загрузка...

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

«Азбука». Ч. 2. «Страна АБВГДейка»

9-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ)

Урок 34. Сравнение звуков [д] и [т], [д'] и [т'] (с. 13)

Целевые установки урока

а) Расширение представления о согласных, парных по звонкости-глухости;

б) наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук;

в) развитие умения делить текст на части.

Ход урока

1. Постановка задачи урока. Сравнение звуков [д] — [т], [д’] — [т’].

— Откройте «Азбуку». Какие буквы стоят рядом со значком сравнения? Что вам предлагается? (Нам предлагается сравнить звуки, обозначенные этими буквами.) Какие звуки? (Звуки [д] и [д’], звуки [т] и [т’].)

— Произнесите и послушайте звуки [д] — [т]. Какой звук звонкий, а какой звук глухой? А теперь: [д’] — [т’]. Что скажете о них? (Звук [д’] звонкий, а [т’] глухой.) Назовите звонкие звуки. ([д], [д’].) Назовите глухие звуки. ([т], [т’].)

— Какое основное различие между звонкими и глухими согласными? (Звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие — без участия голоса.)

2. Чтение слогов и слов на сопоставление: да — та, ды — ты, до — то...; тон — трон — торт; дом — дам — дым.

3. Упражнение в звуковом анализе слов.

— Прочитайте пары слов. Замена какого звука в слове «Дима» превратила его в слово «Тима»? (Замена звонкого звука [д’] на глухой звук [т’].) С каких парных звуков начинаются слова «друг», «труд»? (Со звонкого звука [д] и глухого звука [т].)

4. Составление предложения по заданным словам.

— Составьте предложение со словами «друг» и «труд».

5. Работа над текстом «Кот и дрозды». Предвосхищение содержания.

— Прочитайте заголовок рассказа. Кто такие «дрозды»? Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что могло приключиться с котом?

6. Подготовка к чтению текста.

Чтение слов в столбике: гнездо — в гнезде, дерево — с дерева.

7. Чтение текста по предложениям, его осмысление.

— Что же приключилось с котом? Как вы понимаете слово «полёт»?

8. Деление текста на части в соотнесении с заданными заголовками.

На доске записан план текста.

1) Гнездо.

2) Дымка залез в гнездо.

3) Драка.

4) Полёт Дымки.

5) Раны кота.

— Чтобы перечитать текст ещё раз по частям, нужно определить, где кончается одна часть и начинается другая. В этом поможет план. Сколько в нём частей? Прочитайте название первой части. Каким предложением начинается эта часть и каким предложением заканчивается?

Дальнейшая работа по делению текста на части проводится аналогично.

9. Наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на парные звуки [т] и [д].

На доске записаны слова «кот», «дрозд».

— Одинаковым ли звуком оканчивается каждое слово? (Да, одинаковым: звуком [т].) Одинаковыми ли буквами оканчиваются эти слова? (Разными буквами.) Почему в слове «дрозд» на конце пишется д, хотя слышится [т]? Подсказка есть в названии рассказа. («Дрозды» — ясно слышится [д] и пишется д.)

10. Чтение скороговорки «Дед Додон в дуду дудел...». Работа в паре.

11. Подведение итогов. Развитие рефлексии.

— Что важного и интересного для себя вы узнали сегодня на уроке?





загрузка...
загрузка...