КОРРЕКТИРОВКА ПОЧЕРКА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной - 2015 год

КОРРЕКТИРОВКА ПОЧЕРКА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

Одна из основных задач в период обучения письму — это формирование графически правильного и чёткого навыка письма. Однако при большом количестве письменных упражнений в школе не все учащиеся овладевают этими навыками. Грубые нарушения графических правил по различным причинам — явление, не столь уж редкое в нашей школе. Эти нарушения становятся привычными и переходят в навыки нечёткого письма, результатом чего является некрасивый, неразборчивый почерк, который сохраняется не только в средней школе, но и по её окончании.

Как показывает практика, исправление почерка — процесс довольно длительный, к тому же в очень редких случаях успешный. Поэтому значительное число учителей даже не делают попытки что-либо исправить. Процесс перестройки навыков имеет свои психологические особенности, которые и на современном этапе не очень хорошо изучены. Вследствие этого, на мой взгляд, и происходят затруднения при переучивании письму.

Что же происходит на практике? Учитель возвращает неразборчиво написанные работы непроверенными, снижает отметку, в устной форме побуждает ученика быть более внимательным к своему почерку, а также письменно указывает на его недостатки.

Однако следует учитывать, что исправление почерка с психологической точки зрения является особым видом обучения. Здесь мы имеем дело с переучиванием. Перед учеником стоит задача не только усвоения нового навыка, но и одновременно преодоления уже сформировавшегося у него навыка нечёткого письма.

Как показывает практика, перестройка уже сформировавшихся навыков — процесс более сложный и трудный, чем непосредственное усвоение навыка.

При обучении письму или исправлении почерка учителя нередко задумываются над тем, давать ли учащимся специальные указания относительно движений пальцев, кисти и затем заставлять их следить за этими движениями. А может быть, все внимание учащегося должно быть приковано к тому, чтобы все буквы, написанные им, соответствовали формам, рекомендуемым учителем? Следует учитывать, что при переучивании необходимо осознание отдельных элементов движения.

Надо отметить, что в качественном аспекте навыки человека отличны от условных рефлексов животных. В образовании навыков большое значение имеет взаимодействие второй сигнальной системы с первой. Если рассматривать почерк учащихся как результат временных связей, которые образовались путем упражнений в коре больших полушарий головного мозга, то можно констатировать, что процесс переучивания при исправлении почерка является процессом замещения ранее образованных нервных связей вновь образуемыми связями.

В связи с этим возникает вопрос: не потому ли исправление почерка школьников довольно-таки редко оказывается успешным, что при переучивании не уделяется должного внимания тому, чтобы исключать условия, при которых происходит самопроизвольное включение в деятельность ранее образованных временных связей или навыков?

Хотелось бы подробнее остановиться на сформированном навыке как действии автоматизированном, в котором сознательный контроль настолько свёрнут, что возникает иллюзия его полного отсутствия. Это и отличает навык от умения, когда для правильного выполнения действия ещё необходим более или менее развёрнутый сознательный самоконтроль.

Навык формируется в ходе усвоения действий, путём упражнений, и существенная роль при этом принадлежит осознанию целей и задач действия. При обучении письму прежде всего необходимо правильно сидеть, держать ручку, тетрадь; далее — писать элементы, буквы; целые слова. Выделение учителем чётких задач, их ясное осознание учащимися существенно сказывается на успешности формирования навыка. Так же очень важно осознавать способы выполнения действия. Формирование навыка значительно ускоряется, если есть условия, обеспечивающие учащимся анализ способа выполнения и выявление его особенностей. Имеет значение и осознание самих движений в действии — их пространственных, силовых и временных характеристик; это сокращает количество проб на поиски нужных эталонов движений, а соответственно — и количество ошибок; быстрее отпадают “лишние” движения. Очень важно при формировании навыка проводить анализ достигнутых результатов, допущенных ошибок, причин их происхождения. Без такого сознательного самоконтроля не может быть и надлежащей коррекции действия, его дальнейшего совершенствования.

В просмотренной мной литературе по поводу исправления почерка нередко встречались односторонние указания о путях его исправления. Одни из авторов уделяют особое внимание усвоению учащимися правильной формы буквы, другие — правильной организации работы по формированию графического навыка.

Анализ недостатков почерка и их причин показывает, что при решении данного вопроса следует исходить из анализа как существующих в почерке недостатков (форма букв, размеры и т. д.), так и из анализа тех приёмов, которые используют ученики при письме. Если ученик имеет неустойчивый почерк с частыми и изменяющимися отклонениями от правильной формы букв, а также присутствуют существенные недостатки в приёмах письма, то, думаю, прежде всего надо обратить внимание на то, как осуществляется техническая сторона письма. При стойких искажениях форм букв следует уделять внимание выработке правильных представлений о форме знаков и их соединений, развитию умения видеть недостатки своего почерка. Если же мы наблюдаем одновременно недостатки и в почерке, и в приёмах письма, что наблюдается гораздо чаще, то следует применять комбинированные упражнения. Цель этих упражнений — одновременное выправление навыка в обоих случаях. Таким образом, учитель, изучив все недостатки в почерке и приступив к его корректировке, если говорить о его графической стороне, прежде всего должен отработать написание наиболее часто встречающихся элементов букв, соотнести их друг с другом по ширине, высоте, обратить особое внимание на мелкие элементы в буквах. Далее следует отработать точность соединений букв в словах и приступить к ежедневным упражнениям.

Каждодневные наблюдения за работой ученика показывают, как отражаются в процессе приобретения навыков и знаний его эмоционально-волевые особенности, его отношение к работе, заинтересованность, активность, настойчивость и т. д. Сегодня не вызывает сомнения то, что в развитии ученика, а следовательно, и в процессе приобретения навыков и знаний большая роль отводится воспитанию. Почерк школьника является результатом не только научения технике письма, но и результатом воспитательного воздействия школы на ученика. Если учитель систематически воспитывает у ученика внимательное отношение к почерку, помогает ему в затруднениях, требует постоянных положительных качеств письма, то положительные качества почерка постепенно превращаются в навык, который обеспечивает в дальнейшем, в любых нормальных условиях, устойчивость этих качеств.

Как проводить работу по корректировке почерка?

Организуя работу по исправлению почерка, ставилась задача выяснить, каково взаимоотношение между старыми и новыми навыками на различных этапах переучивания, наблюдается ли при этом самопроизвольное восстановление старых навыков, каковы временные рамки процесса переучивания.

Другая задача при корректировке почерка заключалась в том, чтобы добиться угасания образованных ранее временных связей или навыков и заменить их новыми, обеспечивающими графическую правильность письма.

До начала корректировки были собраны сведения об индивидуальных особенностях учащихся, проанализированы письменные работы, проведены наблюдения за процессом их письма на уроках.

Анализ письменных работ показал, что основным недостатком является не только какое-либо устойчивое, систематическое искажение формы букв и элементов, но и резко выраженное непостоянство, сопровождающееся нарушением общих графических правил письма: отклонение письменного текста от нижней линеечки строки вверх или вниз; несоблюдение одинаковой высоты букв; неверные способы соединения элементов и букв; неодинаковый наклон букв в словах; частые разрывы букв в словах.

В основу организации упражнений по исправлению почерка был положен принцип активности учащихся при овладении алгоритмом письма, т. е. тем же алгоритмом, который использовался при обучении первоначальным графическим навыкам.

Перед учащимися постоянно чётко ставились конкретные цели и задачи, чётко отслеживалось понимание их смысла и значения.

Для корректировки почерка используется алгоритм письма, который предлагается первоклассникам, но с той разницей, что длительность ознакомления с алгоритмом сокращается.

После ознакомления с алгоритмом написания буквы и проводится работа по написанию слов и графическому анализу букв и их соединений в словах, а также формируется умение проговаривать написанное. Причём как в процессе первоначального обучения, так и в ходе переучивания постоянно устанавливается сходство элементов в тех или иных буквах, развивается умение анализировать ошибки, находить пути их устранения, классифицировать буквы по тем или иным графическим признакам. Приведу примеры некоторых своих учеников, где чётко просматриваются результаты переучивания.

Рома М., ученик 2-го класса (левша), имевший негативное отношение к русскому языку, особенно к письменным работам, в весенние каникулы получил три индивидуальных занятия и письменные образцы на каникулярную неделю. В результате этой работы стал исчезать старый навык и формироваться новый.

Надо было видеть, как радовались мальчик и его родители, когда его письмо из трудночитаемого превратилось в письмо, способное всем доставить радость, в письмо с более высокой грамотностью. Но не только эти два момента имели место в данном случае, я считаю очень значимыми слова родителей Ромы: “А какое восхищение и гордость мы испытали, когда наш сын — левша, обречённый всем воинствующим учительским опытом по чистописанию на “каракулеписание”, стал писать красиво. Но превращения происходили не только в области письма. Мы заметили, что в тетрадях стало намного меньше ошибок, изменился общий настрой (эмоциональный фон) взаимоотношений. Сын стал ближе, понятнее, быстрее удавалось достичь компромиссных решений. Мы лучше стали понимать свою роль в обучении ребёнка. Более того, знали, что можем помочь, и знали, как это сделать. Убедились в необходимости постоянного контакта родителей и педагога. Каллиграфия стала тем общим делом, которое объединило нас”.

У ученика 3-го класса Ильи Б. изменения в процессе становления почерка произошли за два месяца. Учителем было проведено пятнадцать занятий по корректировке.

Первое занятие состоялось 29 декабря, а последнее — 28 февраля. В данном случае наблюдалось самопроизвольное восстановление старых навыков в первые три недели переучивания.

Работа по корректировке почерка на первоначальном этапе происходит в замедленном темпе, но это естественно, так как в этом случае каждое движение руки при письме должно выполняться осознанно.

Только благодаря каждодневным осознанным упражнениям происходит перекодировка старого навыка. Естественно, закрепление нового навыка и возврат к прежней скорости письма — процесс длительный и не может произойти за четыре дня, а тем более за четыре занятия. Опыт показывает, что успешность данной работы в значительной мере зависит от уровня развития мышления ученика, его памяти, зрительного и ориентационно-пространственного восприятия, а также от профессионализма, заинтересованности учителя.

Таким образом, предложенные методы и приёмы обучения графическим навыкам и каллиграфическому письму способствуют не только первоначальному обучению письму, но и дают возможность корректировать почерк на различных этапах обучения. Опыт показывает, что при правильно организованном подходе к данной проблеме можно добиться угасания образованных ранее временных связей или навыков, обусловливающих нарушения графических правил, и заменить их новыми, обеспечивающими графическую правильность письма.