Заглавные (прописные) буквы А, О (с. 7, 9) - 1-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Заглавные (прописные) буквы А, О (с. 7, 9) - 1-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Знать правила употребления заглавной буквы на письме в именах людей, кличках животных, а также в начале предложения;

б) писать заглавные буквы А и О;

в) работать с моделями слов; различать значение и звучание слова (в практическом плане);

г) составлять (самостоятельно и коллективно) звуковые схемы слов с опорой на рисунок, раскрашивать рисунок;

д) составлять предложения с опорой на схему;

е) развивать устную речь: учить составлять небольшой рассказ по опорным словам.

Ход урока

1. Повторение сказки Корнея Чуковского “Айболит”.

— Кто вам её читал? Какие строки сказки можете прочитать наизусть?

Назовите героев сказки, которые пришли на приём к доктору. (...И корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица!)

— Почему все звери шли к доктору Айболиту? Как он с ними общался? (Был внимательным, заботливым, терпеливым.)

2. Обозначение звука [а] строчной буквой а.

— Где находится звук [о] в словах “акула”, “медведица”, “лиса”: в начале или в конце слов?

Обозначьте этот звук буквой а (с. 7), запишите её на четвёртой строчке.

3. Первоначальное различение слов — имён собственных и нарицательных. (Нарицательные имена служат для обозначения каждого из названных людей, предметов, животных, а имена собственные выделяют среди них кого-то одного: мальчик — Петя, девочка — Оля, доктор — Айболит.)

— Назовите имя доктора. (Айболит.) Можно ли назвать словом “Айболит” всех докторов? (Нет.) Слово “Айболит” — это его собственное имя, оно принадлежит только сказочному доктору. Все имена собственные пишут с заглавной (прописной) буквы. Учимся писать заглавную букву А.

4. Анализ графической формы письменной заглавной буквы А. Копирование крупного образца письменной буквы А в вертикальной полосе вверху (с. 7).

— Из каких элементов состоит заглавная буква? (Из плавной линии с закруглением и прямой линии с петлёй; петля начинается снизу и располагается в середине рабочей строки.) Рассмотрите образец. С какого элемента следует начать письмо заглавной буквы? (Первый элемент буквы А — плавная линия — пишется снизу вверх. Второй элемент буквы А — прямая линия — пишется сверху вниз и переходит в петельку, которая объединяет два элемента.)

— Обратите внимание: 1) большая плавная линия заглавной буквы А с закруглением снизу начинается немного выше нижней линейки; 2) буква А возвышается над рабочей строкой.

Попробуйте самостоятельно воспроизвести образец письменной буквы А. Сами оцените свою работу, определите, что оказалось самым трудным.

5. Упражнение в написании элементов заглавной буквы А на первой рабочей строке.

6. Письмо заглавной буквы А по образцу и самостоятельно. Упражнение в плавном соединении элементов буквы и её безотрывное написание.

7. Работа в паре. Упражнение в употреблении заглавной буквы А в именах собственных (Айболит, Аня). Взаимопроверка.

8. Физкультминутка.

9. Упражнение в написании заглавной буквы О в вертикальной полосе. Рассматривание увеличенного образца, определение начала письма, самостоятельное воспроизведение образца, оценка написанного.

10. Сравнение заглавной и строчной буквы Оо, письменные упражнения.

11. Рассматривание рисунка (с. 9), слого-звуковой анализ слов (ослик, слон); составление рассказа по опорным словам.

12. Подведение итогов.

— Вспомните, какие задачи стояли перед нами на уроке. Удалось ли их решить?

Чем отличаются заглавные буквы от строчных букв? Как они пишутся? (Строчные пишутся в рабочей строке, а заглавные возвышаются над ней.) Когда их следует употреблять на письме? (При написании имён собственных.)