Парные звуки по звонкости-глухости: [з] и [с], [з'] и [с'] (с. 8-9) - 8-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 2. Страна АБВГДейка - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Парные звуки по звонкости-глухости: [з] и [с], [з'] и [с'] (с. 8-9) - 8-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 2. Страна АБВГДейка - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Расширение представления на примере звуков [з] и [с], [з’] и [с’] о согласных, парных по звонкости-глухости;

б) наблюдение за различием в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук;

в) совершенствование способа чтения, переход на чтение целыми словами;

г) развитие творческого воображения и связной речи.

Ход урока

1. Постановка задачи урока. Сравнение звуков [з] и [с], [з’] и [с’].

— Откройте “Азбуку”. Посмотрите на условный значок на полях. Прочитайте его. (Значок “Сравниваем”.) Какие буквы стоят рядом с этим значком? Нам предлагается сравнить звуки, обозначенные этими буквами. Какие звуки? (Звуки [з] и [з’], [с] и [с’].)

— Может быть, кто-то сам догадался, почему эти буквы стоят в паре? (Буквы з и с обозначают парные звуки по звонкости-глухости.) Какое основное различие между звонкими и глухими согласными? (Звонкие произносятся с голосом, а глухие — без участия голоса.)

— Произнесите и послушайте звуки [з] — [с]. Какой звук звонкий, а какой — глухой? А теперь [з’] — [с’].

Что скажете о них? (Звук [з’] — звонкий, а [с’] — глухой.)

— Назовите только звонкие звуки [з] и [з’]. Назовите только глухие звуки [с] и [с’].

2. Чтение слогов и слов на сопоставление: за — са, зы — сы, зу — су, зи — си, зе — се, зё — сё.

3. Отгадывание загадки:

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.

Только дождичек пройдёт — сделает наоборот.

— Посоветуйтесь друг с другом, что это может быть, и составьте отгадку из букв разрезной азбуки (или напечатайте).

4. Подготовка к чтению текста. Подведение к содержанию.

— Рассмотрите рисунок к тексту. Использует ли заяц зонтик по назначению? Как вы думаете, это будет весёлый рассказ?

5. Чтение текста.

6. Творческое дополнение к тексту.

— Посмотрите на рисунок после текста и подумайте, что же могло произойти с зайцем.

История про зайца оказалась весёлой или грустной? (Сначала весёлой, а потом грустной.)

7. Чтение слов, противоположных по значению.

— Сравните по значению слова: грустно — весело. Как называются такие слова? (Слова, противоположные по значению.) Прочитайте слова в столбиках. (Высоко — низко, далеко — близко.) Можно ли их назвать словами, противоположными по значению? Подберите сами слова, противоположные по значению, к словам второго столбика.

8. Коммуникативно-речевая задача.

— Используя эти пары слов, дайте советы зайцу, как надо летать на зонтике, чтобы не случилось беды. Например, я советую зайцу летать не высоко, а низко. Дайте совет зайцу, как нужно летать, используя следующую пару слов. (Летай не далеко, а близко.) Придумайте следующий совет со словами, противоположными по значению. (Раскрывай зонтик не узко, а широко.)

9. Чтение слов на сопоставление звонких и глухих согласных.

— Как вы думаете, какой из двух звуков — звонкий [з] или глухой [с] — любит произносить заяц? (Звонкий [з], так как слово “заяц” начинается на [з].) Но теперь заяц больной, ослаб и говорит очень тихо, шёпотом. Какие звуки ему сейчас легче произносить: звонкие или глухие? (Глухие звуки.)

— Прочитайте слова в столбике. (Звук — стук, звон — стон, зуб — суп.) Какие слова хотел сказать заяц, а какие получились? Почему? (Вместо звонкого звука [з] в слове произносится глухой звук [с].)

10. Чтение скороговорки.

— Зайцу нужно потренироваться в произношении звуков [з] и [з’]. Что ему в этом поможет? (Скороговорка.) Прочитайте скороговорку, чтобы заяц смог её запомнить и повторить.

11. Наблюдение за различием в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук.

На доске записано: “Капли в нос один раз в сутки”.

—Петрушка простудился, у него насморк. Врач выписал ему рецепт. Прочитайте, что написано в рецепте.

Обратите внимание на слова “нос” и “раз”. Петрушка спрашивает: “Почему врач написал в одном слове букву с, а в другом — з? В словах “нос” и “раз” слышится на конце звук [с]. Не допустил ли врач ошибки?” (Выслушиваются суждения детей.)

— Правы те из ребят, которые считают, что ошибки здесь нет. Попробуйте изменить содержание рецепта. Произнесите: “Капли для носа два раза в сутки”. Какой звук слышится в слове “носа”: [з] или [с]? (Звук [с].) А какой звук слышится в слове “раза”: [з] или [с]? (Звук [з].) Стоило нам изменить слова “нос” и “раз”, как в одном слове мы ясно услышали звук [с], а в другом — [з].

12. Закрепление полученных представлений.

На доске записаны слова: глаз — квас, зуб — суп, рог — бок.

— Прочитайте пары слов. Одинаковые или разные буквы написаны на конце слов в каждой паре? (Разные.) А одинаковые или разные звуки произносятся на конце этих слов? Произнесите и послушайте. (На конце слов “глаз” и “квас” слышится звук [с].) Почему же пишутся разные буквы? Попробуйте изменить первое слово: один глаз, а два ... (глаза). Какой же вывод следует? (В слове “глаз” надо писать букву з.) Теперь попробуйте изменить второе слово: выпил стакан ... (кваса). Какой же вывод следует? (В слове “квас” надо писать букву с.)

С последующими словами работа проводится по заданному образцу.

13. Работа на с. 9. Задание от сороки Риты.

Подготовка к чтению слов в паре. Конкурс “Кто быстрее?”. Учитываются правильность и скорость чтения.

14. Лексическая работа.

— Какая разница в значении слов “зубры” и “зебры”? (Зубр — это крупный дикий лесной бык. Зебра — это дикая африканская полосатая лошадь.)

15. Чтение и отгадывание загадки про муравейник.

— Как вы понимаете выражение “кипит горка с песком”? Кто видел муравейник? Можно ли уничтожать муравейники?

16. Чтение текста “Строители”.

— Рассмотрите рисунок к тексту. Чем занимаются ребята? (Пилят бревно.) Прочитайте название рассказа. (“Строители”.) Зачем же ребята пилят дрова? (Хотят что- то построить.) Что же именно? Прочитайте текст.

17. Обобщение содержания текста. Чтение пословиц, объяснение их смысла.

— Почему перестала звенеть пила? (Сломала зуб.) Такое ли уж простое дело: пилить бревно? Как об этом говорится в пословицах?

18. Подведение итогов.

— О каких парных звонких и глухих согласных звуках вы сегодня узнали? Какие ещё парные звонкие и глухие согласные звуки вы знаете?

Чем сегодняшний урок был поучительным для вас? Как вы понимаете слово “поучительный”? (Чему-то научил, обогатил новыми знаниями.)








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.