Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов (с. 46-49) - 4-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов (с. 46-49) - 4-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Выявление особенностей произнесения гласных и согласных звуков;

б) знакомство с понятиями “гласный звук” и “согласный звук”;

в) формирование умения в звуковом анализе слов;

г) осмысление учащимися различных способов обозначения звуков устной речи;

д) развитие фонематического слуха, умения устанавливать звуковой состав слова.

Ход урока

1. Работа на с. 46. Рассказ по рисунку.

— Кого зовёт мальчик и почему? Когда мы обращаемся за помощью к маме? (К ней мы обращаемся в трудные минуты.)

2. Звуковой анализ слова “мама”.

На основе протяжного произношения слова выделяется каждый звук, определяется их количество.

3. Наблюдения за особенностями произнесения звуков в слове “мама” с опорой на его наглядно-образную схему.

— Как вы думаете, что так внимательно рассматривает Аня в зеркале? (Как произносятся звуки речи, как работают органы речи.) Понаблюдаем вместе с ней, как произносится каждый звук в этом слове. (При произнесении звука [м] губы смыкаются, образуя преграду выходящему воздуху, и, наоборот, при произнесении звука [а] рот широко открывается и воздух проходит свободно.)

4. Введение понятий “гласные звуки” и “согласные звуки”.

— Все звуки делятся на две группы. Одни произносятся при свободном прохождении воздуха через рот и называются гласными. Они обозначаются условным значком О. При произнесении других звуков выходящему воздуху мешает преграда: язык, губы, зубы. Такие звуки называются согласными и обозначаются значком О.

Пустая бусинка будет напоминать вам, что воздух свободно проходит через открытый рот, а поперечная черта в бусинке — о преградах на пути выходящего воздуха.

5. Работа на с. 47. Беседа о семье, её родословной.

— Посмотрите на рисунок, который сделал Ваня. Кто сможет прочитать надпись к рисунку? Как называется такое дерево и кто на нём обычно изображается? (Это родословное дерево, которое символизирует род, семью.) Большая ли семья у Вани? Назовите членов его семьи.

6. Работа в паре.

— Расскажите друг другу о членах своей семьи.

Учащиеся проверяют свои умения правильно называть всех членов семьи и употреблять слова со значением родства (дочь, сын, бабушка, дедушка, тётя и др.).

7. Представление модели слова.

— Обратите внимание на портреты под родословным деревом. Это не обычные портреты, это портреты слов, или, иначе говоря, модели слов. Модели каких слов представлены? (Мама, папа, сын.)

— Чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно учитывать, что у каждого слова есть значение и звучание, которые существуют в единстве, и это отражено в моделях слов. Значение слова изображено в рисунке, а звучание слова обозначено звуковой схемой.

Покажите на модели слова “мама”, где отражено его значение, а где — его звучание. Ещё раз назовите все звуки в слове “мама”.

Покажите на модели слова “папа”, где отражено значение этого слова, а где — звучание слова. Сколько звуков в звуковой схеме? (Четыре звука.) Произнесите слово “папа” и выделите эти звуки. (П-а-п-а.) Какой первый звук: гласный или согласный? Что подсказывает условный значок? (Это согласный звук.) Попробуйте доказать почему. Как работают органы речи? (При произнесении звука губы плотно смыкаются и образуют преграду выходящему воздуху.)

По такому же образцу рассуждения анализируются и другие звуки в словах “папа”, “сын”.

Характеристика звуков в слове “сын”: [с] — согласный, так как прохождению воздуха мешают зубы и язык; [ы] — гласный, так как произносится с голосом и воздух при произнесении звука не встречает преграды; [н] — согласный, так как преграду образует язык, упирающийся в верхние зубы.

8. Рассказы учащихся о своих дедушках и бабушках.

В продолжение разговора о семье учитель ставит перед детьми вопросы.

— Есть ли у вас бабушки, дедушки? Как их зовут? Где они живут? Как часто вы с ними общаетесь? Какие ваши любимые совместные занятия?

9. Работа на с. 48.

— У Ани, нашей доброй знакомой, тоже есть дедушка, и она хочет вам о нём рассказать. Кто сможет прочитать название страницы? Рассмотрите рисунок. Где живёт дедушка: в городе или сельской местности? Что выражает его лицо, жесты при встрече с внучкой? Какими словами дедушка и Аня приветствуют друг друга?

Что интересного увидела и услышала Аня в гостях у дедушки? Кто знает, как называются эти птицы? Может быть, ответ мы найдём, прочитав текст?

10. Комбинированное чтение текста детьми, умеющими читать, с последующим хоровым перечитыванием текста всем классом с элементами чтения по ролям (за журавлей, котиков).

11. Упражнение в различении гласных и согласных звуков.

— Аня решила разложить по местам привезённые вещи: те из них, названия которых начинаются с гласного звука, в одну сторону, а те, названия которых начинаются с согласного звука, в другую сторону.

Выставляются предметные картинки: альбом, игла, обруч, кружка, брюки, шляпа. Учащиеся должны произнести название каждого предмета, выделить первый звук, определить, гласный он или согласный, показав сигнальную карточку с условным обозначением. Задача состоит в том, чтобы дети, опираясь на свои рече-двигательные ощущения, осознали характер преграды: [б] — губы, [т] — язык и верхние зубы, [к] — задняя часть языка, [ш] — зубы, образующие щель.

12. Работа с моделями слов.

— Вы уже знаете, что у слова есть значение и звучание. Как называется “портрет” слова, на котором мы можем увидеть, как оно устроено? (Модель слова.) В свой альбом Аня собирает модели слов. Найдите на странице модель слова “кот” и покажите, где изображено его значение, а где обозначено его звучание. Сколько звуков в этом слове? (Три.) Произнесите слово так, чтобы услышать каждый звук. Почему условные значки звуков — бусинки — разные? (Потому что в этом слове разные звуки: два согласных и один гласный.) Докажите. (Объясняются особенности произношения каждого звука.)

13. Игра “Третий лишний”.

— Чтобы определить, какое слово лишнее, нужно сравнить их по значению и звучанию. Что такое мак? (Цветок.) А жук? (Насекомое.) А лук? (Овощ.) Можно ли назвать мак и лук одним общим словом? (Да, это растения.) Какое же слово лишнее? (Жук.)

— Обратите внимание на звуковые схемы этих слов. Что в них общего? (Все слова состоят из трёх звуков: первый — согласный, второй — гласный, третий — согласный.)

— Произнесите слово “жук” и выделите в нём каждый звук. Почему звук [ж] — согласный? (При его произнесении зубы сближаются, образуя узкую щель выходящему воздуху.) Почему звук [у] — гласный? (Воздух проходит свободно через вытянутые трубочкой губы.) Чем отличается произнесение последнего согласного звука [к] от произнесения гласного звука? (Прохождению воздуха преграждает путь язык.)

— Как слово “жук” превратить в слово “лук”? (Поменять первый звук в слове.)

14. Работа на с. 49. Рассмотрение рисунка.

— Что интересного увидела и услышала Аня поутру?

15. Чтение текста с элементами ролевого исполнения (звуков дудочки, мычания коров).

16. Составление высказывания по схеме.

— Аня тоже решила отправиться на прогулку вместе с пастушком, но, чтобы дедушка не волновался, оставила ему записку, которую написала самым простым способом — рамочками слов. Дедушке трудно понять, что написала Аня, и нужно помочь ему в этом. Сколько слов в начале записки? (Два.) Что же могла написать Аня? Я ... (Гуляю.) Сколько слов в конце записки? (Три.) О чём она предупреждает? (Я скоро приду.)

17. Произнесение слов по схемам.

— Модели каких слов собрала Аня в свой альбом после прогулки? Чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на их звуковой состав и значение.

Первое слово состоит из четырёх звуков и означает растение с древовидными стволами, но без основного ствола. (Куст.) Проверим правильность ответа. Назовите все четыре звука. (К-у-с-т.) А теперь ребята, которые знают буквы, прочитают это слово.

Учитель пишет слово на доске буквами, а умеющие читать первоклассники прочитывают его. Такая работа не только дифференцирует обучение грамоте, но и является пропедевтикой обучения чтению, что позволяет соотносить звуки и буквы. С последующими словами проводится аналогичная работа.

— Второе слово состоит из пяти звуков и означает зелёный покров земли из растений с мягкими стеблями. (Трава.)

— Третье слово состоит из четырёх звуков и означает небесное тело — спутник Земли. (Луна.)

18. Творческое рассказывание.

— Чей разговор услышала Аня вечером у пруда? (Лягушки и вороны.) Какими звукоподражательными словами можно передать этот разговор? (Ква, кар.) Попробуйте перевести этот разговор на человеческий язык. Придумайте, о чём могли беседовать лягушка с вороной.

19. Загадка в картинках.

По начальным звукам в словах “кот”, “ослик”, “шар”, “крот”, “арбуз” учащиеся составляют слово “кошка”.