РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ТЕТРАДЯМИ УЧАЩИХСЯ

Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной - 2015 год

РАБОТА УЧИТЕЛЯ С ТЕТРАДЯМИ УЧАЩИХСЯ

Прописи и тетради в первом и во втором классах подписывает учитель, а раздавать их после проверки в классе должны дети. В конце второго класса и весь третий и четвёртый классы тетради подписывают сами учащиеся под руководством учителя, поэтому целесообразно начинать новые тетради всем классом. В какой тетради, с какой разлиновкой начать работу после прописей, учитель решает, ориентируясь на конкретный класс (имеется в виду с косой линией или без неё). Рекомендую заводить сразу две тетради, чтобы была возможность их ежедневной проверки. Думаю, удобнее всего тетрадь с классной работой отдавать учащимся домой. Это позволит ученику ещё раз просмотреть классную работу, вспомнить, чем занимались на уроке, исправить ошибки, если таковые есть, а затем приступить к выполнению домашней работы. На следующий день первую тетрадь он сдаёт на проверку, а вторую получает к уроку, уже с отметкой и образцами чистописания. В первом, втором и третьем классах для экономии времени в классных работах можно не подписывать слово упражнение и его номер. А в домашней работе это надо делать обязательно, не выполняя никаких сокращений в слове.

Следует как можно раньше познакомить учащихся с красной строкой. Показать, что отступ от края листа до первого слова должен соответствовать 2 см. Каждое новое задание в одной классной работе начинается с красной строки, не должны оставаться чистые строки внутри одной классной (или домашней) работы, а вот интервал между двумя работами необходим. Как правило, он бывает равен двум чистым строкам. Однако нередко ученик на последней строке записывает всего одно слово, а то и слог. В этом случае пропуск ещё двух чистых строк даёт очень большое пустое пространство. Поэтому рекомендую следующее: если на последней строке запись выполнена до середины или менее, то учитель ставит отметку в конце этой строки. Ученик же всегда отступает от отметки учителя одну чистую строку и подписывает число посередине следующей. Если же последняя строка заполнена больше середины, учитель ставит отметку в конце следующей чистой строки. Ученик и в этом случае для записи последующей работы отступает от отметки чистую строку. Поставив отметку за последнюю работу, учитель поначалу точками указывает, где ученику следует подписать число, а затем, оставив для этого строки, с начала следующей строки прописывает образцы чистописания.

Таким образом, получив тетрадь после проверки, ученик подписывает число и приступает к работе с образцами учителя для чистописания. Отметка ставится ближе к правому краю работы. Высота её соответствует высоте заглавной буквы.

Если в тетради учащегося последняя строка заполнена больше середины, то отметка ставится на следующей строке; если последняя строка заполнена меньше половины, — отметка ставится на этой же строке.

Остановлюсь на исправлении ошибок. К сожалению, в практике можно встретить массу самых различных исправлений, которые нельзя допускать в тетрадях учащихся.

На неверные исправления надо обязательно обращать внимание детей. Для этого учитель должен объяснить всему классу, как следует правильно и аккуратно исправлять ошибки.

Нередко почерк нарушается в том случае, когда при переходе на письмо в широкую линейку учитель допускает неоправданно мелкое изображение букв. Дело в том, что формирование устойчивого почерка — процесс довольно длительный, и если в период обучения в начальной школе осуществляется явное уменьшение высоты букв, то при изменении высоты письма в сторону уменьшения происходит исчезновение мелких его элементов: просветов, мест соединений элементов. Чтобы этого не происходило, т. е. почерк оставался устойчивым, следует при переходе на большую линейку как можно дольше удерживать крупное письмо. Это значит, что и во втором, и в третьем, да и в четвёртом классах необходимо настраивать детей на определённую высоту строчных букв, равную половине высоты между линиями, строками.

Далее привожу образцы работ учащихся, на которых показаны оба приёма выставления отметок. Если последняя строка заполнена больше чем до середины, то отметка ставится на следующей строке, а если последняя строка заполнена меньше половины — отметка ставится на этой же строке.

Формируя навык письма, учитель должен помнить, что ученик воспринимает зрительно вертикальное расположение письменных букв. Таковыми он их и выполняет. Написание наклонных линий осуществляется перпендикулярно краю стола, обращённому к пишущему. Наклон же получается не за счёт наклонного написания, а за счёт положения листа на столе (под каким углом расположена тетрадь). Если, сохраняя направление движения руки, изменять угол расположения листа, то можно увидеть, что изменяется и угол наклона выполняемой записи (относительно листа). При наклонном расположении листа осуществляется более удобное продвижение кисти руки (при этом локоть остаётся зафиксированным в одной точке) по листу бумаги. Учитель должен следить при этом за положением головы ребёнка. Необходимо помнить о том, что чрезмерный её наклон происходит не из-за самого письма, а из-за того, что пальцы ребёнка очень низко спускаются к самому “шарику”, и он тем самым закрывает ими поле видимости и стремится как бы заглянуть под пальцы.

Приведу примеры работ учащихся за семь лет обучения в школе. При внимательном их рассмотрении можно проследить проявления в почерке. С возрастом личностные, индивидуальные черты проявляются по-разному: у одних — с большим контрастом, а у других — с меньшим.

Работы Ивана Г.

Первый класс

Второй класс

Третий класс

Пятый класс

Шестой класс

Седьмой класс

Восьмой класс

Работы Оли А.

Первый класс

Второй класс

Третий класс

Пятый класс

Шестой класс

Седьмой класс

Восьмой класс