Звуки [р] и [р'], буква Рр (с. 92) - 5-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Звуки [р] и [р'], буква Рр (с. 92) - 5-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Формирование умения различать звуки [р] и [р’] и правильно произносить их;

б) знакомство с буквой Рр, формирование умения читать слова с этой буквой в составе предложений, текста;

в) развитие умения строить рассказ по опорным словам.

Ход урока

1. Вводная беседа.

— Ваня принёс на урок загадку:

Удивительные вещи — вместо рук большие клещи.

Под водою он живёт, ходит задом наперёд.

— Как вы догадались, что это рак? Кто может рассказать о нём? Ваня тоже рассказал мне много интересного о раке. Он видел рака в походе. В загадке конечности рака называются “клещи”, а на самом деле их правильное название — клешни. Раки покрыты панцирем. Они бывают морскими и речными.

2. Анализ слов со звуками [р] и [р’], их сравнение и характеристика.

— Произнесите: “Рак речной”. Каким звуком начинается слово “рак”? Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, так как при произнесении язык образует преграду выходящему воздуху. Это твёрдый звук.) Каким звуком начинается слово “речной”? Что вы можете сказать об этом звуке? (Это парный мягкий звук [р’].)

3. Наблюдения над артикуляцией звуков (дрожание, вибрирование языка).

4. Работа на с. 92. Рассматривание рисунка. Работа над значением слов.

— Рассмотрите рисунок, на котором изображена речка, где водятся раки. Кто расположился на берегу речки? Как называется вид спорта, когда люди ходят в походы? (Туризм.) А как называют таких спортсменов? (Туристами.) Чем заняты туристы в походе?

5. Знакомство с буквой Рр. Постановка учебной задачи.

— Чтобы прочитать эту страницу, нужно познакомиться с новой буквой. Посмотрите на букву, которой обозначаются звуки [р] и [р’]. Кого она напоминает по форме? (Рака.)

6. Упражнение в чтении слогов.

— На что указывает слоговая табличка? В каких случаях новая буква обозначает твёрдый звук и читается [р]? (Перед а, о, у, ы.) В каком случае буква читается мягко — [р’]? (Перед буквой и.) Прочитайте слоги. Проверьте друг друга в паре.

7. Дикционные упражнения.

— Хотите выучить речёвку туристов? Тогда в рифму подбирайте слова.

Ра-ра-ра! Вставать давно ... . (Пора.) Ро-ро-ро! Налей воды в ... . (Ведро.) Ры-ры-ры! Заели ... . (Комары.) Ру- ру-ру! Скорей беги к ... . (Костру.)

8. Звуко-буквенный анализ слов “рак”, “турист”. Чтение на основе анализа.

— Найдите модель слова “рак”. Обратите внимание на цвет речного рака. (Зелёный с коричневым оттенком. Такой цвет помогает раку прятаться на дне реки.) Назовите звуки в слове “рак”, прочитайте это слово по буквам.

Произнесите слово “туристы” по слогам. Сколько слогов? Какой ударный? Назовите первый слог, выделите каждый звук. Прочитайте первый слог. Назовите второй слог. Каким звуком начинается второй слог? (Мягким звуком [р’].) Прочитайте второй слог.

9. Упражнение в подборе слов на заданные звуки.

— Как называется заплечный мешок, который обычно носят туристы? (Рюкзак.) Каким звуком начинается это слово? Какие предметы, в названиях которых есть звук [р’] или [р], могут быть в рюкзаке? (Кружка, топорик, сыр, сахар. )

10. Подготовка к чтению текста. Чтение слов с наращением букв: нора — норка, смотри — смотрит.

11. Чтение текста “Туристы”.

Текст читается по предложениям, структурно-смысловым частям. Предложение “Там ...” дети заканчивают с помощью заданного рисунка. Осуществляется восприятие текста по вопросам учителя, формируется умение читать выразительно.

— Какие чувства ребят надо выразить при чтении текста? (Сначала чувство тревоги, страха, потом чувство успокоения.)

12. Составление рассказа по опорным словам: рано, утром, окуни, рак.

— Попробуйте составить рассказ о том, что произошло с Ромой на рыбалке. Вспомните, из каких основных частей состоит рассказ. (Начало, основная часть, концовка.) В составлении рассказа вам помогут слова. Прочитайте их.

С помощью каких слов предлагается начать рассказ? (Рано утром.) Кто проснулся рано утром и куда отправился? Какое слово позволяет предположить, какую рыбу наловил Рома для ухи? (Окуней.) О ком ещё надо рассказать с помощью последнего слова? (О раке.) Как мог Рома наткнуться на рака? (Рома полез в воду, чтобы распутать зацепившуюся за корягу леску. Под корягой сидел рак и цапнул Рому за палец.)

13. Подведение итогов.

— О ком вы узнали, прочитали благодаря новой букве? Понравились ли вам туристические истории? Мы не прощаемся с ребятами-туристами и встретимся с ними на следующем уроке.