Узелки на память (с. 108-109) - 7-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Узелки на память (с. 108-109) - 7-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Повторение наиболее важных сведений об изученных буквах;

б) проверка умения читать слова с изученными буквами в составе предложений, текстов;

в) проверка умений излагать изученное, пересказывать содержание прочитанного.

Для придания уроку большей динамичности его можно провести как конкурс “Умники и умницы” между мальчиками и девочками.

Ход урока

1. Определение целевой установки урока, постановка учебных задач.

— Всю дорогу в школу Аня и Ваня обсуждали вопрос о том, кто внимательнее и старательнее на уроках: мальчики или девочки. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте устроим конкурс “Умники и умницы”, тем более что урок сегодня особенный. Откройте “Азбуку” и определите, что это за урок. (“Узелки на память”.) Зачем проводятся такие уроки?

2. Определение условий конкурса.

Право отвечать на вопросы, выполнять задания предоставляется каждой команде по очереди, и за каждый правильный ответ начисляются очки, которые фиксируются на доске.

3. Повторение сведений об изученных буквах.

— Какие гласные звуки обозначены буквами в “узелках”? Почему в пару с буквой о поставлена буква ё, а в пару с буквой э — буква е? (Буквой о обозначается звук [о] в начале слова и после твёрдых согласных, а буквой ё тоже обозначается звук [о], но после мягких согласных. Буквой э обозначается звук [э] после твёрдых согласных и в начале слова, а буквой е тоже обозначается звук [э], но после мягких согласных.)

4. Чтение слогов на сопоставление.

Девочки читают пары слогов в левом столбике (с. 108), мальчики — в правом (с. 109).

5. Пересказы прочитанного.

— В каком слове, обозначающем вид спорта, связанный с походами на природу, встречается “ри”? (Туризм.) О каких туристических историях напоминают вам слова в рамочках? Прочитайте эти слова. (Рак, ворона.)

Учащиеся пересказывают содержание текста “Ворона”, вспоминают составленный ими рассказ о случае на рыбалке.

6. Чтение пар слов в столбиках (один столбик — девочки, другой — мальчики).

— О чём предупреждают звуковые схемы слов? (Первое слово в паре начинается с твёрдого звука, а второе — с мягкого звука.) Прочитайте слова парами в левом столбике. Читает команда...

7. Чтение скороговорки.

— Прочитайте слово в следующей рамочке. (Пугало.) Пугало предлагает вам прочитать скороговорку на ту букву, которую он принёс на урок. Какая команда — девочек или мальчиков — сумеет прочитать и повторить скороговорку без запинки?

8. Чтение и отгадывание загадок о пчеле, мышке, луне.

9. Повторение сведений о согласных, парных по звонкости-глухости.

— О каких парных согласных звуках по звонкости- глухости вы узнали, прочитав рассказ о гусе? (О звуках [г] и [к], [г’] и [к’].) Кто помнит, как звали гуся? Как он пел вначале, а как потом? (Го-га. Ко-ка.) Какие звуки называются звонкими? Какие — глухими?

10. Повторение правил чтения букв Ее и Ёё.

— Какое слово на письме начинается на е? (Ель.) Какое слово на письме начинается на Ёё? (Ёжик.) Почему буквы Ее и Ёё оказались соседями в “Азбуке”? О чём нужно помнить, читая эти буквы? (Они могут читаться по-разному. Это зависит от того, какое место занимает буква в слове. Нужно посмотреть, где стоит буква: в начале слова, в середине, или в конце — и после каких букв.) Прочитайте слова на эти буквы. (Енот, ёлка.)

11. Чтение слогов с договариванием.

— Кто сам придумает рифмовку на слог “ра”? (Ра-ра- ра — зашумела детвора, закусала мошкара и т. п.)

12. Чтение скороговорок вслед за учителем.

— Кто дружнее — мальчики или девочки — прочитает скороговорку?

13. Подведение итогов.

— Какая же команда победила в конкурсе “Умники и умницы”? Все мальчики оказались умниками, а девочки — умницами.

Литературно-художественная страничка “Великое русское слово”. Резервный материал (с. 110)

Урок желательно провести в качестве комбинированного с уроками изобразительного искусства, музыки.

Целевые установки урока

а) Расширение представления о роли слова в общении на примерах литературно-художественного, поэтического слова;

б) привлечение внимания к образности художественного слова;

в) развитие поэтического слуха учащихся, их литературно-эстетических вкусов.

Ход урока

1. Выяснение отношения учащихся к чтению книг.

— Посмотрите на нашу книжную полку. Увеличилось ли на ней количество книг? Много ли из этих книг вы прочитали, рассмотрели? Какие из них вам особенно понравились? А понравились ли они вашим родителям, близким, которые помогали вам читать эти книги?

2. Работа с выставкой книг. Чтение названия выставки “Великое русское слово”. Постановка задач урока.

— Какую роль играет слово в общении людей? (С помощью слов мы называем то, что видим вокруг. Связывая слова по смыслу и составляя предложения, мы выражаем свои мысли и чувства, сообщаем их другим людям. При помощи нескольких предложений мы можем рассказать о чём-то интересном.)

— Почему русское слово названо великим? (Так как людей, говорящих по-русски, великое множество: это и люди, живущие в России, и люди, говорящие по-русски, которые живут в других странах.)

— Где и как учатся говорить по-русски? (Общаясь в школе, читая книги, и т. д.)

— Великим русским словом владеют прежде всего писатели и поэты, которые выражают в своих рассказах, стихотворениях мысли и чувства целого народа. Чтобы донести их до слушателей, писатели используют в своих произведениях особые поэтические слова. Будем учиться слушать, воспринимать эти слова в стихотворениях, отрывки из которых я вам сегодня почитаю.

3. Выразительное чтение стихотворных отрывков учителем. Выяснение восприятия произведений через соотнесение с иллюстрациями и лексическую работу.

— Почему использованы слова “кони мчат — несут”, а не просто слово “бегут”? (Кони бегут так быстро, что седокам кажется, что они взлетают как птицы.)

— Какие краски использовал художник, чтобы изобразить ясное утро. Какие поэтические слова ему это подсказали?

Почему Сергей Есенин написал “тенькает синица”, а не просто поёт? (В слове “тенькает” передаются звуки, издаваемые синицами.)

4. Обобщение.

— Великое русское слово потому названо великим, что отражает великие просторы нашей родной земли, её удивительную красоту.

5. Рисунки учащихся на тему “Русские просторы”, слушание музыкальных произведений на стихи русских поэтов.