С чего начинается общение? (с. 82-83) - 1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

С чего начинается общение? (с. 82-83) - 1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Закрепление представления о доброжелательном стиле общения (на основе художественно-образного восприятия художественных текстов);

б) сравнивание содержания прочитанных произведений, нахождение в них общего и различного;

в) чтение текста целыми словами; выразительное чтение произведения при повторном его прочтении, передача своего отношения к героям;

г) разыгрывание диалогов, осмысление целей общения собеседников и уровня их культуры;

д) формирование культуры общения, умения сотрудничать при работе в паре и группе.

Ход урока

1. Беседа о том, как общаются люди.

Учитель изображает на доске модель речевого общения. Учащиеся рассматривают её и обсуждают.

— Докажите, что в общении участвуют по крайней мере два человека. Как их называют? (Собеседники.) Всегда ли люди помнят о правилах общения? Что вы знаете об этих правилах?

Учитель обращает внимание на вопросы, которые помогут учащимся понять процесс общения. (Кто кому говорит, что, как и зачем говорит?)

2. Чтение и осмысление названия темы “С чего начинается общение?”. Обмен мнениями.

3. Чтение стихотворения А. Барто. (Установки: 1) читать медленно, но целыми словами; 2) читать выразительно, соблюдая интонацию восклицательных предложений; 3) читать по ролям, выделив предварительно слова автора и слова героя произведения.)

— Как вы относитесь к герою, нравится ли он вам, чем?

Расскажите, с чего начинается общение. (С приветствия.) Приведите примеры, когда используются слова- приветствия. (Добрый день, добрый вечер, здравствуйте...) Подумайте и ответьте, всегда ли вам удаётся их использовать.

4. Чтение текста С. Иванова.

— Назовите участников диалога. (Лиза, Олег.) Знакомы ли дети с правилами вежливого общения? (Да, они знают слова вежливости, знают, что надо уступать место пожилым людям.) Но можно ли их назвать вежливыми детьми? Выскажите своё мнение.

Учащиеся должны прийти к мнению о том, что знать слова вежливости недостаточно, необходимо овладеть доброжелательной, спокойной формой (манерой, стилем) общения: не кричать, не обзывать друг друга, относиться друг к другу с вниманием, миролюбиво и доброжелательно.

— Последите за собой, постарайтесь быть в общении вежливыми. (Это установка для общения детей, которую они должны реализовать в повседневном общении.)

5. Работа в паре. Культура общения. Поочерёдное чтение произведения Б. Заходера вполголоса (“птичьим базаром” или шёпотом, но не про себя).

— Назовите героев произведения. (Бука и Бяка.) Почему автор дал им такие необычные имена? Что он хотел сказать этим?

Состоялся ли разговор между героями? (Нет.) А было ли общение между ними? (Да.) Каким оно было? (Без слов, без приветствий, но по выражению лица, мимике уже можно угадать отношение героев друг к другу.)

— Что означает выражение “смотреть букой”? (Держать себя неприветливо, недоброжелательно, угрюмо, нелюдимо; бука — фантастическое существо, которым пугали детей.)

— Интересной, приятной была бы встреча с человеком, который на тебя смотрит букой? Догадайтесь, почему автор назвал своё произведение “Приятная встреча”.

6. Повторное чтение стихотворения.

— Расскажите, как вы могли бы проиллюстрировать это произведение. Соответствует ли ваш рисунок тому, который нарисован в учебнике?

Помогите этим двум героям установить контакт, дайте им совет, как лучше общаться друг с другом. Проиграйте ситуацию так, чтобы встреча была действительно приятной.

7. Подведение итогов. Учащиеся вместе с учителем обобщают свои впечатления о прочитанных произведениях.

— Сравните героев прочитанных произведений. Похожи ли они друг на друга? Кто из них вызывает у вас симпатию? Почему? Убедите своих собеседников в правильности своего суждения.

Какие мысли вам показались очень важными? Какие правила речевого общения вы знаете? (Правила приветствия и прощания, вежливого обращения друг к другу; сохранение доброжелательной формы общения в любой ситуации и др.)

Дополнительно для читающих детей используются тексты из “Азбуки” (с. 86), а для отработки навыка чтения — материалы “Читалочки”.

Учитель может рекомендовать произведения из раздела “Семейное чтение” для чтения и обсуждения с детьми дома. Тексты раздела “Из старинных книг для чтения” (с. 122—125) очень важные для духовно-нравственного развития учащихся. Они помогут закрепить знания о культуре речевого общения, которые получили дети на уроках грамоты и чтения. Об этом надо говорить на родительском собрании.

В процессе межличностного общения детей, в любой жизненной ситуации необходимо использовать только позитивный стиль общения.