Звуки [ж] и [ш] как парные звуки по звонкости-глухости. Буквосочетания жи и ши (с. 49) - 13-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Звуки [ж] и [ш] как парные звуки по звонкости-глухости. Буквосочетания жи и ши (с. 49) - 13-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) формирование представления о звуках [ж] и [ш] как парных звуках по звонкости-глухости;

б) привлечение внимания к расхождению в произношении и написании слогов “ши”, “ше”, “шё”;

в) способствование усвоению правила написания слогов “жи”, “ши”.

Ход урока

1. Повторение изученного.

— Аня и Ваня приготовили для вас вопросы. Аня просит угадать звук, который является согласным твёрдым шипящим, не имеющим парного мягкого звука. (Это звук [ш].) Ваня просит назвать другой изученный вами звук, который также является согласным твёрдым звуком, не имеющим парного мягкого звука. (Это звук [ж].)

2. Сравнение звуков [ж] и [ш].

— Произнесите звуки [ж] и [ш]. Послушайте их, понаблюдайте за работой органов речи. Чем похожи эти звуки? (При произнесении этих звуков зубы образуют преграду выдыхаемому воздуху, который выходит через узкую щель.) Чем различаются эти звуки? (Звук [ж] произносится с участием голоса, а звук [ш] — без голоса, только с шумом.)

3. Обобщение.

— Звуки [ж] и [ш] являются парными звуками по звонкости и глухости. Какой из этих звуков является звонким? Какой глухим?

4. Работа на с. 49. Постановка проблемы.

— Найдите в “Азбуке” слоги, которые предлагается прочитать. Аня спрашивает нас, почему после буквы ш, обозначающей твёрдый звук, стоят буквы и, е, которые обычно указывают на мягкость предшествующего согласного. (Учащиеся высказывают свои суждения.)

5. Разрешение проблемы.

— Чтобы ответить на этот вопрос, Ваня предлагает вспомнить историю звука [ж].

Учащиеся рассказывают о том, что очень давно звук [ж] был мягким и для обозначения мягкости этого звука использовались буквы и, е, ё. Но постепенно звук [ж] отвердел, а люди продолжают писать после ж буквы и, е, ё. Несмотря на это, читать эти слоги следует с твёрдым произношением звука [ж].

— Точно такая же история произошла со звуком [ш]. Будучи когда-то мягким, он со временем стал твёрдым, а люди по традиции, то есть по обычаю, продолжали писать после буквы ш буквы и, е, ё.

6. Привлечение внимания учащихся к правописанию слога “ши”.

— Прочитайте правило, которое нам показывает ... (“Жи” и “ши” пиши с и.) Повторите это правило.

7. Тренировочные упражнения в чтении слов с буквосочетаниями “жи” и “ши”.

— Прочитайте первую пару слов. (Шил — жил.) С какой буквой написаны слоги “жи”, “ши” и почему?

Работа продолжается по заданному образцу.

8. Составление слов из разрезной азбуки (печатание) со вставкой пропущенной буквы и: шило, шина...

Работа ведётся по вариантам: вариант 1 — первый столбик слов, вариант 2 — второй столбик слов. Взаимопроверка составленных (напечатанных) слов в парах.

9. Чтение скороговорки “Сашка шапкой шишку сшиб”.

— Сколько раз встретилась буква ш? А слог “ши”?

10. Знакомство с произведениями Эдуарда Шима.

На доске записано: Эдуард Шим.

— Сегодня вы познакомитесь с произведениями писателя, фамилия которого начинается на слог “Ши”. Прочитайте имя и фамилию писателя.

— Послушайте его рассказ “Брат и младшая сестра”.

“Санька и его младшая сестричка Варя идут по лесу.

Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

— Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

— Ещё бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя по лесу, тащат корзинки с грибами-маслятами.

— Что ж ты, Саня. — говорит бабушка. — Маленькая- то больше набрала.

— Ещё бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет.

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки — меньше.

Встречается бабушка.

— Что ж ты, — говорит, — Саня. Малина-то высоко растёт!

— Высоко, — соглашается Санька.

— Дак тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

— Ещё бы, — отвечает Санька, — Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!”

— Понравился ли вам рассказ? А герой этого рассказа — Санька? Чем понравился?

— Если вам захочется прочитать и другие произведения этого писателя, найдите сборник его рассказов на нашей книжной полке. Не забудьте, как пишется его фамилия. (Шим — пишется с буквой и.)

11. Подведение итогов.

— О каких парных звуках по звонкости-глухости вы узнали? (О парных звуках [ж] и [ш].) Какой из этих звуков звонкий, а какой глухой? Какое правило о правописании букв, обозначающих эти звуки, вы запомнили?








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.