Звуки [б] и [б'], буква Бб. Сравнение звуков [б] и [п] (с. 4-5) - 8-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 2. Страна АБВГДейка - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Звуки [б] и [б'], буква Бб. Сравнение звуков [б] и [п] (с. 4-5) - 8-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 2. Страна АБВГДейка - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Формирование умения различать звуки [б] и [б’];

б) знакомство с буквой Бб, формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов;

в) укрепление интереса к чтению через расширение круга знакомых книг;

г) расширение на примере звуков [б] и [п], [б’] и [п’] представления о согласных, парных по звонкости-глухости;

д) наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук.

Ход урока

1. Представление второй части “Азбуки”. Определение темы урока.

Учитель держит в руках книгу А. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.

— Аня с Ваней попросили меня принести на урок книгу. Посмотрите на неё. Кто сумеет прочитать название книги? фамилию автора книги? Кому читали эту книгу? Кто главный герой этой книги? (Деревянный человечек Буратино.) Как он появился на свет? (Его сделал из полена папа Карло). Почему же книга называется “Золотой ключик...”? (Потому что все приключения Буратино были связаны с золотым ключиком, которым открывается дверь в замечательный кукольный театр.)

— Сегодняшний урок позволит вам стать участниками некоторых приключений Буратино. Тем ребятам, которым знакома эта книга, будет интересно вспомнить её содержание, а тем, кто услышит о приключениях Буратино впервые, обязательно захочется прочитать эту книгу. Но для этого нужно узнать новую букву.

2. Сравнение и характеристика звуков [б] и [б’].

— Может быть, вы догадались, какой звук нас интересует в имени Буратино? (Звук [б].) Какой это звук: гласный или согласный? (Согласный, так как при его произнесении губы образуют преграду выходящему воздуху.) Но у звука [б] есть парный мягкий звук. Определите его. (Звук [б’].)

3. Упражнение в произнесении звуков [б] и [б’].

— Произнесите вместе со мной твёрдый звук [б]: б-б-б. Вспомните звукоподражательное слово, в котором повторяется звук [б]. (Барабан.) Теперь произнесите мягкий звук [б’]: бь-бь-бь. Как стали звучать удары барабана? (Мягче, слабее.) Раньше ударами барабана зрителей приглашали на театральное представление.

4. Знакомство с буквой Бб. Анализ графического образа буквы.

— Откройте “Азбуку”. Буква, которая обозначает звуки [б] и [б’], тоже напоминает барабан. Какая буква — большая или маленькая — нужна Буратино? (Большая, так как с неё начинается его имя.) Что ещё напоминает букву б? (Перевёрнутый золотой ключик.)

5. Чтение слогов с буквой б.

— Кто подарил Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортила.) Рассмотрите Тортилу на рисунке и прочитайте, что она говорит (бо-бу-бе, бе-бё-би...). Это она бормочет на своём черепашьем языке.

Где живёт Тортила? Прочитайте подпись под рисунком.

6. Чтение слов черепахи. Работа в паре.

— Какие слова бормотала Тортила? Попробуем разобрать их. (Кара, бан и др.) К сожалению, черепаха такая старая, что перепутала слоги в словах. Как нужно переставить слоги? (Учащиеся соединяют слоги в слова: Карабас, Барабас, буквы, болото и т. д.)

7. Работа с моделью слова “билет”.

— Тортила хотела рассказать историю про золотой ключик, но не сумела. Что предлагают Аня и Ваня? (Посмотреть кукольный спектакль про Буратино.) Что является пропуском на этот спектакль? (Билет.) Сколько звуков и какие в слове “билет”? Как обозначается мягкость согласных звуков [б’] и [л’]?

8. Подготовка к чтению текста “В театре”.

— Прочитайте название текста. (“В театре”.) Как Буратино оказался в театре? Кто помнит содержание сказки? (Папа Карло купил Буратино “Азбуку” и отправил его в школу. Но Буратино, услышав звуки барабана, захотел посмотреть представление, продал “Азбуку” и купил билет в театр.)

9. Чтение текста с последующим рассказыванием эпизода.

— Прочитайте, какими словами встретили Буратино куклы — участники представления. Как произошла встреча Буратино с Карабасом-Барабасом?

10. Краткий пересказ содержания произведения.

— Прочитайте имена героев сказки. Кто оказался другом Буратино, а кто — врагом? Поумнел ли Буратино в конце концов? Чем закончились его приключения?

11. Чтение учителем эпизодов сказки А. Толстого. (Продолжение чтения на следующем уроке.)

12. Подведение итогов, эмоциональная оценка.

— Благодаря изучению какой буквы вы смогли познакомиться с Буратино? Интересно ли было читать страницу “Азбуки”? А слушать книгу?

13. Работа на с. 5. Постановка задачи. Сравнение звуков [б] и [п], [б’] и [п’].

— Откройте “Азбуку”. Посмотрите на условный значок на полях учебника. Прочитайте его. (Значок “Сравниваем”.) Какие буквы стоят рядом со значком “Сравниваем”? Нам предлагается сравнить звуки, обозначенные этими буквами. Какие звуки? (Звуки [б] и [б’], [п] и [п’].)

— Произнесите твёрдые звуки [б] и [п]. Одинаково ли работают органы речи при их произнесении? (Одинаково: губы сжимаются, образуя преграду выходящему воздуху.) Чем же тогда различается их произношение? (Звук [б] произносится с участием голоса, а [п] — без голоса.) Как называются такие звуки? (Парные звуки по звонкости-глухости.) Теперь произнесите мягкие звуки [б’] и [п’], сравните их. (Сравнение проводится аналогично.)

14. Чтение слогов и слов на сопоставление: ба — па, бо — по..., бил — пил, бочки — почки...

15. Наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на согласный звук.

— Парные звонкие и глухие согласные нередко создают путаницу в произношении и написании. Прочитайте первую пару слов. (Столбы — столб.) Какой звук произносится на конце слова “столб”? (Звук [п].) А какой буквой он обозначается? (Буквой б.) Задумайтесь почему. (Дети обмениваются мнениями.) Правильный ответ такой: эти слова пишутся одинаково, потому что это одно и то же слово, только столбы — это много предметов, а столб — это один предмет.

По заданному образцу анализируются слова: сноп — снопы, краб — крабы, карп — карпы.

16. Чтение текста “Баран и барабан”, его анализ.

— Что произошло с барабаном? (Он лопнул.) Удары его стали не звонкими, а глухими. Прочитайте, как бил барабан вначале. (Бум, бум.) А как потом? (Пум, пум.) Замена какого звука произошла и почему? (Замена звонкого звука [б] на глухой [п], потому что барабан лопнул.)

17. Чтение скороговорок “На базаре спозаранок накупил баран баранок” и “Белые бараны били в барабаны”.

— Похожи ли по звучанию слова “баран” и “баранки”? Задумывались ли вы над тем, почему так назвали хлебобулочное изделие? (По форме напоминает бараньи рога.) Действительно, когда-то существовало слово “бара- нить”, т. е. сгибать кольцами.

18. Продолжение чтения эпизодов сказки А. Толстого “Золотой ключик”.

— Кто хочет прочитать книгу целиком с родителями?








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.