Слово в общении. Важно не только что сказать, но и как сказать (с. 10-13) - 1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Слово в общении. Важно не только что сказать, но и как сказать (с. 10-13) - 1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Формирование представлений о нравственных ценностях миролюбия, дружелюбия;

б) раскрытие роли слова в мирных способах разрешения проблемных, конфликтных ситуаций;

в) расширение представления о культуре общения через знакомство с пословицами;

г) формирование умений договариваться и согласовывать свои действия при выполнении заданий в паре;

д) различение конкретных наименований и наименований обобщающего характера;

е) расширение представлений о культуре общения, осмысление правил взаимоотношений в семье;

ж) развитие чувства смысловых и стилистических оттенков слов и высказываний;

з) формирование элементарного представления об интонации как средстве передачи эмоционального отношения.

Ход урока

1. Стимулирование интереса к чтению книг.

Рассматривание, выборочное чтение любимых книг, принесённых учащимися из дома. Выставление книг на классную книжную полку для желающих рассмотреть их на перемене.

Представление учителем своей любимой книги — сборника русских пословиц.

— Кто из вас знает, что такое пословица? (Это — краткое речевое выражение, буквально в несколько слов, которое сочинил народ.)

— Люди говорят: “Пословица недаром молвится”, потому что каждая пословица — это важное жизненное правило, в том числе и правило общения. Одну из пословиц я записала на доске. Попробуйте, кто сумеет, прочитать её. (Индивидуальное чтение с последующим хоровым повторением: “Слово ранит, слово и лечит”.)

— Как вы понимаете эту пословицу? (Злым, грубым словом можно больно обидеть человека, но доброе, ласковое слово помогает забыть эту обиду.) Эта пословица будет связана с темой нашего урока.

2. Определение темы урока на с. 10 и осмысление её формулировки как проблемы.

— Всегда ли слово объединяет людей? Не бывает ли наоборот?

3. Составление рассказа на тему “Чей гриб?” по серии рисунков.

При составлении рассказов детьми учитель просит их сравнить первый и последний рисунки.

— Как общались дети в начале и в конце своего похода в лес? Почему произошла перемена в настроении мальчиков?

Учитель подводит к выводу, что причина ссоры не только в жадности, но и в неумении по-хорошему, мирно разрешить спор.

— Подскажите детям слова примирения.

Единственная возможность для мальчиков помириться — извиниться друг перед другом за грубость, найти слова согласия. Учащиеся предлагают возможные слова для примирения (“Прости, я был не прав”), разыгрывают в парах сцену примирения.

4. Логическое упражнение классификационного характера.

— Вам приходилось собирать грибы? Знаете ли вы их названия? Кто может объяснить, почему они так называются?

Находится “лишний” гриб: гриб как постройка на игровой площадке и несъедобный мухомор среди съедобных грибов.

5. Рассказы учащихся о лесных походах.

— С кем вы обычно ходите в лес? Случались ли с вами интересные истории, приключения? Удавалось ли вам не поссориться, а, наоборот, договориться, согласовать свои действия?

6. Рассматривание рисунков на с. 11.

— Какое настроение у ребят? В чём может быть причина плохого настроения? (Высказываются предположения.)

— Давайте проверим ваши предположения, прочитав текст под рисунками. (Чтение текста учителем или его помощниками: “Не надо больше ссориться...”)

— Почему же ребята грустные? (Они поссорились, а без общения с друзьями невесело.)

7. Творческая работа: коллективное сочинение истории по пословице.

— Попробуем все вместе сочинить историю о том, почему ребята поссорились. Наша история будет называться так: “От одного слова да навек ссора”. О чём же будет наша история? (О том, как кто-то из ребят обидел своего друга словом.)

— Какие слова ведут к ссоре? (Злые, грубые, когда дразнят.) А бывают несправедливые слова? Что это за слова? (Это слова, которыми тебя напрасно упрекают, хотя ты и не виноват.) Пусть наша история будет о несправедливых словах.

Я буду рассказывать, а вы помогайте. В одном доме жили и дружили мальчик и девочка. (Дети придумывают им имена.) Однажды ребята пошли ... (лес, речка, каток). Чтобы перекусить, когда проголодаются, они взяли с собой ... (бутерброды, пирожки). Продукты они положили в пакет. Что же могло произойти с пакетом? (Забыли в автобусе, утащила собака.) Кого начали упрекать ребята? (Друг друга.) А как следовало себя повести? (Успокоить друг друга, превратить всё в шутку.)

— Поняли ли ребята потом, что напрасно обижали друг друга? Почему же они не помирятся? (Ждут, что кто-то это сделает первым.) Воспитанный человек не ждёт, когда извинятся перед ним, а сам извинится первым. На эту тему есть пословица “Сумел провиниться — сумей и повиниться”.

8. Знакомство с пословицами в “Азбуке”.

— Наши знакомые Аня и Ваня знают много пословиц о том, как следует себя вести при общении с другими людьми. Они хотят познакомить вас с двумя пословицами. (Учащиеся читают и объясняют пословицы, анализируют изображённые ситуации, делают выводы о необходимости обдуманного, уместного употребления слов.)

— Какую из пословиц вы хотели бы запомнить?

9. Коммуникативно-речевой практикум по вопросам в учебнике с целью закрепления систематизации знаний по культуре общения.

Разыгрывание диалогов, ситуаций.

10. Повторение, систематизация полученных представлений о содержании понятий “общение”, “культура общения”.

Вопросы можно задать от лица Вани и Ани.

— С кем и где можно общаться? Какие правила общения существуют?

11. Составление рассказа на тему “Однажды мама ушла”.

Учащиеся дают имена героям рассказа, строят предположения о том, что же произошло в отсутствие мамы. Осуществляется подбор слов, обозначающих эмоциональное состояние и действия: хнычет, плачет, кричит, зовёт; волнуется, пугается, удивляется; бежит, приносит и пр.

Ученики размышляют, почему девочка сразу не смогла успокоить малыша. Во-первых, малыш ещё маленький и плохо говорит, а девочка не может понять, что ему надо. Во-вторых, девочка, наверное, говорила по-разному: сначала испуганным, раздражённым голосом, а потом более спокойным, ласковым. Даётся задание исполнить роль девочки, передав её слова с различной интонацией: “Ну что тебе надо, чего ты хочешь?”, “Ну не надо плакать, мама скоро придёт”.

Особое внимание уделяется интонации фразы: “Ах ты, деточка, сладкая конфеточка!”

— Кто сможет прочитать, что говорит девочка успокоенному малышу на последней картинке? С каким чувством нужно произнести эти слова? Попробуйте сказать эти слова с любовью и нежностью.

Вопрос “Азбуки” “Что успокоило малыша?” носит проблемный характер: успокоили не игрушка, не бутылочка с молоком, а выражающие любовь к малышу тёплые ласковые слова и нежные объятия.

12. Логическое упражнение на классификацию (бутылочка с молоком — не игрушка).

13. Работа по сказке “Гуси-лебеди”.

В зависимости от наличия времени и степени знакомства детей с этой сказкой возможны варианты работы с предварительным чтением-рассматриванием соответствующей книги либо на основе пересказа основных эпизодов сказки по иллюстрациям в “Азбуке” и выборочного чтения. Основное внимание уделяется интонационным особенностям речи героев сказки, поэтому чтение (или воспроизведение по памяти) отрывков из сказки, реплик героев следует осуществлять по ролям: за автора, родителей, девочку.

14. Знакомство с новым значком на полях “Азбуки”: “Сравниваем”.

— Сравните, одинаково ли девочка говорит с яблоней в начале сказки, когда ищет братца, и в конце. (Нет, в начале капризно и грубо, потом ласково и вежливо.)

15. Формирование первоначальных представлений о значении интонации для успешного результата общения.

— Почему в общении важно не только что сказать, но и как сказать? (Потому что от того, каким голосом, с какой интонацией мы обращаемся к другому человеку, во многом зависит, захочется ли ему общаться с нами, откликаться на наши слова.)

16. Выявление нравственного урока сказки.

— Хотя это сказка, есть такое выражение: “Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”. Какое правило общения вы можете вывести для себя из этой сказки?

А почему нужно слушаться родителей? “Слушаться” означает “слушать”. Надо слушать слова родителей, быть послушными детьми. Как вы поняли, что значит быть послушным?

17. Стимулирование интереса к чтению.

— Понравилась ли вам эта сказка? У кого в домашней библиотеке есть такая книжка? Почитайте её вместе с родителями. А у кого этой книжки нет, можете взять её домой до завтра.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.