Обучение первоначальному письму - ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ПРОПИСЯМ

Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной - 2015 год

Обучение первоначальному письму - ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ПРОПИСЯМ

Период обучения первоначальному письму включает в себя три этапа: 1) вводный, 2) основной, 3) заключительный. Количество часов, отводимых на каждый из этапов, соответствует времени, затрачиваемому на изучение букв и обозначаемых ими звуков по “Букварю”.

Вводный этап позволяет выявить уровень готовности руки обучающегося к письму, дать объяснения о посадке в процессе письма, о правильном обращении с орудиями письма (умение держать тетрадь, ручку). Вводные упражнения дают учащимся возможность проявить свои способности, ознакомиться с разлиновкой, запомнить название строк и их линеек, а также овладеть элементарными графическими действиями. Вводный этап также включает в себя ознакомление с основным алгоритмом письма и является важнейшим этапом вовлечения первоклассников в процесс освоения графического навыка.

Основной этап включает в себя весь букварный период. Учащиеся знакомятся с начертанием и устным алгоритмом написания всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, а также с основными типами их соединений. В этот период осуществляется выработка связного написания букв и их соединений, отрабатывается умение видеть и анализировать графические ошибки, узнавать в новых буквах уже знакомые элементы и на основе их алгоритма самостоятельно давать словесное описание вновь изучаемой букве. Ученик должен уметь выполнять написание не только отдельных букв, но и слов из 2—4 букв под устный комментарий учителя (графический диктант), а также сам — уверенно проговаривать алгоритмы написания всех изученных букв.

Заключительный этап (послебуквенный) позволяет закрепить полученные на предыдущем этапе знания о написании букв и их соединений. Первоклассники учатся анализировать, классифицировать буквы по их графическим признакам, а также продолжают вырабатывать правильный графический навык.

К концу букварного периода ученики должны осознанно и верно воспроизводить буквенные знаки, уверенно и в правильной последовательности выполнять соединения букв в словах, пользоваться оптимальным способом соединения букв между собой. На данном этапе обучения не следует при письме торопить обучающихся, так как правильный графический навык ещё не сформирован. Важно обязательно предупреждать графические отклонения и, указывая на них, выявлять их причину. Особое внимание следует уделить мелким элементам письма.

Длительность обучения письму

Всего часов

Вводный этап

Основной этап (букварный)

Заключительный этап

17 ч

86 ч

2 ч

105 ч

Остановимся подробнее на основном этапе, букварном периоде обучения письму. На протяжении этого этапа ни в коем случае нельзя думать о скорописи (это особый вид работы, которым лучше всего заняться во втором классе). Каждое движение при письме должно быть осознано ребёнком. На качество письма влияет не количество написанного, а осознанная работа по написанию знака или нескольких знаков. Ученик постепенно, при максимальной поддержке педагога, должен учиться осуществлять контроль над длительным и сложным процессом формирования навыка письма.

К концу букварного периода первоклассник должен овладеть правильным графическим изображением каждой письменной буквы, знать её составные части и развёрнутый (полный) алгоритм написания, знать и использовать при письме все виды соединения букв между собой. Обучающийся должен соблюдать при письме высоту и ширину букв, параллельность наклонных линий в них, интервалы между словами, а также без графических ошибок научиться списывать печатный текст, записывать слова по памяти или под диктовку и писать в связке 1—1,5 буквы.

При последующей работе в первом классе на уроках русского языка продолжается формирование графического навыка. Письмо осуществляется в тетрадях с узкой линейкой (тетради с наклонной линией можно после прописей не применять). На каждом уроке русского языка следует уделять особое внимание каллиграфии в течение 7—10 минут.

Переход на большую разлиновку происходит постепенно во второй четверти второго класса. К концу первого полугодия можно завершить этот переход. Однако работа по чистописанию в тетрадях с разлиновкой продолжается ежедневно как во втором, так и в третьем классе. На неё отводится 5—8 минут урока. В четвёртом классе эта работа проводится 3—4 раза в неделю. Важно организовывать работу по совершенствованию графического навыка не формально, так как в противном случае может произойти потеря ещё не закрепленного до конца навыка письма.

Неформальному проведению работы по формированию графического навыка и каллиграфического письма помогают следующие упражнения, которые следует использовать на минутках каллиграфии (чистописания) на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

1. Диктовка алгоритмов написания элементов букв и их соединений.

2. Упражнения по выявлению ошибок в графическом написании букв и их соединений.

3. Графическое обозначение на образце всех элементов букв, соединений элементов и букв между собой, просветов в верхней и нижней частях букв.

4. “Угадай букву”.

5. Работа по образцам, данным учителем.

6. “Поле чудес”.

7. Работа с карточками.

Подробное описание этих видов работ дано в разделе “Общие рекомендации по работе с прописями”.

Работа над скорописью осуществляется со второго класса. Педагог предлагает записать то или иное слово, сохраняя его графическую структуру, в более ускоренном темпе. Также этому помогают и “срезы” скорости письма (1 раз в четверть — контрольные “срезы”). Обучающимся предлагается выполнить запись слова шары в трёх вариантах (на каждый вариант отводится 60 секунд): 1) писать красиво, не спешить; 2) писать быстро и красиво; 3) писать очень быстро и аккуратно. Затем находится среднее арифметическое, оно и показывает среднюю скорость письма.

Показатель

Конец первого класса

Конец второго класса

Конец третьего класса

Конец четвёртого класса

Средняя скорость письма

10—20 букв/мин.

25—35 букв/мин.

35—45 букв/мин.

45—55 букв/мин.

Письмо букв в связке

1 — 1,5 буквы

2 буквы

2—3 буквы

3—4 буквы

При этом нужно соотнести количественный и качественный показатели письма младшего школьника, чтобы в дальнейшем проводить соответствующую корректировку. Успешным формирование графического навыка считается в том случае, если качество письма не теряется при увеличении числа слов, написанных за определённое время. На протяжении всего периода обучения в начальной школе педагог постоянно работает над совершенствованием каллиграфии письма учащихся: внимательно следит за правильностью начертания букв и их соединений, с помощью специальных упражнений работает над устойчивостью их почерка, неустанно контролирует соблюдение ими санитарно-гигиенических норм.

К моменту завершения работы в прописях обучающиеся должны обладать необходимой графической зоркостью: видеть графические ошибки и находить пути их исправления, соблюдать необходимые пропорции в буквах и словах, сохранять интервалы между словами, используя основной алгоритм — написание буквы и, объяснять написание всех букв (проговаривание алгоритмов), уметь правильно соединять буквы между собой и укладываться в нормативы скорости письма. Ученики должны научиться правильно и безошибочно списывать печатный текст, а также писать под диктовку простые предложения.