ГРУППЫ СЛОВ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

ГРУППЫ СЛОВ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки уроков: учить детей различать предмет и слово как название предмета; определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; классифицировать слова по разным основаниям, объединять их в группы на основе выделенных признаков и по вопросам; наблюдать за ролью каждой группы слов в речи; составлять группы слов объединённых общим признаком; составлять тематические словарики; подбирать слова по темам, позволяющим через слово познавать мир (человек: его семья, возраст, его облик, качества и черты характера).

ХОД УРОКА

I. Классификация слов по группам. Работа с учебником. Чтение сообщения Ивана Самоварова о том, что слова в языке живут группами. Постановка учебной задачи.

Подбор ключей как решение задачи. Учащиеся читают подсказку, подбирают ключ к каждому слову: например, к слову заяц можно поставить вопрос кто?, а к слову зелёный — вопрос какой?

Постепенно все слова записываются в три столбика.

II. Упражнения на классификацию (упр. 66). Начальное знакомство с грамматическим значением предметности предполагает использование только конкретных по значению существительных, поэтому следует ограничиться нахождением в тексте слов мячи, ракетки, букеты.

— Какие же предметы бросает в воздух жонглёр? Запишите их названия.

Задания упражнения 67 можно сначала выполнить устно (найти названия признаков предметов), а затем уже перейти к письму по памяти.

Грамматическое задание в упражнении 68 сочетается с лексическим: сначала дети устно находят слова — названия действий предметов, а потом записывают их парами, противопоставляя по значению: ссорились — мирились, спорили — подружились.

— С кем из ребят приятно общаться: с тем, кто ссорится и обижает детей, или с тем, кто умеет дружить и с кем интересно играть?

III. Словесное творчество русских поэтов (упр. 69).

Работа со словом в художественном тексте. После чтения стихов К. Бальмонта и А. Майкова учащиеся находят слова — названия признаков предметов, записывают их.

(Что?) снежинка.

Снежинка (какая?) пушистая, белая, чистая, смелая.

(Что?) подснежник.

Подснежник (какой?) голубенький, чистый.

— Сравните слова — названия признаков предметов. Одинаковый ли смысл вкладывается в словосочетания чистая снежинка и чистый подснежник?

— Обратите внимание, что словами смелый, смелая обычно характеризуется человек, а в стихотворении говорится о снежинке так же, как о человеке. Почему? (Поэт словно оживляет снежинку, говорит о ней как о живом существе.)

— Почему снежинка смелая? (Не боится, что растает.)

Совместная работа учащихся и учителя.

— А можно ли описать цветок, используя слова всех трёх групп?

(Что?) роза.

Роза (какая?) красная, душистая, нежная, гордая.

Роза (что делает?) цветёт, пахнет, благоухает, красуется, распускается.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.