загрузка...

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

«Азбука». Ч. 1. «Страна АБВГДейка»; прописи «Мой алфавит». Ч. 1

5-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ)

Урок 17. Чтение слов и текстов с изученными буквами (с. 88-89)

Целевые установки урока

а) Формирование умения читать трёхсложные слова;

б) совершенствование способа чтения слов с изученными буквами;

в) формирование умения читать и воспринимать текст по структурно-смысловым частям;

г) развитие интереса к чтению книг;

д) воспитание гуманного отношения к животным.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности. Упражнение в чтении слов.

— Вам понравилось читать про цирк? Хотелось бы прочитать новые рассказы о жизни цирка? Чтобы суметь их прочитать, надо подготовиться к чтению: настроиться на внимательное, правильное чтение длинных слов: кот — котик — котики, ослик — ослики, стали — устали, соска — сосиска, скалá — искáла, сними´ — отними´.

2. Работа по странице «Азбуки». Рассматривание иллюстраций к текстам.

— Кому посвящена эта страница «Азбуки»? (Клоунам - дрессировщикам.) Легко ли быть клоуном-дрессировщиком? Весёлое ли это занятие? Как вы думаете? (Обмен мнениями.)

3. Чтение текста «Клоун и Тото».

— Прочитаем, что об этом говорится в рассказах. Прочитайте название первого рассказа. («Клоун и Тото».) Кто помнит с прошлого урока, кто такой Тото? Определите по рисунку. (Это ослик.) Посмотрите на ослика, на выражение его глаз. Они весёлые или грустные? Как вы думаете, в чём может быть причина? Давайте проверим ваши предположения.

Прочитайте первые два предложения. Что требует клоун от ослика? (Бегать, веселить публику.) Прочитайте следующие два предложения. Как ведёт себя ослик и почему? (Он устал.)

— Может быть, клоуну стоит подхлестнуть его кнутиком? Прочитайте третье, последнее предложение. Как же отнёсся клоун к такому поведению ослика? (Он пожалел ослика, угостил его морковкой.) Почему клоун посочувствовал ослику? (Клоун добрый, и он относится к ослику как к своему другу. Он понимает, что животные тоже устают.)

Осуществляется перечитывание текста с отработкой выразительности чтения.

4. Чтение второго текста (без названия).

— Рассмотрите вторую картинку. С кем выступает этот клоун? В чём заключается их цирковой номер? Куда должна смотреть собачка? (На табличку с задачкой.) А на что она смотрит? (На сосиски.) Узнаем, что об этом говорится в рассказе.

Прочитайте сначала два первых предложения. Как следует понимать слово «отними»: «из трёх вычти один» или «отними сосиски»? Прочитайте два следующих предложения. Как понимает команду клоуна собачка? Что она собирается сделать: решить задачку или отнять сосиски?

Прочитайте вопрос к тексту. («Клоуну грустно или весело?») Как бы вы ответили на этот вопрос? (Грустно оттого, что собачка его не слушает, а смешно, потому что она всё равно пролаяла два раза.)

— Прочитайте этот рассказ выразительно. Как будете читать слова клоуна? (Строго, но доброжелательно.) А «слова» собачки? (Жалобно, просяще.)

5. Обобщение прочитанного.

— Так легко ли быть клоуном-дрессировщиком? Как ему нужно относиться к животным?

6. Работа в паре «Найди слово».

— Клоун со своей учёной собачкой приготовил для вас непростую задачу: отыскать среди букв спрятанные слова. Прочитать эти слова можно сверху вниз и снизу вверх, слева направо и справа налево, по прямой и кривой — только не перепрыгивая через буквы. (Дети отыскивают слова «лак», «косы», «осы», «лимон».)

— Прочитайте клоуну слова, которые вы нашли.

7. Резервное задание «Это лото».

8. Подведение итогов.

— Легко или трудно было вам выполнять задания на уроке? Кто устал?

9. Упражнение в правильном и быстром (целыми словами) чтении.

— Что означает появление сороки? (Надо постараться читать чётко и быстро.) Прочитайте сначала эти слова для себя вполголоса, затем громко для класса.

10. Чтение рассказа «Толик и кот».

— Рассмотрите рисунок. Понятно ли вам, чем занимаются мальчик и кот? Как можно узнать об этом? (Надо прочитать текст.)

Текст читается по абзацам с выяснением восприятия прочитанного и отработкой выразительности чтения.

— Сколько частей в тексте выделено? (Три части.) Найдите и прочитайте первую часть. О ком говорится в первой части? Зачем Толя посадил кота на канат?

Прочитайте вторую часть. Что предлагает Толик коту? Почему он его называет «котик»? Выразите при чтении слов мальчика его ласковое отношение к коту.

Прочитайте третью часть. О чём в ней говорится? Почему кот капризничает? Звучание каких слов напоминает мяуканье кота? Кто сможет «по-кошачьи» прочитать эти слова?

11. Лексическая работа.

— Чему пытался Толик научить своего кота? (Карабкаться по канату.) Как называют артистов цирка, которые ходят по канату? (Канатоходцами.) Какие ещё цирковые артисты участвуют в представлении? (Жонглёры, акробаты, фокусники.) Чьи выступления вам особенно нравятся?

12. Чтение стихотворного отрывка «Клоуны — смешной народец...».

— Нередко клоуну приходится осваивать не только профессию дрессировщика, но и другие: жонглёра, фокусника и даже канатоходца. Чаще всего он делает это по-своему, смешно. Как? Об этом следующее стихотворение на странице «Азбуки». Читать его мы будем вместе. Сначала найдите те слова, которые вы уже можете прочитать сами («клоуны», «канату»). Послушайте, как я прочитаю это стихотворение. Теперь постарайтесь прочитать вслед за мной.

Как понять смысл этого стихотворения? Действительно ли клоун идёт по канату? О чём предупреждают слова «Клоуны — смешной народец»? (Наверное, что-то не так, что-то смешное.) Каким вам представляется этот смешной номер? Какую бы иллюстрацию вы нарисовали к этому стихотворению? (Канат лежит на полу, и по канату идёт клоун.)

13. Знакомство с книгами о цирке.

— Страницы о цирке в «Азбуке» заканчиваются. Пора сворачивать нашу цирковую афишу. Петрушка загрустил. А вам грустно расставаться с цирком? Но о цирке можно найти и почитать интересные книги с рассказами и стихами. На нашей книжной полке есть такая книга стихов Екатерины Каргановой «На арене фокус-покус». У вас есть желание послушать некоторые стихотворения?

КЛОУН

Я клоун!

Я к зрителям буду спешить.

Я клоун!

Я зрителей буду смешить.

— Эй, клоун! Смотрите, какой он растяпа!

— Какая смешная у клоуна шляпа!

— И нос как картошка!

— И уши как груши!

— И щёки как плошки!

— И бант на макушке!

Пожалуйста, смейтесь

И громче кричите,

И все надо мною до слёз хохочите!

Пускай у вас слёзы от хохота льются!..

Я очень люблю, когда люди смеются.

— Обижается ли клоун, когда над ним смеются? (Дети высказывают свои суждения.)

— Послушайте ещё одно стихотворение. Оно называется «Летающие тарелки». Как вы думаете, о каких тарелках пойдёт речь? Чтобы проверить свои предположения, послушайте это стихотворение.

Летают тарелки!

Тарелки летают —

Глубокие, мелкие —

Целая стая.

Летают как птицы

И скачут как белки.

Тарелки летают!

Летают тарелки!

А кто из вас знает,

А кто угадает:

Кто эти тарелки

Летать заставляет?

Для тех, кто ответить

Не смог до сих пор,

Скажу по секрету,

Что это... жонглёр!

— Какие же летающие тарелки бывают в цирке?

14. Подведение итогов. Выяснение отношения к чтению книг.

— Кто из вас хочет взять эту книжку домой и почитать её вместе с родителями?





загрузка...

загрузка...