загрузка...

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

«Азбука». Ч. 1. «Страна АБВГДейка»; прописи «Мой алфавит». Ч. 1

7-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ)

Урок 26. Буквы е и ё как показатель мягкости предшествующего согласного звука (с. 104-105)

Целевые установки урока

а) Знакомство с правилом чтения букв е, ё, стоящих в слове после букв, обозначающих согласные звуки;

б) развитие чувства слова, обогащение речи;

в) воспитание интереса к прошлому страны;

г) воспитание ценностного отношения к общению с природой.

Ход урока

1. Отгадывание загадки (от лица Вани). Создание проблемной ситуации.

Как по полю чёрному

Белый зайчик скачет.

Учит неучёного,

Как решать задачу.

(Мел)

— Попробуем записать отгадку (или составить её из букв разрезной азбуки). С какого звука начинается слово «мел»? (Со звука [м’].) Поставьте соответствующую букву. Какой следующий звук в слове вы слышите? (Звук [э].) Попробуйте обозначить этот звук известными вам буквами. (Дети ставят букву э.) Прочитайте, что получилось. ([мэ].) А надо [м’э]. Как быть?

2. Разрешение проблемной ситуации.

— Кто знает, какую букву нужно использовать? (Выслушиваются ответы детей.) Действительно, нужно написать букву е. Если она стоит после буквы, обозначающей согласный звук, то она указывает на мягкость этого согласного звука и читается как [э]. Прочитайте все вместе: «ме». Какой последний звук в слове осталось обозначить буквой? (Звук [л].) Поставьте недостающую букву и прочитайте всё слово: мел.

3. Формулирование правила чтения буквы е, стоящей после букв, обозначающих согласные звуки.

— Какое же важное правило чтения буквы е вы узнали на этом уроке? Послушайте ещё раз: когда буква е стоит в середине или конце слова после букв, обозначающих согласные звуки, то она указывает на мягкость этих звуков и читается как [э].

4. Чтение слогов на сопоставление: мэ — ме, пэ — пе, сэ — се.

Слоги записаны на доске парами.

5. Знакомство с правилом употребления буквы ё для обозначения мягкости предшествующего согласного звука и звука [о].

— Превратим слово «мел» в слово «мёл». Что значит «мёл»? (Подметал.) Как изменилось звучание слова? (Теперь после звука [м’] слышится звук [о].) Как показать это изменение с помощью букв? Если поставить после м букву о, получится [мол], а нужно [м’ол]. Поможет буква ё, которая после буквы, обозначающей согласный звук, указывает на мягкость этого звука и читается как [о]. Поставим эту букву и прочитаем слово: мёл.

6. Сопоставительное чтение слогов с буквами о и ё: но — нё, ро — рё, ло — лё, то — тё, во — вё...

Слоги записаны на доске парами.

7. Работа по страницам «Азбуки». Рассматривание иллюстраций.

— Это не совсем обычные страницы. Они рассказывают о прошлом нашего народа: о том, как жили раньше русские крестьяне и чем они занимались.

8. Анализ модели слова «репка».

— Аня не хочет отставать от Вани и решила загадать вам свою загадку:

Золотиста и кругла,

И её узнает каждый,

Если вспомнит, как однажды

Деду, бабке, Жучке, внучке,

Кошке мышка помогла.

(Репка)

— Репу издавна выращивали русские люди, поэтому о ней много сказок и загадок.

Обратите внимание на звучание этого слова. Произнесите слово по схеме, выделяя каждый звук. ([р’] [э] [п] [к] [а].) Какой буквой обозначен звук [э] после мягкого звука [р’]? (Буквой е.) Прочитайте это слово.

9. Анализ модели слова «лён».

— Найдите модель слова «лён». Что означает это слово? (Лён — это растение, из которого прядут нитки. Из ниток ткут полотно, изготавливают одежду.) Проанализируйте звуковой состав этого слова: сколько звуков, какие. (Три звука: [л’] [о] [н].) Какой буквой обозначен звук [о] после мягкого звука [л’]? (Буквой ё.)

10. Подготовка к чтению текста. Чтение слов: репа — репка, река — рука, поле — пела...

11. Чтение текста «Село» и анализ его содержания.

— Что означает слово «село»? Подберите близкое по значению слово. (Деревня.) Что есть в селе? Что сеет мужик, а что — баба? Почему говорится, что будет сыну рубашка и кашка? (Из льна издавна изготавливают льняное полотно и шьют одежду, а из овса варят полезную кашу.)

12. Лексическая работа. Сравнение слов по смыслу.

— Чем различаются по смыслу слова «село» и «село»? (Село — значит опустилось.) Обратите внимание: пишутся слова одинаково, а по звучанию и смыслу они разные. Что общего в словах: мел, мелет, мельница? (Начинаются одинаково и по смыслу похожи: «мельница» — место, где мелют муку.) А связано ли с ними по смыслу слово «мел»? Оказывается, да. Мел сделан из измельчённого камня-известняка. А кто мелет языком? (Тот, кто попусту болтает.) Русский народ всегда высмеивал болтунов, вот почему и родилось такое выражение.

13. Подготовка к чтению текста «На реке Волге».

Чтение слов: лён — клён, улов — клёв, топор — костёр.

Рассматривание иллюстрации к тексту.

— Что изображено на рисунке? Чем заняты рыбаки?

14. Чтение текста «На реке Волге» и его анализ.

— О какой реке идёт речь? Из какой рыбы наварят ухи рыбаки?

15. Чтение названий российских рек.

Рассказы учащихся об известных им реках.

16. Сравнение слов по смыслу.

— Что означает выражение «рыба клевала»? (Брала наживку, червячка.) Что общего по смыслу в словах «плот», «плотник», «плотва»? Давайте рассуждать. Слова «плот» и «плотник» имеют общую часть. Плот — плотно подогнанные друг к другу брёвна. Плотник — тот, кто плотно подгоняет брёвна друг к другу, как говорится, плотит. А плотва? Рыба, которая, как правило, плавает плотными косяками.

17. Чтение материала повышенной сложности. Отгадывание загадок.

— Что же испокон веку кормило русского человека? (Земля, река.) Человек жил в согласии с природой. Как вы это понимаете? Должны ли учиться современные россияне общению с природой?

18. Подведение итогов выполнения учебной задачи.

Проверка изученного правила чтения букв е, ё после букв, обозначающих согласные звуки.

— Знаете ли вы теперь, какой буквой можно обозначить мягкость предшествующего согласного звука и гласный звук [э]? (Буквой е.) А какой буквой можно обозначить мягкость предшествующего согласного звука и гласный звук [о]? (Буквой ё.)





загрузка...

загрузка...