Особенности формирования графического навыка у детей младшего школьного возраста - ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ПРОПИСЯМ

Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной - 2015 год

Особенности формирования графического навыка у детей младшего школьного возраста - ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ПРОПИСЯМ

Процесс обучения письму очень сложный и длительный, пожалуй, один из самых проблемных в первом классе. С первых же уроков дети сталкиваются с трудностью, неудачей, которая очень их ранит и в последующем приносит много неприятностей. Нередко от того, что не получается, наступает отчаяние, разочарование, нежелание работать, затрудняющие учебный процесс и процесс формирования личности.

Почерк — устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Он предполагает устойчивое и индивидуальное выполнение человеком необходимых действий.

Если говорить о своеобразии почерка, то следует отметить, что оно определяется следующими признаками: 1) специфической формой отдельных букв, точнее, их округлостью или заострённостью; 2) растянутостью или сжатостью письма, постоянным или неравномерным расстоянием между буквами; 3) отрывным или безотрывным письмом; 4) письмом без наклона, с наклоном вправо, влево, колеблющимся наклоном; 5) ритмичным повтором элементов или их аритмичностью; 6) нажимом, крупным или мелким письмом; 7) ровным или колеблющимся вверх-вниз расположением слов по горизонтали.

Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния. По почерку можно довольно точно установить, кто писал тот или иной документ, но определять по почерку черты характера писавшего человека неправомерно. Почерк является только косвенным свидетельством индивидуально-психологических особенностей человека.

Что же может оказывать влияние на формирование почерка? К ряду факторов, влияющих на его формирование, относятся следующие: физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти) и органов зрения к моменту обучения письму; время начала обучения, отношение к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обучении; отношение ученика к качеству своего письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографии; развитие у ребёнка чувства ритма; качество орудий письма и т. д.

Формирование почерка — процесс длительный. До конечной его стадии проходит от 8 до 10 лет и более. Окончательно почерк взрослого человека формируется к 20—25 годам.

Почему же процесс формирования навыка письма так сложен для всех детей? В первую очередь потому, что письмо — это особая форма речи, при которой её элементы при помощи букв фиксируются на бумаге.

Обучение первоначальному письму — один из сложных процессов в начальной школе. На первом этапе формирования графического навыка задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; на втором — писать важнейшие элементы букв, точнее усвоить алгоритм письма; на третьем — писать буквы; на четвёртом — целые слова.

Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающихся. Значительное внимание педагогу следует уделить тем недостаткам, которые довольно часто встречаются в практике при поступлении детей в школу: а) за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на стол; б) пишут буквально “носом”; в) левое плечо выдвинуто вперёд и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову; г) правая рука неправильно располагается на столе (локоть или резко свисает вниз, или слишком уходит вправо вверх от края стола, или вплотную прижат к корпусу); д) голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу; е) вся фигура ученика выражает напряжение и усилие. В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается у них в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении.

Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил, становясь привычным, причиняет серьёзный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника. При чрезмерном сгибании корпуса сдавливается грудная клетка и брюшная полость, затрудняется дыхание и кровообращение. На практике, в силу привычки, такое положение приводит к искривлению позвоночника и сутулости. Одновременно, вследствие перемещения центра тяжести корпуса вперёд, излишне напрягаются мышцы туловища. Это вызывает напрасную трату энергии и быстрое утомление во время письма. При слишком низком наклоне головы в затылочной области затрудняется кровообращение, вызывая тем самым прилив крови к глазам. Близкое расстояние тетради от глаз вызывает их чрезмерное напряжение и развивает близорукость.

Большой опыт работы в начальной школе и наблюдения за работой учителей начальных классов привели к убеждению, как важно в первоначальный период уделять значительное внимание гигиеническим и техническим правилам письма. Это необходимо не только для становления почерка, но и для сохранения здоровья ученика. Однако учителя, если и обращают на это внимание, то не доводят начатое до конца. А выработка гигиенических и технических правил — процесс не однодневный. Например, для соблюдения параллельности в написании букв огромное значение имеет как посадка, так и положение головы. При смене положения головы (наклона влево, вправо) меняется угол зрения, а, следовательно, последующая линия обязательно сменит нужное направление.

Исходя из вышесказанного, педагогу крайне необходимо, начиная с первых уроков, на протяжении всего периода формирования графического навыка следить за правильной посадкой ученика, положением тетради, карандаша, ручки при письме. Каждый ученик должен знать, какие из санитарно-гигиенических правил чаще всего им нарушаются. Поэтому обращение учителя к детям: “Сядьте правильно!” — обычно не приносит нужного результата, так как требования педагога должны быть более конкретными.

Очень важна для возникновения положительного отношения к письму результативность самых первых упражнений. Успешно справившись с решением самых первых письменных задач, ученик справедливо гордится своими маленькими успехами. В них он видит большие достижения, в результате которых он начинает доверять своим силам, с готовностью принимается за решение задач более сложных, чтобы добиться ещё больших успехов. В результате этого развивается внимательное отношение ученика к указаниям учителя, бережное отношение к тетради и к письменным принадлежностям и тщательное выполнение письменных работ. Наоборот, неудачное выполнение письменных упражнений в начале обучения часто переживается учеником как доказательство непосильности для него предлагаемых заданий. Ученик начинает сомневаться в возможности успешного выполнения полученных заданий. Считая их очень трудными, он принимается за выполнение их неохотно, порой с жалобами, что он ничего не умеет и у него ничего не получается, что он и не знает, что и как надо делать. Очень плохо, если неудачи продолжаются длительно, ученик привыкает к недостаткам своего письма и начинает относиться к ним равнодушно. Поэтому ответственнейшая задача учителя в букварный период заключается в том, чтобы с первых же дней учения обеспечить успешное выполнение письменных упражнений всеми учениками и воспитать на этой основе у всех детей правильное отношение к этим упражнениям.

Процесс овладения навыком письма ещё сложен и тем, что у 6-7-летних детей слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому часто слышно: “Болит рука, рука устала”, а значит и трудно будет первое время при письме. Письмо очень трудный и сложный процесс не только потому, что не закончено формирование и развитие мышц и костей кисти и пальцев, но и потому, что несовершенна ещё нервная регуляция движений, чрезмерно низка выносливость к статическим нагрузкам, которые являются непременными составляющими письма.

Важно знать, что способности поддержания внимания к отвлечённым, абстрактным вещам формируются у ребёнка только к 9-10 годам. А это значит, что в процессе обучения письму необходимо создать ситуацию, в которой цель научения будет эмоционально значима для него. Простейший вариант — похвала за старание, удивление, что всё сделал так замечательно. Успехи ученика зависят от педагогического мастерства и фантазии учителя.

Захваченность, увлечённость ученика в овладении знаниями приводит к тому, что глубокое постижение предмета становится жизненно важной потребностью, а открытия на этом пути становятся большой радостью. Именно взаимодействие интереса и радости — исток творения.

Современный учитель — творец, личность. Заказ современного общества — формирование личности, способной к самостоятельному решению проблем. Такую личность возможно сформировать только через ситуации творческой деятельности ребёнка. И роль учителя в том, чтобы разбудить мысли и чувства детей, научить их видеть и понимать прекрасное, самостоятельно искать путь к решению жизненных проблем. Характер взаимоотношений учителя и учащихся — важнейший компонент дидактической системы. Личность учащегося надо уважать и предоставить возможность для её индивидуального развития. В этом залог развития будущего свободомыслящего человека.

На первоначальных этапах в формировании навыка письма следует отметить особенности, свойственные многим двигательным навыкам при начале их формирования. При выполнении письменного задания ребёнок находится в большом напряжении: особенно напряжены мышцы руки, плеча, верхней части тела.

Наряду с этим письмо на первых порах связано и с большим эмоциональным напряжением. Первые трудности и неудачи очень ранят малышей. При большой затрате физических и духовных сил очень часто не оказывается желаемого результата. Нет координации в движениях пальцев, кисти и предплечья, а в результате этого рука не слушается ребёнка.

При первоначальном письме ребёнок основывается на зрительном контроле. Он не в состоянии ещё определить долю мышечных усилий при выполнении задания. Даже видя свою ошибку, он не в состоянии её исправить, несмотря на рекомендации учителя.

Формирование графического навыка у первоклассника — процесс сознательный, в котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах. Чёткое выделение учителем задач, их ясное осознание обучающимися коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка. Очень важное значение имеет осознание способов выполнения действия. В этом случае формирование навыка заметно ускоряется: требуется меньшее количество упражнений, минимизируется количество ошибок, а сформированный навык оказывается более лабильным, гибким. Важным является осознание самих движений в действии — их пространственных характеристик. Это сокращает количество проб во время поиска нужных движений и сами лишние движения, в результате этого уменьшается количество ошибок. При формировании графического навыка необходимым условием является анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их возникновения.

Как говорят учёные, навык может формироваться двумя путями: стихийным и планомерно управляемым.

Графический навык тоже может формироваться стихийно. В этом случае обучающимся не учитываются условия правильного выполнения действия или учитываются не полностью. В предложенных ему указаниях может не быть всех необходимых ориентиров для действия или не обеспечивается их применение при выполнении задания. Во время работы ученик находится в поиске недостающих ориентиров, однако пути поиска ему неизвестны, и он идёт по пути проб и ошибок; в результате формирование навыка затягивается. Через пробы и ошибки ученик чаще всего не приходит к полному пониманию выполняемых действий, и навык не приобретает устойчивость.

Как видно из таблицы, стихийное формирование графического навыка приводит к “хроническим” ошибкам. Все их можно классифицировать по 9-ти направлениям.

Анализ графических ошибок

Первокласснику (да и вообще ученику начальных классов) трудно увидеть свои ошибки, если учитель не проводит соответствующую работу. Как правило, результат есть там, где проводится графическая правка непосредственно в тетради ученика, в прописи. Прежде чем на примерах показать, как осуществлять эту работу, хотелось бы напомнить, по каким критериям надо судить о правильности письма или, напротив, о его недостатках.

№ п/п

Критерии оценки

Кол-во человек

%

Правильно

1

Соблюдают интервал между буквами в словах, равномерно расставляют слова на строке



2

Соблюдают нужную ширину букв



3

Соблюдают наклон букв



4

Соблюдают расположение букв по линиям строки, т. е. соблюдают линейность



5

Выдерживают нужную высоту букв



6

Соблюдают стройность письма



7

Соблюдают округлость букв



8

Соблюдают связность букв при письме



9

Полная правильность формирования навыка



Ошибки

1

Не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке



2

Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко



3

Разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево



4

Не соблюдают расположение букв по линиям строки, т. е. не держат линейность при письме



5

Не выдерживают нужную высоту букв (слишком крупно, слишком мелко)



6

Нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма



7

Имеет место “заборность”, угловатость письма



8

Не соблюдают связность букв при письме



9

Полная неразборчивость почерка (“каша”)



Классификация графических ошибок поможет учителю проанализировать письмо своих учеников, выявить существенные недочёты, отработать тактику корректировки почерка.

Виды графических ошибок

1. Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.

2. Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко.

3. Очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево.

4. Не соблюдают расположение букв по линиям строки, т. е. не держат линейность при письме.

5. Не выдерживают нужную высоту букв (слишком крупно, слишком мелко).

6. Нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.

7. Имеет место “заборность”, угловатость письма

8. Не соблюдают связность букв при письме.

9. Полная неразборчивость почерка (“каша”).

Учитывая данную классификацию, каждый учитель, оценив работы своих учеников по предложенным критериям, может определить, какой вид ошибок превалирует в его классе, и провести надлежащую работу по их устранению.

Интервал между буквами должен быть равен половине высоты буквы, как, впрочем, и ширина буквы. Получается, что мы как бы пишем по разлинованной сетке.

В нашем случае формирование графического навыка происходит путем планомерно-управляемого обучения. Действия обучающихся организуются учителем. Речь идёт не только о более высоком качестве навыка, но и об иной картине его формирования. Вместо стихийных поисков недостающих ориентиров учащиеся получают возможность организованно и планомерно находить эти ориентиры, выявлять их значение и применять на практике, что даёт возможность детям раньше и успешнее выполнять графическое действие.

На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая для осознания последующего действия. Но сроки обучения значительно сокращаются из-за отсутствия проб и ошибок. Управляемое обучение обеспечивает разумность и сознательность выполняемого действия, что ведёт к формированию полноценного графического навыка. Меняется и отношение учеников к обучению: учиться становится “нетрудно” и “интересно”; наряду с формированием графического навыка у первоклассников складываются познавательные мотивы обучения.

При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия. С этой целью необходимо:

1. Проанализировать образец, т. е. выделить все элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.

2. Проанализировать материал и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку — обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.

3. Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения: 6—7-летнему малышу предстоит одновременно держать в сознании до 15 мелких правил: 1) посадка на стуле; 2) положение корпуса (спины); 3) положение ног (точка опоры); 4) расстояние от глаз до тетради; 5) положение рук на столе относительно корпуса (по отношению друг к другу они образуют прямой угол); 6) положение правой руки на столе (локоть свисает с края своей косточкой, т. е. на 1—2 см); 7) положение левой руки (при письме в верхней части листа ладонью поддерживаем его снизу, при письме в нижней части — сверху); 8) положение тетради на столе (тетрадь лежит с наклоном, письмо осуществляется перпендикулярно краю стола, а наклон в тетради происходит благодаря её положению); 9) положение плеч (плечи удерживаются на одном уровне); 10) положение головы относительно корпуса (не должно быть сильного наклона вправо или влево); 11) отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса; 12) правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой — на тетрадь; 13) положение ручки в руке и направление её верхнего конца в плечо; 14) расположение букв в тетради относительно туловища (буквы пишутся по направлению к середине груди).

Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья школьника, поэтому обучение первоначальному письму в тетрадях с одной линейкой является преждевременным и только усложняет формирование правильного навыка письма. Поверхность бумаги должна быть гладкой, чтобы стержень ручки свободно скользил по строке, а линии рабочей строки не должны выделяться слишком ярко или слишком бледно; ручка должна быть облегчённой, на месте сжатия пальчиками иметь горизонтальные насечки, что не позволяет пальцам сползать при письме к самому кончику стержня (или иметь резиновое покрытие со специальными углублениями для пальчиков). Кончик стержня должен быть удлинённым и достаточно выступать из корпуса ручки. Ручка не должна быть зажата ребёнком в кулак, а кончик его указательного пальца на 1,5—2 см должен быть выше от кончика стержня. Верхний конец ручки должен быть направлен в плечо пишущего, и все движения сверху вниз, по прямой наклонной, должны осуществляться с определённым нажимом, движения же снизу вверх, по крючковой наклонной, — несколько облегчённо. Особых различий при письме этих линий не получается, однако эти наставления очень уместны, так как их выполнение позволяет снижать напряжение руки, давать некоторый отдых мышцам кисти руки в процессе письма.

4. Проанализировать исполнительные операции. Иными словами, раскрыть способ выполнения действия, выделить признаки, которым он должен отвечать. При этом очень важно вычленить те моменты, которые в сформированном навыке выступают как единое целое: сам процесс написания буквы и его конечный результат.

5. Составить план выполнения задания: первоначально анализ задания, материала, орудий, способа выполнения, а затем перечень исполнительных операций.

6. Обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией. Для школьника есть система чётких эталонов, специальных признаков, по которым он имеет возможность оценивать свои результаты. Систему таких эталонов представляют алгоритмы написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т. е. превращены в реальные знания о действиях во время письма. При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трёх последовательно сменяющихся формах: материальной, речевой, умственной (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин).

Материальная форма предполагает составление плана задания (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т. д.), который обеспечивает понимание алгоритма действия. После того как алгоритм будет понят и начнёт выполняться правильно по устной словесной инструкции педагога, ученик может перейти к следующей форме выполнения действия — речевой — с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т. е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, иными словами — ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы. Если ему это удаётся, значит, все выполняемые действия им осознаны. В свою очередь, алгоритм написания буквы является средством для научения детей верно мыслить о последовательности выполнения действий (а это очень важно для формирования любого навыка).

Постепенно речевая инструкция становится более сокращённой. Учитель или ребёнок напоминает себе о ключевых вехах написания (о том, где возможны ошибки). Тем самым учащийся приходит к более автоматизированному действию. Он уже может перейти к написанию буквы, представляя весь ход действия “в уме”. Это не кратковременный процесс, но тем не менее именно на этом этапе действие (написание буквы или сочетания букв, слова) начинает выполняться гораздо быстрее, чем в предыдущий период. В дальнейшей деятельности происходит как бы “слияние” воедино ранее дробных, отдельных операций, что наконец при длительном стереотипном повторении действий приводит к автоматизации письма, т. е. все действия “текут” как бы сами собой. Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв изчезает необходимость в развёрнутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, т. е. обучающийся начинает мыслить предельно кратко.

Формирование графического навыка протекает успешно, если при этом задействованы все стороны психики ребёнка, если он испытывает успех, если не боится предстоящей ему новой деятельности. Нужно сочетать формирование графического навыка с развитием различных сторон психики ребёнка — его эмоций, желания доставить своей работой радость окружающим людям. Необходимо прежде всего пробудить у ученика интерес к деятельности, затем — желание активно участвовать в этой деятельности. Эти два компонента пробуждают волевые усилия ребёнка и способствуют как формированию графического навыка, так и развитию личности. У учащихся начальных классов формируется удовлетворительная орфографическая грамотность, наблюдается усвоение вычислительных приёмов и знаний грамматики, других разделов программы. Наряду с этим у многих детей развитие наблюдательности, воли, нравственных и эстетических чувств продвигается крайне медленно, так как общее развитие личности человека отличается от так называемого специального развития, которое затрагивает лишь отдельные способности, например обучение письму. Общее и специальное развитие — не изолированные друг от друга процессы. Общее развитие служит прочной основой специального, и, наоборот, специальное — может способствовать общему развитию. Однако если внимание сосредоточивается только на специальном развитии, то задача общего развития не выполняется.

Общее развитие школьников зависит от организации обучения на достаточно высоком уровне трудности (конечно, необходимо соблюдать меру трудности). При обучении письму происходит интенсивная умственная работа, формируется графическая зоркость. Прохождение учебного материала в медленном темпе, выполнение только лёгких заданий, однообразие деятельности крайне отрицательно влияют на процесс развития личности ребёнка и формирование у него устойчивого интереса к обучению. Для того чтобы учебный процесс способствовал всестороннему развитию личности школьника, нужно обеспечить высокий тонус его психической деятельности.

Известно, что результативность обучения письму в значительной мере зависит от уровня развития мышления, памяти, зрительного и ориентационно-пространственного восприятия ученика. Процесс письма требует от него и физических затрат, и эмоционально волевых усилий. Здесь всякого рода перегрузки ведут к переутомлению, что негативно сказывается на ходе овладения графическим навыком и, более того, на развитии детского организма. Возникающие статические перегрузки в этом возрасте связаны и с тем, что мышцы спины развиты слабо, отсюда — неправильная поза в процессе письма. Одной из особенностей является то, что дети не способны длительно удерживать внимание на одном объекте, в результате чего не достигается должного восприятия предъявляемого материала. Несформированность внутренней дисциплины, отсутствие способности к волевым усилиям ведёт к снижению успешности в работе, а следовательно, и к потере интереса к работе.

Компетентностный подход в формировании графического навыка предусматривает не только работу с детьми, но и работу с родителями. Именно родители наших учеников при правильной организации их деятельности могут стать нашими помощниками. Вместе с ними мы выстраиваем отношения в треугольнике учитель-ученик-родитель.

Уровень сформированности компетентности зависит от способов организации всех видов учебной деятельности через сотрудничество, познание, творческую, художественно-эстетическую, аналитическую и коммуникативную работу школьников.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребёнка в новых условиях. Ученик, взрослея, становится всё более самокритичным, а его самооценка всё более объективной.

Родители обучающихся — помощники учителя. Только вместе, в содружестве и понимании, согласованности действий можно добиться значительного успеха. Это должен хорошо понимать современный учитель.

Компетентностный подход в формировании графического навыка и каллиграфического письма — один из этапов успешности в образованности наших школьников.

Как это реализовать в данном направлении, и раскроет система обучения письму, представленная ниже.