загрузка...

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Прописи «Мой алфавит». Ч. 2

11-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО)

Урок 55. Буква я после согласных (с. 21-22)

Целевые установки урока

а) наблюдать за особенностями произношения согласных звуков перед буквой я;

б) проводить слоговой и звуковой анализ слов с буквой я после согласных;

в) различать и писать слоги с твёрдыми и мягкими согласными (ма — мя, та — тя...);

г) писать прописную (заглавную) букву Я и слова с ней;

д) знать правила правописания имён собственных, применять их при письме;

е) развивать устную речь: составлять небольшой рассказ по картинке или данному началу;

ж) учиться списывать печатный текст; определять последовательность действий при списывании;

з) осваивать культуру речевого общения при работе в паре и диалоге друг с другом.

Ход урока

1. Заглавная (прописная) буква Я. Самостоятельное её написание в вертикальной полосе. Проговаривание (шёпотом) последовательности действий при письме заглавной буквы Я: «Начинаю писать плавную линию с большим овалом немного выше нижней строки. Веду линию плавно вверх и заканчиваю полуовалом над рабочей строкой. Пишу прямую линию с закруглением вправо». Подчёркивание самой красивой буквы.

2. Письмо заглавной буквы на рабочей строке и слов с ней. Правописание имён собственных: Яна, Яков.

— Сколько слогов в слове? Какой слог первый? Произнесите его. Какой буквой обозначаются слитные звуки первого слога [й’а]? (Буквой Я.) Запишите имена собственные.

3. Наблюдение использования буквы я после согласных. Сравнение слов «мама» — «мята».

— Разбейте слова на слоги, дайте характеристику каждому звуку (гласные — согласные, твёрдые — мягкие); определите, в каком слове есть мягкий гласный [м’]. (Мята.)

— Как обозначить его на письме, если для обозначения твёрдых и мягких звуков [м — м’] существует одна буква М? На с. 21, где изображены Тяв и Гав, есть подсказка. Какую гласную после мягкого согласного поставил Тяв? (Букву я). Какую гласную нужно писать после согласной, если она звучит твёрдо? (Букву а).

Вывод. После букв твёрдых согласных звуков надо ставить букву а. После букв мягких согласных — букву я (ма — мя).

4. Упражнение в использовании буквы я после согласных. Запись слогов с твёрдыми и мягкими согласными (ба — бя, та — тя...), письмо слов.

— Какие буквы надо использовать в словах после мягких согласных «ва-зы» — «вя-зы (деревья)»? Сравните, как звучит согласная в первом слоге «ва». (Твёрдо.) А в слоге «вя»? (Мягко.) Какую букву надо использовать, чтобы она указала на мягкость предшествующего согласного? (Букву я.)

5. Письмо слов с буквой я после согласных (масло — мясо, лапа — Ляля).

6. Игры со словом. Ребусы. Значение слов. Маяк — башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для указания пути судам. Порт — специально оборудованное место для стоянки и разгрузки судов.

Списывание предложений, их составление с использованием рисунков (с. 22—23).

7. Подведение итогов. Вывод. Как только в слове после согласной появляется буква я, согласный звук перед ней произносится мягко.





загрузка...
загрузка...