ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ БУКВАМИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ БУКВАМИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки уроков: закрепить умения школьников распознавать гласные звуки в слове, характеризовать их и обозначать на письме буквами; развивать у детей фонематический слух; определять гласные звуки по их характерным особенностям; различать гласные звуки и буквы для их обозначения; наблюдать над выразительными возможностями гласных звуков в художественной речи.

ХОД УРОКА

I. Объяснение смысла пословицы Я — последняя буква в алфавите.

II. Изучение новой темы следует начать с повторения сведений, полученных в период обучения грамоте (упр. 94).

Расширение сведений о звуках и буквах. Диалог с профессором Самоваровым.

Сравнение слов по значению, звучанию, написанию (упр. 95). Ход рассуждения может быть следующим (для сравнения слов по значению учитель может провести дополнительную работу на основе контекста):

— Прочитайте предложение и объясните значение подчёркнутых слов: Петя был мал и траву мял.

— Одинаковыми или разными по смыслу являются подчёркнутые слова? (Разными по смыслу.)

— Мы знаем, что смысл слова связан со звуками, из которых оно состоит. Сравните, какими же звуками различаются слова. (В слове мал такие звуки: [м], [а], [л], а в слове мял: [м’], [а], [л].)

— А какими буквами различаются слова на письме? (Буквами а и я.) Какая буква обозначает гласный звук [а] после твёрдого звука [м]? (Буква а.)

— Какая буква обозначает звук [а] после мягкого согласного звука [м’]? (Буква я обозначает гласный звук [а] и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.)

III. Закрепление представлений учащихся о гласных звуках и буквах, их обозначающих (упр. 96). Сначала дети доказывают, что в первом слоге слов лапки, пятки слышится звук [а], а потом объясняют, почему в слове лапки пишется буква а, а в слове пяткия.

IV. Выполнение тренировочных упражнений (упр. 97): гусь, гусыня, гусята.

— Почему вы написали букву я? (Она обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного звука [н’].)

— А какой буквой показана мягкость звука [с] в слове гусь? (Мягким знаком.)

V. “Узелки на память”.

VI. Упражнение на сопоставление звучания и написания слов с буквами е, ё, ю, я, занимающими различные позиции в слове (упр. 98). Образец рассуждения: брюки — буква ю обозначает мягкость предшествующего согласного и гласный звук [у]; юбка — буква ю обозначает [й’у].

VII. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных, где они обозначают два звука2 (упр. 99, 101).

В плане сопутствующего повторения вспоминается правило о написании имён собственных.

Привлекается внимание к истории названия города Ярославля. Записывается ответ на поставленный вопрос: “Город Ярославль основал князь Ярослав Мудрый”.

VIII. Стилистические наблюдения над изобразительными возможностями гласных звуков в художественной речи (упр. 102).

Стихотворные строки А. Плещеева следует прочитать выразительно, а слова в третьем предложении — с интонированием гласных звуков: [в’э]тер в п[о]ле в[о]ет.

Делается вывод: особенности произношения гласных звуков (наличие голоса, протяжное произношение) помогают поэту в стихотворной форме передать завывание осеннего ветра.

Учитель может предложить учащимся выполнить любое задание по стихотворным строкам А. Плещеева: подготовиться к письму по памяти или на основе этой работы написать зрительный диктант. Его особенность заключается в том, что текст диктует учитель, т. е. диктант записывается в основном на слух, но в случае затруднения ученик может обращаться к тексту и проверять написанное.

Рекомендации для занятий дома: каллиграфическое списывание скороговорки (упр. 100).

Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 1—8 (с. 25—27).


1 Здесь и далее материал данных уроков приводится в обобщённом виде, а учитель впоследствии самостоятельно делит его на две части (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся).

2 По программе эти сведения изучаются детьми в практическом плане, и от детей не требуется чёткого объяснения того, что буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.