокнет (ед. ч.) мокрая земля (ед. ч.).

№ 129

1. (Что делает? — что делают?) Ед. ч. — мн. ч.: читает — читают, звонит — звонят, летит — летят, жужжит — жужжат.

2. (Что сделала? — что сделали?) Ед. ч. — мн. ч.: повторила — повторили. (Что делал? — что делали?) Говорил — говорили. (Что делало? — что делали?) гремело — гремели.

№ 130

Светит, сверкает, сияет — ед. ч.

Сияет звезда.

№ 131

Пришла (ед. ч.), творятся (мн. ч.), помчится (ед. ч.), пробьёт (ед. ч.), усеют (мн. ч.), дадут (мн. ч.).

Весна пришла!

№ 132

Поня´ть, начáть, взя´ть.

Пóнял, нáчал, взя´л.

Понялá, началá, взялá.

Пóняли, нáчали, взя´ли.

Ребята быстро поняли объяснения и начали решать задачу.

№ 133

Витя надевает куртку.

Катя одевает Ваню.

Катя одевается сама.

№ 134

Думать — размышлять, блестеть — сиять, бежать — мчаться, стыдить — совестить, угощать — потчевать.

№ 135

Не дёргать, не драться, не говорить.

№ 136

Не хвались, пока люди не похвалят.

№ 137

Гололедица

Не идётся и не едется.

Потому что гололедица.

Но зато прекрасно падается!

Почему ж никто не радуется?

№ 138

Зацвела (цвет) ива. Спешат (спешка) гости на пир. Шмель прилетел (полёт). Прибежали (бег) муравьи. Комарики прилетели. Мухи жужжат. Все гудят, торопятся: зазеленеет (зелень) ива — пир кончится.

№ 139

Походили, поболтали, посидели, помолчали, оглянулись, говорят, пообедали, встали, повстречались, побежали, погонялись, посмеялись, распрощаться, не успели, лежим.

№ 140

Петушок, курочка, зёрнышко — существительные.

Подавился — глагол.

Подавился Петушок бобовым зёрнышком. Побежала Курочка к Корове просить маслица смазать Петушку горлышко.

№ 141

Переписывание.

№ 142

Запрещать — разрешать, наказывать — поощрять, одобрять — осуждать, радовать — огорчать.

Мама не любила наказывать детей. Она одобряла или осуждала их поступки. А они в ответ радовались или огорчались. Она запрещала только самое опасное для детей, а остальное разрешала. Дети её любили. А она поощряла хорошие поступки лаской и наказывала плохие — расстроенным покачиванием головы.

№ 143

Голубка и муравей

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку. Она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

№ 144

Волшебные лучи

Выплыло, стало рассылать. Полетел и попал. Встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел. Передёрнул, запрыгал, побежал добывать.

№ 145

Игра медвежат

Семья медведей разгуливала на берегу.

№ 146

Как приготовить салат

Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыл овощи. Потом срезал хвостики у огурцов, корни у лука, вырезал плодоножки у помидоров. Овощи разрезал пополам, затем — ровными ломтиками, лук и укроп мелко нашинковал. Посолил, заправил растительным маслом и всё перемешал. Салат готов!

№ 147

За (предлог) столом (сущ.) сказала (гл.) мать (сущ.):

— Хватит (гл.) языком (сущ.) болтать (гл.)!

Проверь себя

1. Глагол — часть речи, которая отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

2. (Что делать?) спать, бежать, петь.

3. Ед. ч.: стоит, дарил, бежит, писал.

Мн. ч.: лечат, играют, читали, строили, пишут.

4. Мальчик надел шапку и пальто. Девочка одела куклу в платье и кофточку.

5. Мириться — ссорить, встречать — провожать.

6. Работать — работа, обедать — обед.

7. Глаза сияют — перенос, значение.

8. Умей взять, умей и отдать.

Имя прилагательное

№ 148

Лёгкий белый, пушистый снег.

Спелая сладкая душистая малина.

Весеннее, яркое, лучистое, тёплое солнце.

Добрые, вежливые, правдивые слова.

№ 149

Переписывание.

№ 150

Папа (какой?) важный, краснолапый. Мама (какая?) беленькая. Детки (какие?) жёлтые.

№ 151

Жёлтая, золотая пшеница; серый, дымчатый котёнок; красная, алая гвоздика; голубой, синий колокольчик; косматые, лохматые волосы; зелёная, изумрудная травка; небольшое, маленькоеоблачко.

№ 152

На рынке много разных овощей и фруктов: и румяные яблоки, и золотые лимоны, и сочная клубника, и темнокожая черешня, и яркая оранжевая морковь.

№ 153

Реснички (какие?) белые, корзинка (какая?) белая, донце (какое?) золотое, глазок (какой?) жёлтый, платьица (какие?) нарядные, брошки (какие?) жёлтые.

№ 154

У цветка было семь прозрачных лепестков: жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

№ 155

1. Муравей маленький, а слон большой. 2. Уголь чёрный, а снег белый. 3. Дорога широкая, а тропинка узкая. 4. Перец горький, а сахар сладкий.

№ 156

(Какой?) Хитрый, как лиса.

(Какой?) Яркий, как солнышко.

(Какой?) Колючий, как ёж.

(Какой?) Трусливый, как заяц.

(Какой?) Оранжевый, как апельсин.

№157

На (предлог) опушке (сущ.) лесной (прил.) летней (прил.) ночью (сущ.) распустился (гл.) голубой (прил.) колокольчик (сущ.).

№ 158

Ед. ч.

Колокольчик (какой?) синий

Облако (какое?) белое

Бабочка (какая?) красивая

Мн. ч.

Колокольчики (какие?) синие

Облака (какие?) белые

Бабочки (какие?) красивые

№ 159

Главная мысль: Голубой месяц март.

Голубой месяц март.

Голубой (ед. ч.) месяц март. Голубое (ед. ч.) небо, снега голубые (мн. ч.). На снегах тени — как синие (мн. ч.) молнии. Голубая (ед. ч.) даль, голубые (мн. ч.) льды. Голубые (мн. ч.) на снегу следы. Голубые (мн. ч.) перелески, голубые (мн. ч.) канавы. Первые голубые (мн. ч.) лужи и последние (мн. ч.) голубые (мн. ч.) сосульки. А на горизонте синяя (ед. ч.) полоска далёкого (ед. ч.) неба. Весь мир голубой (ед. ч.)!

№ 160

Самое прекрасное (ед. ч.) слово на Земле — мама. У мамы самые добрые (мн. ч.) и ласковые (мн. ч.) руки, самое верное (ед. ч.) и чуткое (ед. ч.) сердце — в нём никогда не гаснет любовь.

№ 161

Ед. ч.

Чёрный (какой?) кофе, серая (какая?) мышь, известная (какая?) фамилия, яблочный (какой?) шампунь, вкусный (какой?) йогурт, белый (какой?) лебедь, дождевое (какое?) облако, зимнее (какое?) пальто.

№ 162

Воронье гнездо было на высоком раскидистом дереве.

№ 163

Устно.

№ 164

По дороге разгуливают грачи.

№ 165

Тема: описание эльфа. Какой был маленький человечек?

Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, золотая, блестящие.

№ 166

Крокодил — самый опасный (ед. ч.) речной (ед. ч.) хищник. У него зубастая (ед. ч.) пасть, сильный (ед. ч.) хвост и короткие (мн. ч.) лапы.

№ 167

Я живу под землёй в тёмной норке.

Шубка серая крошечный рост.

Глазки, чёрные бусинки, зорки,

И верёвочкой тоненький хвост...

Я боюсь долгоносой вороны

Желтоглазой совы и хорьков,

Голодаю весною студёной,

Зябну в сырости талых снегов.

Шубка серая, крошечный рост

№ 168

Устно.

№ 169

Я хочу рассказать о плюшевом медвежонке. Коричневый медвежонок был мягким и ласковым. Он всегда улыбался, был согласен со мной, обнимал меня плюшевой лапкой. Сразу забывались дневные обиды и огорчения, и я засыпал в обнимку с любимой игрушкой. Я рос. И забывал своего друга. И он куда-то пропал. Однажды я стал искать его, а мама сказала, что медвежонок ушёл к другим маленьким детям, чтобы стать им верным другом.

№ 170

Цветы на картине выглядят живыми. Кажется, что они издают аромат. Птичка, бабочка и гусеница повторяют окраску цветов, будто сделаны из лепестков, только умеют летать и ползать. А красота цветов неподвижно застыла. Им осталось жить несколько дней. И эту грусть художник выразил в росе-слезинке на лепестке цветка.

Проверь себя

1. Имя прилагательное — это часть речи, которая отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? и обозначает признак предмета.

2. Выплыло на весеннее (ед. ч.) небо солнышко. Солнечные (мн. ч.) лучи осветили лесную (ед. ч.) поляну. Около пня появилась маленькая (ед. ч.) проталинка.

3. Текст-описание. Описывается внешний вид подорожника, никаких событий не происходит.

4. а) холодный — морозный; б) холодный — жаркий.

5. Ласковое, весеннее — перенос, знач.

Местоимение

№ 171

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Я мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить.

№ 172

Устно.

Переписывание.

№ 173

Главная мысль: если мы сорвём все цветы, то исчезнет красота и доброта.

Я, ты, мы — местоимения, они заменяют названия людей.

В стихотворении нет местоимений: вы, он, она, оно, они.

№ 174

Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они).

№ 175

Я играю. Мы играем.

Ты играешь. Вы играете.

Он играет. Они играют.

Подлежащее выражено существительным, сказуемое — глаголом.

Мы играем в американских индейцев, строим шалаши, делаем луки и стрелы, украшения из перьев.

№ 176

Я, он, мы, ты, она.

Нет местоимений: вы, оно, они.

№ 177

Петя и Игорь насыпали в кормушку зерно. На обед слетелись синички и снегири. Они клевали корм и весело щебетали. Мальчики рады, что птицы пообедали.

Мальчики, птицы — они.

№ 178

1. Солнышко выплыло из-за тучи. Оно обогрело землю.

2. На крышу сел воробей. Он звонко зачирикал.

3. Прилетела воробьиха. Она расправила свои пёрышки и тоже зачирикала.

4. Рады солнышку птицы. Они стали весело щебетать.

№ 179

Устно.

№ 180

Главная мысль текста: Сова — действительно уникальная птица.

№ 181

Устно.

№ 182

Тема: сохранение природы.

Главная мысль: нельзя бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет.

Почему весной нельзя поджигать старую траву?

Вместе с травой сгорает плодородный слой земли. В пожаре гибнут пауки, лягушки, муравьи и птицы. Не убежать от огня тем, чьи дома находятся в траве.

Давайте не будем бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет!

Проверь себя

1. Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Местоимения употребляются в речи вместо имён (существительных, прилагательных).

2. Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

3. Дятла называют лесным доктором, потому что он уничтожает вредителей леса.

Самое большое гнездо у орла, и сделано оно из толстых сучьев.

4. Он и усом не ведёт — не обращает внимания.

5. Каникулы в Простоквашино

Можно назвать текстом-рассуждением, так как высказана мысль, потом доказана, и сделан вывод.

1. Мальчика звали дядя Фёдор.

2. Он был очень серьёзный и самостоятельный, в четыре года читать научился, а в шесть — сам себе суп варил.

Предлоги

№ 183

Переписывание.

№ 184

Без вербы, по капле, по росинке, к дождю, у ворот, в огород.

№ 185

Устно.

№ 186

1. Дети гуляли в лесу. 2. Весной птицы летят с юга на север, а осенью — с севера на юг. 3. Лебеди летели за морем. 4. Хлеб пекут из муки. 5. Мы читали книгу о животных. 6. Апрель с водой, май с травой.

№ 187

На сосне, с ветки, на ветку, на минутку, из глаз, по земле, к берёзе, около берёзы, из травы, в ветвях, с носом.

№ 188

В горку Саня тянет сани.

С горки сани едут сами.

№ 189

1. Береги нос в большой мороз. 2. На алый цветок летит мотылёк. 3. В своей водице и лягушка певица. 4. У всякой собаки своя кличка. 5. Без четырёх углов избу не рубят. 6. Пир на весь мир. 7. От малой искры да большой пожар.

№ 190

Переписывание.

№ 191

Шёл по тропинке, работаю в магазине, пришёл из школы, вырос под осиной, летели над городом, у моря.

№ 192

Смелые побеждают

Утром хозяйка ставила утятам корм. Утята боялись подходить к тарелке. Их пугала злая стрекоза.

Однажды во двор пришёл утёнок Алёша. Вдруг зажужжала стрекоза. Она летела прямо на тарелку. Утята хотели убежать. Но смелый Алёша не испугался. Он клювом схватил стрекозу за крыло. Насилу она вырвалась.

С тех пор злодейка не прилетала в сад.

Проверь себя

1. Предлог — это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги употребляются с именами существительными. Со словами предлоги пишутся раздельно. Предлог не употребляется с глаголом.

2. Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

3. Прийти из школы. Выйти из автобуса. Приехать из Сибири. Идти на концерт.

4. Горюет норка (у) горы —

Не добраться (до) норы.

(На) горе (у) норки норка —

Не доступна норке горка.

Наши проекты. В словари — за частями речи!

Толковый словарь

Смекалка — сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть, (сущ.)

Смекалка — смекалистый.

Русского солдата всегда выручала смекалка.

Орфографический словарь

Деревья: берёза, осина, яблоня.

Ягоды: земляника, малина,

Фрукты: яблоко.

Овощи: капуста, морковь, щавель.

Словарь синонимов

Голубой — лазурный, жёлтый — золотой, зелёный — изумрудный, красный — алый, оранжевый — апельсиновый, синий — васильковый, фиолетовый — лиловый.

В лазурное небо улетал голубой воздушный шар с нарисованной рожицей.

Словарь антонимов

Встречать — провожать, говорить — молчать, любить — ненавидеть, мириться — ссориться, помогать — мешать.

Помогать — участвовать в труде, мешать — отвлекать от работы, одобрять — хвалить, осуждать — ругать.

Вечером мы ходили на пристань встречать и провожать пароходы.

Орфоэпический словарь

Дирéктор — директорá, инженéр — инженéры, столя´р — столяры´, шофёр — шофёры, (сущ.)

Словарь однокоренных слов

Зима устала бушевать и злиться и отправилась отдыхать на Север в свой ледяной дворец.