Звуки [л] и [л'], буква Лл (с. 81) - 3-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Звуки [л] и [л'], буква Лл (с. 81) - 3-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Совершенствование умений выполнять звуковой анализ слов, дифференцировать сонорные звуки;

б) знакомство с новой буквой, обозначающей звуки [л], [л’], чтение слов с этой буквой;

в) развитие широких образовательных мотивов учения, чтения.

Ход урока

1. Знакомство с произведениями Самуила Маршака.

Учитель достаёт с книжной полки книгу стихов С. Маршака.

— На прошлом уроке вы решили стараться всё делать сами. Что именно? (Выслушиваются мнения детей.) Что ещё нужно делать самому, узнаете из стихотворения детского писателя С. Маршака “Угомон”.

Что случилось нынче в школе?

Нет учительницы, что ли?

Расшумелся первый класс

И бушует целый час.

Поднял шум дежурный Миша.

Он сказал:

— Ребята, тише!

— Тише! — крикнули в ответ

Юра, Шура и Ахмет.

— Тише, тише! — закричали

Коля, Оля, Галя, Валя.

— Тише-тише-тишина! —

Крикнул Игорь у окна.

— Тише, тише! Не шумите! —

Заорали Витя, Митя.

— Замолчите! — на весь класс

Басом выкрикнул Тарас.

Тут учительница пенья

Просто вышла из терпенья,

Убежать хотела вон...

Вдруг явился Угомон.

Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

— Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам!

— Пригодится ли совет писателя ребятам нашего класса? Кто знаком с другими стихами этого поэта и помнит его полезные советы? (Заслушиваются ответы учащихся.)

— Очень важный совет даёт писатель ребятам в своём стихотворении “Дети нашего двора”. Речь идёт о том дворе, где жил сам писатель, а вместе с ним жили замечательные люди, герои. Послушайте отрывок из этого стихотворения.

На дворе у нас живут многие герои.

Но ребята признают правило такое:

Ты гордись своим отцом, знатным гражданином,

Но и сам будь молодцом, а не просто сыном...

Тот, кто водит самолёт дома по паркету,

Завтра в небо поведёт самолёт-ракету.

Кто построил на дворе мост через канаву —

Мост на Волге, на Днепре выстроит на славу.

Дети нашего двора, крепнут ваши крылья,

Ваша детская игра завтра станет былью.

— Как вы понимаете совет писателя: “Будь молодцом”? А его слова: “Мечта станет былью”? (Надо думать, мечтать о своём будущем, о том, кем ты вырастешь, и даже в игре готовиться к взрослой жизни.) Любая ли детская мечта становится былью? Что нужно делать для того, чтобы мечта осуществилась? (Надо не терять времени зря, хорошо учиться, чтобы получить образование.) Не будем и мы терять времени зря.

2. Беседа по рисунку “Азбуки”. Постановка задачи урока.

— Что строят ребята? (Ракету.) Подберите слово, близкое по значению слову “ракета”. (Космический корабль.) Куда летают люди на космическом корабле? (В космос.) Что такое космос? (Это мир звёзд, планет.) Как называют людей, летающих в космос? (Космонавтами.) Где уже побывали космонавты? (На Луне.) Кто знает, как называется машина, которая путешествовала по поверхности Луны? (Луноход.)

— Как вы считаете, кем хотят стать ребята? (Космонавтами или конструкторами, т. е. создателями космических кораблей.) Что им для этого надо уметь, какие книги прочитать? (Уметь разбираться в чертежах, прочитать книги о планетах и космических кораблях.)

— Чтобы прочитать книги о Луне и космических кораблях, ребятам нужно познакомиться с новой буквой. Это станет и вашей задачей на уроке.

3. Звуковой анализ слов “Луна”, “корабль”. Выделение звуков [л] и [л’], их характеристика как согласных, парных по твёрдости-мягкости.

— Каким звуком начинается слово “Луна”? (Звуком [л].) Каким звуком заканчивается слово “корабль”? (Звуком [л’].) Какие это звуки: гласные или согласные, твёрдые или мягкие?

4. Звуковые упражнения.

— Придумайте такие имена мальчикам, чтобы они начинались со звука [л’]. (Лёва, Лёня.)

5. Открытие звукового значения буквы. Анализ графического образа буквы.

— Каким рисунком представлена буква на странице? (Рисунком лестницы.) Подсказывает ли вам этот рисунок, какой звук обозначает новая буква? (Звук [л’].) На что указывают звуки-бусинки под рисунком лестницы? (Новая буква обозначает два звука: мягкий [л’] и парный твёрдый [л]. Поэтому буква может читаться мягко и твёрдо.)

6. Чтение слогов по слоговой табличке: ла—ло—лу. Закрепление представлений о позиционном принципе чтения: сравнение слогов (лы — ли).

7. Работа с моделями слов “Луна”, “Лёня”.

Звуко-буквенный анализ слова “Луна”. Чтение на основе анализа. Сравнительный анализ звучания и написания слов “Луна”, “Лёня”.

— Чем различается звучание этих двух слов? (В слове “Лёня” согласные звуки мягкие, а не твёрдые, как в слове “Луна”.) Чем похоже их написание и почему? (Используются одни и те же буквы, обозначающие как твёрдые, так и мягкие согласные. Оба слова пишутся с большой буквы, так как одно из них является именем мальчика, а другое — названием небесного тела.)

8. Работа в паре. “Конструирование” слов из слогов, записанных на доске, выставленных на наборном полотне: ла, лы, ма, ны, си, ум.

9. “Изобретение” слова. Упражнение в чтении на основе наращения букв в словах (на доске, наборном полотне): мы — мыл — мыли — мысли — мыслим.

10. Подготовка к чтению текста “На Луну”.

Чтение заголовка. Чтение слов в столбиках.

11. Чтение текста “На Луну” по предложениям с учётом знаков препинания (восклицательного знака, тире).

Формирование сознательности чтения с элементами выразительности.

— На что указывает знак восклицания? (На выражение особых чувств при чтении.) Какие чувства испытывают мальчики в своём воображаемом путешествии на Луну? Переживают ли они разлуку с мамой? Передайте это голосом при чтении.

Чем гордятся мальчики? (Они умны.) Что значит “мы мыслим”? (Думаем.) Почему они убеждены, что “мысли — сила”? В чём сила мысли? (Человек придумывает новые машины, совершает открытия, изобретает.)

12. Чтение и отгадывание загадки.

— А вы считаете себя думающими людьми? Тогда отгадайте загадку “По синему небу тарелка плывёт”. Что это может быть? (Луна.) У кого другая отгадка? (Космическая, или летающая, тарелка.)

13. Подведение итогов.

— Научились ли вы читать новую букву? О чём новом, интересном для себя вы узнали на уроке? Захотелось ли вам тоже отправиться в космическое путешествие?