загрузка...

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

4-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ)

Урок 14. Мир полон звуков (с. 42-45)

Целевые установки урока

а) Обобщение сведений о способах записи высказывания с помощью рисунков и символов;

б) формирование представления о звуковых способах передачи сообщений;

в) привлечение внимания учащихся к звукам окружающего мира и через их воспроизведение развитие произносительных навыков;

г) сопоставление звуков природы со звуками человеческой речи;

д) введение понятия «звуки речи» в их житейском понимании;

е) привлечение внимания учащихся к речевому аппарату, органам речи;

ж) развитие фонематического слуха, умения устанавливать последовательность звуков в слове на основе их условных обозначений.

Ход урока

1. Обобщение изученного материала.

Проблемно-речевая ситуация на основе ролевой игры.

— Представьте, что мы с вами путешествуем на необычном космическом корабле — машине времени — и сейчас отправляемся в прошлое. Вот мы пролетаем над нашим городом и видим, каким он был сотни лет назад: старинные дома, узкие улицы, а вокруг сторожевые башни, на которых сидят дозорные и наблюдают, не наступает ли на город враг. Но что я вижу внизу? Дозорные уснули, они связаны врагами, которые вот-вот нападут на город, сожгут его, а жителей уведут в плен. Надо сделать посадку и предупредить жителей города об опасности. Но как это сделать? (Высказываются предположения, на которые учитель реагирует встречными вопросами.)

— Можно, конечно, побежать по домам будить людей. Но в старину люди говорили не совсем так, как мы сейчас, и они могут нас не понять. Что мы используем в помощь словам? (Жесты, мимику, интонацию.) Покажите, как с их помощью вы будете говорить людям о приближении опасности.

А если устного сообщения будет недостаточно? (Можно нарисовать чужеземных воинов.)

— Но в городе жителей много, а нас мало. Всех предупредить мы не успеем. Что же ещё можно предпринять? (Учащиеся ищут ответ на вопрос.)

— Кто из вас читал сказку А. С. Пушкина о золотом петушке? Как предупреждал петушок горожан о наступлении врага? Что в реальности может заменить крик сказочного петушка? (Удар колокола, сигнал военной трубы и т. п.)

— Молодцы, вы нашли правильное решение. Издавна люди передают сообщения с помощью звуковых сигналов.

Кто подскажет, какой звуковой сигнал следует подать, чтобы все путешествующие на нашей машине времени поняли, что пора снова отправляться в путь? (Гудок, звонок и т. п.)

— Мы снова улетели в прошлое и попали на нашу планету в то время, когда на ней ещё не было ни растений, ни животных, ни человека, ни всего того, что создано его руками. Тут царит полная тишина. Опишите свои ощущения: что вы чувствуете, представляете? Хочется ли вам надолго оставаться в этом мире безмолвия? Скорее снова в путь. Кто подаст сигнал к отправлению?

2. Работа на с. 42. Чтение названия страницы, постановка учебной задачи.

— Мы с вами прилетели в наш сегодняшний день, на урок. Прочитайте тему урока. Попробуем доказать, что мир общения, в котором мы живём, полон звуков. Посмотрите на верхнюю картинку. Что делают ребята? (Поют.) Для чего люди поют? Что они выражают при этом? (Свои чувства, настроение.) Почему дети поют не в одиночку, а хором? (Им нравится быть вместе, пение их объединяет. Хоровое пение, когда голоса звучат слаженно, является особенно красивым.) Петрушка подсказывает, что есть даже такая песня: «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором...» Кто знает её?

3. Физкультминутка под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать.».

4. Осмысление звуковых сигналов. Упражнения в звукоподражании.

— Какими звуками может быть наполнена нижняя часть страницы? Попробуйте воспроизвести эти звуки. (Изображая звучащий мир вещей, учащиеся передают звуками речи бой часов, свисток футбольного судьи, удары барабанных палочек, сигнал трубы, звуки колокола и т. п.)

— Для чего нужен свисток футбольному судье? Зачем бьют часы? (Попутно выясняется значение слова «бьют».) О чём возвещает сигнал охотничьей трубы? (О начале или окончании охоты.) Какой звук сообщает нам, что кто-то пришёл?» (Звенит звонок: «Дззз...»)

5. Знакомство с правилами использования звуковых сигналов, культура их применения.

— Следует ли звонить в дверь к незнакомым людям просто так, ради шутки? Стоит ли приходить на стадион, чтобы поболеть за любимую команду, с трубами, барабанами, свистками? Представьте, что вы приехали в гости и вас уложили спать в комнате, где старинные часы бьют через каждый час... Сможете ли вы спать спокойно в такой обстановке?

6. Работа на с. 43. Чтение названия страницы «Звуки в природе», постановка проблемного вопроса.

— Какими звуками природа сообщает о себе?

Рассматривая рисунок, учащиеся отмечают наглядные признаки приближающейся грозы (склонившиеся деревья и травы, стрелы молнии), определяют цвет неба (тёмное, серо-лиловое).

— А какие звуки природы могут нам рассказать о приближении грозы? (Передача учащимися звуков грозы может иметь театрализованную форму: дети изображают ветер и его вой (ууу...), качаются, как деревья, и передают шелест листьев (шшш...).

7. Сравнение рисунков, расположенных наверху и внизу страницы.

— По каким признакам вы можете установить, кончилась гроза или нет? (Учащиеся называют соответствующие признаки: выглянуло солнце, перестали качаться деревья, появились птицы и животные.)

— Какими звуками наполнился лес после дождя?

Изображается жужжание насекомых (жжж...), зудение комара (ззз...), фырканье ежа (ффф...), стрекотание кузнечика (ццц...).

Воспроизводится стук последних дождевых капель (кап-кап), голоса птиц: ку-ку, кар-кар, чик-чирик. Попутно анализируется значение звукоподражательных слов: кукует, каркает, чирикает.

— Можно ли сказать, что ворона чирикает или кукует?

8. Упражнение в произношении, интонировании отдельных звуков.

В качестве материализованной опоры для звукового анализа и синтеза предлагается условный значок «бусинки», и звуки собираются в бусы для сороки.

— Попробуйте соединить звуки лесных обитателей в одну песенку. (Учащиеся изображают жужжание жука, зудение комара, стрекотание кузнечика, фырканье ёжика: жжж, ззз, ццц, ффф...)

— Звуковая песенка очень понравилась насекомым, птицам и зверюшкам. Но как сохранить, запомнить её, чтобы ветер не разнёс её звуки или они не спрятались в лесной траве? Призадумались лесные обитатели. И тут застрекотала сорока: «Я придумала, я придумала. Посмотрите на мои разноцветные бусы. Они состоят из отдельных бусинок, которые связаны между собой. Если каждую бусинку наполнить отдельным звуком, а затем собрать эти звуки-бусинки вместе, мы сохраним свою лесную песенку».

Ребята, вам понравилось предложение сороки?

Учитель выставляет наборное полотно в виде контура сороки, на шею которой нанизывает бусинки (картонные кружки).

— Какую бусинку выберет себе жук для своего звука «жжж...»? А какую комар?

9. Уточнение и расширение полученных представлений о мире звуков. Создание учебной мотивации.

— Бывали ли вы летом за городом: на даче, в деревне? Нравится ли вам загородный отдых? Какими звуками наполнена загородная жизнь в отличие от городского шума? (Нет такого, как в городе, шума машин, а слышится щебетание птиц, крики домашних животных, плеск воды на речке, стук лопат и т. п.)

— Можно ли среди этих звуков услышать человеческие голоса и какие? (Смех детей, разговоры дачников, песни и т. д.)

10. Введение понятия «звуки речи».

— В общении между собой люди пользуются речью, а звуки, из которых состоит человеческая речь, называются звуками речи. Отдельные звуки речи сливаются в слова. Кто из вас прислушивался, как звучат слова? Кто хочет этому научиться?

11. Работа на с. 44. Чтение названия страницы. Игра «Подскажи словечко».

— Чтобы подсказать словечко, которого недостаёт, нужно внимательно прочитать каждую стихотворную строчку. Кто сможет прочитать первую из них? (Один из учеников читает, затем класс хором повторяет прочитанное, следя по строчке.) Услышали ли вы в слове «журчит» звуки ручья? Это слово так и называется: звукоподражательное. Кто прочитает вторую строчку? Покажите, как кричит петух. А как стучит топор? Кто догадался, какое слово следует подсказать, чтобы закончить стишок? (А речь звучит.)

— Что значит речь звучит? (Звучат слова человеческой речи, которые состоят из звуков.)

12. Рассматривание рисунка «На даче».

— Расскажите, что происходит на даче. Что обозначают, выражают лица, позы, жесты дачников?

13. Звуковой анализ слов.

— Обратите внимание: рядом с фигурами дачников изображены бусинки. Вспомните прошлый урок: чем могут быть наполнены эти бусинки? Верно, звуками, а именно звуками речи, из которых образуются слова. Как бусинки в бусах, так и звуки в слове связаны невидимой нитью. Их надо слышать и различать.

Проводится выделение звуков, составляющих звукоподражательные слова. Анализ сочетается с синтезом: дети соединяют звуки в слова, используя образ бусинки (условный значок звука).

— Попробуйте догадаться, какие слова звучат на странице «Азбуки».

Каким коротким словом, состоящим всего из двух звуков, можно передать крик девочки, которая заблудилась в зарослях малины? (Ау.) Проверим, послушаем эти звуки: а-у. Сколько звуков в слове обозначено рядом с плачущим малышом в коляске? (Два.) Переставьте местами звуки в слове «ау», и вы узнаете, как плачет малыш. Каким словом обычно понукают лошадку? (Но!) А что значит «но»? (Быстрее, быстрее.) Определите, какие два звука образует слово «но». Потяните это слово: нн-оо. Может, и мама говорит «но» плачущему малышу? (Нет, она говорит ребёнку «на», т. е. возьми.) Каким звуком — первым или вторым — различаются слова «но» и «на»? Кто нашёл то слово, которым дедушка помогает себе рубить дрова? (Ух.) Из каких двух звуков оно состоит?

14. Формирование представлений о речевом аппарате и органах речи. Чтение учителем загадки о зубах и языке. Объяснение значения слова «калач»: пшеничный хлеб, напоминающий по форме замок с дужкой.

15. Поиск отгадки с помощью рисунка. Работа в паре.

— Чтобы найти отгадку, назовите хлебобулочные изделия, которые изображены на рисунке к загадке. Посоветуйтесь друг с другом в парах, и посмотрим, какая пара даст полный и правильный ответ. (Торт, кулич, батон, баранки и т. п.) Где находится калач? (В руках у мальчика.) Какие же «белые силачи» его «рубят», т. е. пережёвывают? Кто им помогает? (Язык.) Почему язык назван говоруном? (С помощью языка человек не только пережёвывает пищу, но и говорит.)

— А что ещё помогает человеку говорить?

Делается попытка произнести загадку со сжатыми зубами, сомкнутыми губами. Необходимость движений нижней челюсти в процессе говорения можно показать, удерживая её ладошкой снизу.

Вывод учащихся: губы, зубы, язык помогают человеку говорить и поэтому называются органами речи.

16. Задание «Загадка в картинках».

Вводится акрофоническая схема слова (акро — крайний, фон — звук). Подход к разгадыванию слова следующий: называется каждый изображённый предмет, из каждого названия выделяются первые звуки и затем все звуки соединяются в слово.

— Кто нарисован на первой картинке? (Кот.) С какого звука начинается это слово? (Со звука [к].) Что нарисовано на второй картинке? (Арбуз.) С какого звука начинается это слово? (Со звука [а].) Соедините звуки [к] и [а]. (Ка.)

Аналогично продолжается работа по анализу слов «лук», «арбуз», «часы» и из первых звуков этих слов составляется слово-отгадка «калач».

17. Раскрытие значения чёткой и правильной речи.

Чтение пословиц, их повторение хором, объяснение смысла.

— Почему во время еды лучше помолчать? (Говорить с набитым ртом некультурно, и, главное, трудно понять, что говорится.) Почему нужно произносить слова внятно, чётко? (Чтобы тебя хорошо понимали.)

— Некоторые люди, когда у них даже нет ничего во рту, говорят так, как будто их рот забит кашей: проглатывают и искажают звуки, нечётко произносят слова. Про них так и говорят: «У них каша во рту».

18. Чтение стихотворения С. Михалкова «Сашина каша».





загрузка...

загрузка...