Пояснительная записка - ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ПРОПИСЯМ

Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной - 2015 год

Пояснительная записка - ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ПРОПИСЯМ

На современном этапе развития российского общества в свете реализации ФГОС актуальной задачей становится необходимость оптимизации начального образования, её совершенствования. Новая система требований к результатам начального образования не должна быть оторванной от реальных результатов образовательной программы.

Сегодня в наши школы мы получаем других детей. Современные первоклассники обладают большей информацией (изменилась их социальная ситуация развития), теперь уроки не являются основным источником информации об окружающем мире. СМИ оказываются существенным фактором формирования картины мира. Дети обладают большей эрудицией, кругозором. Доступность Интернета приводит к обладанию объёмной информацией, воспринимаемой детьми, к сожалению, не всегда оказывающей положительное воздействие на их возрастные и психологические особенности.

Процесс обучения первоначальному письму младших школьников на протяжении десятилетий вызывает определённые трудности как у большинства педагогов, так и у самих обучающихся. Вместе с тем, для первоклассников, он является процессом, который создаёт и определённые психологические трудности.

Методика обучения письму “Письмо с секретом” (“Письмо с открытыми правилами”) внедрена в практику работы школ России более 15 лет назад. Она основана на теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Предметом формирования умственных действий и понятий стали действия, принимаемые как способы решения определённого класса задач. Для этого разработана такая система условий, которая не только обеспечивает, но и даже “вынуждает” ученика действовать правильно в требуемой форме и с заданными показателями.

Эта система включает в себя три мини-системы:

1) Условия, обеспечивающие правильное выполнение учеником нового способа действия.

2) Условия, обеспечивающие отработку нового способа действия.

3) Условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план.

Первая мини-система раскрывает перед учеником объективную структуру материала и действия, выделяет в материале ориентиры, а в действии последовательность его отдельных звеньев — систему объективных условий, позволяющих ученику с первого раза и каждый следующий раз правильно выполнять все действия.

Вторая мини-система — это описание условий, обеспечивающих приобретение действием желаемых свойств, форму выполнения действия, его полноту или сокращённость, меру дифференцировки, меру отделения существенных свойств от несущественных, временные и силовые характеристики, а также разумность, сознательность, обобщённость, критичность и освоенность действия.

Третья мини-система условий обеспечивает перенос действия и идеальный план в ходе поэтапных преобразований, происходящих с действием в процессе его становления. Выделены шесть этапов интериоризации действия.

1. Создание мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Это отношение может потом измениться, но роль первоначальной мотивации для усвоения очень велика.

2. Становление схемы ориентировочной основы действия, необходимой для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.

3. Формирование действий в материальной форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляется с опорой на внешне представленные компоненты ориентировочной основы действия.

4. Внешняя речь. Здесь происходит преобразование действия — вместо опоры на внешне представленные средства ученик переходит к описанию значений этих средств и действий во внешней речи. Необходимость представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает; содержание полностью отражается в речи, которая и начинает выступать в качестве основной опоры для становящегося действия.

5. Внешняя речь (“про себя”). Происходит дальнейшее преобразование действия — постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план.

6. Действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственно умственного действия.

П. Я. Гальперин подчеркивал, что эмпирически формирование действия, понятия или образа может происходить с пропуском некоторых этапов данной шкалы; причём в ряде случаев такой пропуск является психологически вполне оправданным, т.к. учащийся в своём прошлом опыте уже овладел соответствующими формами и в состоянии успешно включить их в текущий процесс формирования. Вместе с тем П. Я. Гальперин обращал внимание на то, что суть не в поэтапности, а в полной системе условий, позволяющей однозначно определить и ход процесса, и его результат.

Анализ соответствующих подходов и к оптимизации системы начального образования позволяет заключить, что при их значительном разнообразии признается необходимость реализации общего образования в единстве функций обучения и воспитания, познавательного и личностного развития учащихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.

“Развитие — сложный процесс, определяемый и внешними, и внутренними факторами. Обучение определяет развитие, но действует не прямолинейно, а преломляясь через внутренние, индивидуальные особенности ребёнка. Развитие не сводится к усвоению, оно выражается в появлении психических новообразований, не заданных напрямую обучением”1.

С точки зрения Л. В. Занкова, резервы психического развития лежат и в построении обучения, и во внутренних силах детей. Эти силы должны быть раскрыты обучением, но они также изначально присущи ребёнку, они определяют характер развития.

“Формирование человека проходит множество ступеней. Начальные ступени формирования очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится воспитатель. Но если эти ступени достигнуты путём самостоятельной мысли и живого чувства, в этом — верный залог достижения цели”2.

Многолетний практический опыт показывает, что в процессе обучения письму можно воздействовать на проявление воли, чувств, эмоций ученика, влиять на развитие мышления, познавательных способностей и др., которые, в свою очередь, помогают в формировании навыка, а в последующем и каллиграфического письма.

Письмо — это средство выражения мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение письма заключается в передаче речи на расстояние и закреплении её во времени. Для этого создаются специальные начертательные знаки, передающие элементы речи, — слова, слоги, звуки. Специально созданные знаковые системы письма обеспечивают возможность общения людей, позволяют получать информацию.


1 Зверева М.В. в сборнике “Дидактическая система академика Л.В. Занкова и проблемы современной школы”. — Тула, 1993, с. 7.

2 Занков Л.В. О начальном обучении. — М., 1963, с. 85.