ПРОПИСЬ № 4 - Поурочный комментарий

Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной - 2015 год

ПРОПИСЬ № 4 - Поурочный комментарий

Урок 81 (П4, с. 4—5). Письмо заглавной буквы “Ю”

Разбирается графический образ буквы Ю, устанавливается, что все элементы буквы детям уже знакомы, им предлагается самостоятельно вывести развёрнутый алгоритм написания заглавной буквы Ю: “В средней 1/3 дополнительной строки пишем острый крючок, опускаемся по наклонной линии, выписываем петельку, перехлёст на верхней линеечке рабочей строки, уходим вправо и чуть-чуть вверх, без поворота ручки по наклонной опускаемся вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся вверх по наклонной до условной линии, задерживаемся на ней, смещаясь влево, опускаемся вниз и смыкаем элементы буквы”.

Свёрнутый алгоритм: в дополнительной строке — острый крючок, наклонная вниз, петелька, перехлёст на верхней линеечке, уходим вправо и чуть-чуть вверх, наклонная вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся вверх, задерживаемся, смещаясь влево, смыкаем элементы буквы.

На учительской строке записываются слова под графическую диктовку педагога. Возможен другой вариант: запись предложения Юра и Юля играют в шашки.

Учитель предлагает детям поупражняться в письме заглавной буквы Ю самостоятельно. При этом он обязательно следит за осанкой ребят, обращает внимание на положение их тетрадей на партах и ручек в руках. Это важные условия не только для правильного формирования графического навыка, но и для здоровья учащихся.

Слова, обозначающие имена Юля, Юра, записываются по образцам, проводится их звуко-буквенный анализ.

Запись скороговорок: Юлил, юлил и выюлил; Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была — с предварительным упражнением в их правильном произношении. В словах встретится буква ь, которая ещё не изучалась детьми. Ученики должны сами разобраться в написании буквы. Пусть сегодня это будет выполнено менее правильно, чем после полного ознакомления с ней. Но это небольшое затруднение в дальнейшем поможет им находить пути преодоления трудных ситуаций и выходить из них победителями.

Слово натюрморт прописывается по пунктиру, далее работа в парах по расстановке графических значков, так же как в аналогичных заданиях.

В вариативной части можно предложить ребятам записать предложение по вопросу учителя или списать его с доски, затем провести работу по восстановлению имени и фамилии знаменитого актёра и клоуна (Юрий Никулин).

Далее нужно собрать из элементов буквы и составить слово брюки, а из букв слова натюрморт составить и записать как можно больше слов: трюмо, юмор, нора, юрта, трюм, торт, ром и др.

Урок 82 (П4, с. 6—7). Письмо заглавной буквы “Я”

Начало урока проводится по аналогии с предыдущим уроком. Дети самостоятельно проговаривают развёрнутый алгоритм написания заглавной буквы Я: “Кладём “качалочку” на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим по крючковой линии до середины высоты буквы (это на 3—4 мм выше верхней линеечки рабочей строки), “ломаем “секрет” влево, задерживаемся на условной линии, опускаемся по наклонной до верхней линеечки рабочей строки, “качалочка”, крючок до середины высоты буквы, “секрет”, по “секрету” — наклонная до нижней линеечки рабочей строки, выполняем “качалочку” и поднимаемся по крючку до середины”.

Свёрнутый алгоритм: “качалочка”, крючковая на высоту буквы, “ломаем “секрет” влево, наклонная, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”, по “секрету” — наклонная, “качалочка”, крючок до середины.

После графического диктанта проводится тренировочная работа по написанию буквы Я, записываются и разбираются имена: Яша, Яна. После прочтения слов первая — последняя учащиеся записывают их на свободной строке.

Детям предлагается разобрать написание фамилии Яковлев, провести фонетическую работу. Рядом можно выполнить запись по образцу или записать свою фамилию, если все буквы в ней изучены.

Педагог просит ребят прочитать предложение: Яша и Таня взяли санки — и провести наблюдение в словах за звуками, которые слышатся перед буквой я. Сделать вывод: если буква я стоит в начале слова, то она обозначает два звука, если в середине или в конце слова после гласной — тоже два звука, а если в середине или в конце слова после согласной, то один звук. Согласный всегда в этом случае будет мягким. Предложение записать по памяти, а затем проверить по образцу.

Затем дети списывают предложение: Ребятам весело зимой, подчёркивают буквы, которые обозначают в словах мягкие согласные звуки и обосновывают свой выбор согласных, опираясь на выводы, сделанные в предыдущем задании и на прошлых уроках при изучении гласных е, ё, ю.

В вариативной части восстанавливается предложение: Яблоко от яблони недалеко падает. Далее составляются из слогов слова: яблоко, знамя, ребята, земля. Эти слова записываются в прописи и на доске. Подчёркивается буква я, обозначающая два звука. Устно придумывается с одним из слов предложение.

Работа с лентой букв: обводятся 2—3 буквы, в которых можно найти одинаковый элемент.

Урок 83 (П4, с. 8—9). Закрепление изученных букв

Учащиеся рассматривают группы букв и устанавливают, по какому признаку они объединены. Буквы записываются рядом с образцами: н, ю — л, м, я. Аналогичная работа проводится с заглавными буквами. Во время записи проговариваются алгоритмы их написания: Н, Ю — Л, М, Я.

Учитель просит учеников прочитать слова на следующих двух строках, провести звуко-буквенный анализ и записать слова в заданной последовательности: сначала те, в которых буква ю обозначает два звука, затем те, в которых буква ю обозначает один звук. По окончании работы слова прочитываются: юнга, юноша, юмор, пою, брюки, слюда, верблюд.

Работа с именами Настя и Ваня проводится по образцу: Катя — Катюша. Предварительно ребята должны дать пояснение, когда употребляется каждый из вариантов имени. После записи — подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки вместе с гласными, которые обеспечивают их смягчение.

Далее детям предлагается прочитать слово песня и, опираясь на образец, исследовать слово с графическими ошибками: 1) в букве п крючковая наклонная слишком опущена вниз, поэтому перехлёст с буквой е получился ниже середины её высоты, 2) соединение буквы е с буквой с выполнено на верхней линеечке, 3) “узелок” у буквы н ниже середины строки, 4) крючковая наклонная при соединении н и я поднята слишком высоко, поэтому буква оказалась далеко от предыдущей, 5) крючковая наклонная в последней букве не доведена до середины рабочей строки.

В следующем задании необходимо дополнить данные элементы до полных букв: А, Б, В, Г (Р), Д, Е, Ж, З, И, К.

В вариативной части предлагается списать слова, добавив недостающую букву, поставить ударение, подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, отметить гласную, которая смягчает эти согласные: грядки, дятел.

Работа с пословицей Любишь кататься — люби и саночки возить организуется аналогично прошлым урокам.

В круге спряталась поговорка Языки болтают, рукам мешают. После её устного восстановления можно выполнить запись и разбор. Из букв слова ярмарка составляются слова: марка, яр, яма, ямка, як, маяк, рак, мак, рама, рамка, арка, кара, мрак, Макар, Рая и др.

Урок 84 (П4, с. 10—11). Письмо строчной буквы “ь”. Мягкий знак как показатель мягкости

В начале урока ученики рассматривают образец изучаемой буквы, проговаривают алгоритм и упражняются в письме. Выясняют, какой из двух вариантов написания буквы когда используется.

Проводится разбор слов день, тень, устанавливается, что в этих словах мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков в конце слов. Слова прописываются рядом с образцами.

Проводится наблюдение за мягким знаком в середине слова: галка — галька. Сравнение этих слов, выявление их лексического различия, запись.

Наблюдение за изменением лексического значения слов при добавлении к ним мягкого знака. Работа со словами был, мест, брат, хор, мол проводится по образцу: угол — уголь.

Учитель спрашивает, какие времена года знают дети. Затем просит прочитать только осенние месяцы года, названия которых записаны на доске. Ребята проводят орфографический разбор этих слов и записывают их на свободной строке.

Графическая работа в парах со словом пальто проводится по аналогии с прошлыми занятиями.

Учащиеся прочитывают слова состав, трон, удар, пример, жар, стан, педагог поясняет значение непонятных слов и просит к каждому из них приписать в конце мягкий знак. Слова вновь прочитываются, дети устанавливают, что изменилось значение слов. С помощью учителя подбираются вопросы, на которые отвечали слова первоначально и на которые стали отвечать слова с мягким знаком. Ученики выясняют, что слова, которые обозначали предмет, превратились в слова, которые обозначают действия предметов:

В вариативной части школьники восстанавливают слова отрежь — отрежьте, исправь — исправьте, подчеркивают мягкий знак вместе с буквой, которая обозначает мягкий согласный звук. Преподаватель спрашивает, когда эти слова употребляются в речи. Дети устно составляют предложения с парами слов.

В следующем задании учащиеся должны написать на строках слова-отгадки: пальма, полька, килька, пальто, пальцы. Работа с лентой букв. Можно предложить ученикам вычеркнуть согласные буквы, которые имеют пару по звонкости и глухости.

Урок 85 (П4, с. 12—13). Мягкий знак как показатель мягкости

Урок начинается с устного графического диктанта (отгадывание 4—6 букв по алгоритмам их написания). Далее первоклассники называют буквы, записанные на верхней строке: Б, Г, Р, П, Т, анализируют их и упражняются в правильном написании.

На учительской строке записывается предложение под диктовку: Рите купили новое пальто. Во время диктовки педагог чётко произносит каждый звук.

Учащиеся прочитывают слова, выписывают те, в которых встречается мягкий знак: день, динь, тень, лень, рыть, конь, шить. Устно с одним из них составляется предложение.

Предлагается рассмотреть образец: ел — ель, найти сходство и различие в написании и произношении слов, определить их лексическое значение. Аналогичная работа проводится со словами кров, вес, ясен.

Учащиеся прочитывают названия месяцев, устанавливают, к какому времени года относится каждый из них. Вспоминают названия остальных месяцев в году. Под комментирование учеников выполняется запись нескольких названий месяцев, в конце которых пишется мягкий знак: октябрь, ноябрь, январь, апрель. Подчеркивается мягкий знак вместе с буквой, обозначающей мягкий согласный звук. При проверке хором прочитываются подчёркнутые буквы.

Учитель просит детей рассмотреть, как при изменении слова уголь буква ь “спряталась” в середину нового слова — угольки. По аналогии проводится работа со словом зверь. Обращается внимание на то, между какими буквами пишется мягкий знак в середине этих слов. Затем пары слов записываются на пустых строках. Возможен второй вариант: запись слов под диктовку педагога: окуньки, карась, линь, рысь. Преподаватель предлагает подчеркнуть слово, которое нужно исключить из записанных. Ученики подчеркивают его и обосновывают свой выбор. При проверке буква ь подчёркивается.

В вариативной части учащиеся подписывают рисунки словами пять, ноль, лось, гусь, дверь. Подчёркивается буква, обозначающая звук, который смягчается мягким знаком. Далее учитель просит детей устно добавить к группам букв мягкий знак, прочитать получившиеся слова, выяснить их смысл и записать на свободной строке: толь, роль, боль, пыль, тюль.

В кроссвордах нужно восстановить слова: лось, олень, лошадь, медведь, пескарь, карась, окунь, линь.

Урок 86 (П4, с. 14—15). Письмо строчной буквы “ь”. Разделительный мягкий знак

После письменного графического диктанта строчных букв учащиеся рассматривают нижнее и верхнее соединения буквы ь с другими буквами, упражняются в их написании: ья, ью, ьи.

Затем ребятам предлагается прочитать несколько раз слова: лист — листья, провести наблюдение за мягким знаком, подчеркнуть буквы, между которыми он написан запись по образцу. По аналогии к словам: крыло, брат подбираются слова с разделительным знаком крылья, братья, делается вывод, что в парных словах ь пишется после согласных перед буквой я.

Разбираются пары слов, в которых разделительный ь пишется после согласных перед буквами ё и и: пей — пьёт, лей — льёт, вей — вьёт, муравей — муравьи, соловей — соловьи.

Далее учитель просит ребят прочитать слова и выписать на первую строку слова с смягчающим мягким знаком, а на вторую строку — с разделительным мягким знаком: семь, соль; рысью, льёт, колья, польёт. Обращается внимание на слово рысью, в котором разделительный ь пишется перед гласной ю.

В вариативной части восстанавливаются имена и фамилия с разделительным мягким знаком: Аксинья, Наталья, Марья, Ульяна, Федосья, Соловьёв.

В задании 1 составляются слова и записываются на свободных строках: ожерелье, мельница, подземелье, ущелье, мебель. Определяется роль мягкого знака в них.

Записываются отгадки к ребусам: семья, зверь. Работа с лентой букв.

Урок 87 (П4, с. 16—17). Разделительный “ь” и “ь” как показатель мягкости

В начале урока преподаватель просит учащихся рассмотреть группу букв на строке, установить общий графический признак (внизу букв — овал или его часть), повторить написание букв по образцам: о, ю, б, в, ь, ы. На второй строке выделяются две группы букв по общему признаку: О, Ю, Э — Г, П. Повторяется написание букв по образцам, даётся полная характеристика одной буквы, предложенной учителем.

На учительской строке проводится графический диктант строчных букв.

Далее детям предлагается по заданному образцу “спрятать” ь в середину слова, подчеркнуть буквы по обе стороны от него, назвать, какой мягкий знак употреблен в данном слове (разделительный или смягчающий): день — деньки, пень — пеньки, окунь — окуньки, огонь — огоньки. Ученики придумывают и записывают на пустой строке 2—3 слова с мягким знаком в конце.

Аналогично строится работа со словами: семь — семья, кол — колья, тюлень — тюленьи, лиса — лисьи, рысь — рысьи (разделительный мягкий знак). Слова полозья и свинья учащимся нужно записать по образцам, провести их фонетический разбор. Аналогично поработать со словами мельник и календарь, записанными печатными буквами. Сделать общий вывод о том, в каких случаях пишется мягкий знак как показатель мягкости, а в каких — разделительный мягкий знак.

В вариативной части необходимо дополнить элементы до полных букв: И, Ш, У, Э, Ж, А, Л, М, Я. Дать полную характеристику одной из букв. Письмо по памяти пословицы Тише едешь — дальше будешь. Слова-отгадки в последнем задании: вьюга, ульи, семья, обезьяна, варенье.

Урок 88 (П4, с. 18—19). Письмо строчной буквы “ъ”

В начале урока педагог предлагает детям рассмотреть образец написания новой буквы, найти в ней незнакомый элемент — “дужку”. Обращается внимание на то, что с обеих сторон “дужки” прописываются острые уголки. Вместе с учителем составляется развёрнутый алгоритм написания буквы ъ: “Ставим ручку на середину (или 1/3 сверху) рабочей строки, поднимаемся по наклонной линии вверх, без поворота ручки выписываем “дужку”, коснувшись верхней линеечки, опускаемся по наклонной линии вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся по наклонной до середины и, закругляя, плавно соединяем элементы буквы”.

Свёрнутый алгоритм: с середины — вверх по наклонной, “дужка”, наклонная вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся до середины, закругляя, плавно соединяем элементы буквы.

Ребята анализируют виды соединений изучаемой буквы с другими и записывают сочетания букв по образцам: ъя, ъе. Далее преподаватель просит учащихся прочитать слова с разделительным твёрдым знаком: съел, объел, отъел, объедки. Проводится наблюдение за написанием слов, устанавливается, что они близки по смыслу, выделяется их общая часть. Наблюдение за первой частью этих слов показывает, что она как бы приставляется к слову, и ъ служит разделением между частями (для большего понимания можно предложить детям прочитать слова без ъ). Слова записываются по образцу на пустой строке. Учитель напоминает о том, что необходимо соблюдать ширину слов и интервал между ними.

Далее ученики упражняются в написании слов с ъ, предварительно проводится их орфографический разбор: объём, съёмки, подъезд, съезд, въезд, разъезд, объезд, объявление.

По пунктиру прописываются слова съесть и объедал, устанавливается их сходство и различие со словами сесть, обедал. Делается повторный вывод о роли разделительного твёрдого знака.

Педагог просит учащихся прочитать предложение, записанное на доске: Илья съел вкусный апельсин, провести орфографический разбор слов. Затем ученики ещё раз прочитывают предложение, закрывают его и пишут по памяти, называют главные члены предложения по вопросам учителя и подчёркивают их.

В вариативной части необходимо восстановить второе слово в каждой паре: съёмки, подъём, провести наблюдение за звуками [с’] — [с], [д’] — [д]. Далее восстанавливаются буквы: И, У, Э, Ж, Г, П, Р, В, Ф, З.

Задание “Соедини по порядку” выполняется аналогично прошлым урокам.

Восстанавливается и записывается пословица: Лето собирает, а зима съедает. Работа с лентой букв.

Урок 89 (П4, с. 20—21). Разделительный “ъ”

На доске написаны цифры от 0 до 9. Учитель показывает указкой на одну из цифр, ученики называют её, объясняют правописание, отчетливо проговаривают слово и пишут его на учительской строке: 5 — пять, 7 — семь, 9 — девять, 0 — ноль и др. Далее учащиеся упражняются в написании разделительного твёрдого знака.

Преподаватель предлагает детям самостоятельно прочитать следующие три слова, просит их сначала назвать слово, которое отвечает на вопрос что?, затем — на вопрос что сделал?, потом — на вопрос какой?, и подчеркнуть названные слова одной, двумя чертами и волнистой линией. По окончании этой работы ребята упражняются в записи слов: съедобный, подъём, съёжился.

Списывание двустишия:

Разъярённый людоед

Мигом съел мешок конфет.

Подчёркивается разделительный ъ вместе с буквами, которые он разделяет.

К слову подъёмный подбирается и записывается подходящее по смыслу слово кран. На свободной строке письмо словосочетания повторяется.

Прочитываются напечатанные слова, определяется в них количество слогов, отмечается ударение (в слове из одного слога ударение не ставится), слова записываются на пустой строке: счастье, съест, друзья, объявил. Даётся устный комментарий к написанию разделительного твёрдого знака.

В вариативной части элементы дописываются до полных букв: Н, Б, В, Д, А, К, Ю. Проводится “исследовательская” работа в парах по восстановлению пословицы Без костей и рыбки не съешь. После её осмысления — повторная запись на пустой строке.

В клеточках восстанавливаются потерянные буквы. Слова записываются на строчках. К первой схеме подходят слова: съезд, въезд, съели, съест. Ко второй: подъезд, разъезд.

Урок 90 (П4, с. 22—23). Письмо строчной буквы “х”

При рассмотрении буквы х необходимо установить, что она состоит из элементов буквы э и буквы с. Развёрнутый алгоритм её написания дети проговаривают самостоятельно: “Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, “бугорком” уходим вправо вверх, разворачиваем ручку, опускаемся по наклонной линии вниз, выписываем “клюшку” влево, возвращаемся наверх и выписываем “клюшку” вправо, по “клюшке” — вниз, “качалочка”, крючок до середины”.

Свёрнутый алгоритм: “бугорок” вправо вверх, наклонная вниз, “клюшка”, возвращаемся наверх, “клюшка” вправо, наклонная, “качалочка”, крючок до середины.

После письменного графического диктанта букв проводится упражнение в написании буквы х (3—4 буквы под графическую диктовку учителя, далее самостоятельно). Работа с соединениями ха, хв, хл, хо проводится аналогично прошлым урокам.

Преподаватель просит учащихся прочитать слова хлеб, хлебный, хлебороб, выделить в них общую часть, устно с одним из слов составить предложение, провести орфографический разбор слов, выполнить их запись на свободной строке.

В следующих четырёх словах после прочтения ребятам предлагается проставить ударение, обозначить безударную гласную, выяснить их лексическое значение, выполнить запись по образцам: горох, потеха, ухо, хирург.

Работа с антонимами (термин не произносится): разбираются слова, устанавливается, что они противоположны по смыслу, устно подбираются слова, противоположные по смыслу к оставшимся, отмечаются безударные гласные, слова записываются с комментированием. Подчёркиваются буквы, обозначающие мягкие согласные: хороший — плохой, громкий — тихий, тёплый — холодный.

В вариативной части работа со скороговоркой Уха нет у мухи, у мухи нет уха строится по аналогии с предыдущими занятиями. Скороговорка прописывается ниже, при письме учащиеся ориентируются на элементы первых букв слов скороговорки.

Детям предлагается устно составить слова и записать их: хитрый, хитрая, хитрость. Можно подобрать к каждому из них вопрос (какой?, какая?, что?).

Из букв слова храбрость составляются слова: рост, брат, бра, раб, бар, охра, сорт, бор, хор и др.

Работа с лентой букв.

Урок 91 (П4, с. 24—25). Письмо строчной буквы “ц”

Педагог предлагает школьникам рассмотреть образец буквы ц, проанализировать графические образы букв и и у, установить сходные элементы в этих трёх буквах. На доске учитель проводит полный графический анализ буквы, вместе с детьми проговаривает развёрнутый алгоритм написания строчной буквы ц: “Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”, по “секрету” — наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до 1/3, без поворота ручки наклонная линия вниз до 1/3 в дополнительной строке, петелька, перехлёст на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины”.

Свёрнутый алгоритм: наклонная, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”, по “секрету” — наклонная, “качалочка”, крючок до 1/3, петелька, перехлёст на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины.

Графический диктант букв, упражнение в написании буквы ц, работа с графическими ошибками в написании буквы ц, письмо соединений буквы ц с другими буквами, цы, це, цв, цо, организуются аналогично прошлым урокам. Особое внимание обращается на соединение буквы ц с буквой в: крючковая наклонная уходит до верхней линии рабочей строки, и, чтобы не отдалять вторую букву, следует крючковую наклонную при подъёме “прижимать” больше влево.

Слова записываются по образцам: цепь, цифра, овца, цветы. В них проставляется “ударение” и подчёркиваются безударные гласные. Написание слова цифра запоминается.

Учитель просит учеников прочитать слова: молодец, кузнец, огурец, дописать букву ц, подчеркнуть все гласные буквы и дать им полную звуковую характеристику.

Письмо по памяти предложения Сеня Скворцов ловил скворцов проводится, как описано выше. После проверки подчёркивается двумя чертами слово, которое отвечает на вопрос что делал?

Заданные элементы дополняются до полных букв: И, У, Э, Ж, Ш, Ц.

В вариативной части нужно поменять слоги местами, получившиеся слова записать под рисунками: танцор, заяц. Устно учащиеся составляют предложение с одним из слов.

Задание 1 выполняется, как описано выше.

Получившиеся в задании 2 слова дети пишут на строках: шприц, борец, огурцы. Работа с лентой букв: после хорового проговаривания обводятся парные согласные.

Урок 92 (П4, с. 26—27). Письмо заглавной буквы “Х”

В начале урока учитель предлагает учащимся сравнить письменные заглавную и строчную буквы Х — х, установить их сходство и различие, составить развёрнутый алгоритм написания заглавной буквы Х: “В средней 1/3 дополнительной строки выписываем крючок с поворотом ручки, опускаемся вниз по наклонной линии, выписываем “клюшку”, возвращаемся по ней вверх и выписываем “клюшку” вправо, по “клюшке” — вниз, “качалочка”, крючок до середины”.

Свёрнутый алгоритм: в дополнительной строке выписываем крючок с поворотом ручки, наклонная вниз, “клюшка”, по “клюшке” — вверх, “клюшка” вправо, наклонная вниз, “качалочка”, крючок до середины.

После работы на учительской строке и упражнения в написании буквы Х рассматриваются соединения буквы Х с другими буквами: Хв, Хо, Хе — и записываются рядом с образцами. Прочитываются предложения: Хмурый-хмурый хнычет Хорь; На Хоря напала хворь — и записываются по образцу. Восстанавливается деформированное предложение: Тихон и Захар варили уху. Повторяется написание заглавной буквы в именах. Предложенные элементы дописываются до полных букв: а (ф, д), у (д, ф), к, н (ю), в, п (р), з, э (х), ж, б, ю.

Прочитываются фамилии Хохлов, Хохловы и записываются по образцу и по пунктиру.

В вариативной части учитель предлагает ученикам прочитать слово плохо, подумать, какое слово надо написать рядом, опираясь на его начальную букву. Дети устанавливают, что это слово хорошо. Оно противоположно первому по смыслу. Данную пару слов можно прописать ещё раз.

“Исследовательская” работа в парах: восстанавливается скороговорка Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. Ха-ха! Ребята упражняются в проговаривании скороговорки друг другу. Буквы, которые можно составить из данных элементов, записывают на строчке: а, р, у, д, н, ю, п, х. Можно предложить записать буквы, которые присутствуют среди элементов: г, о, с. Слова из полученных букв: пар, горн, нос, ура, руда, дар, друг, парус, юнга, судно, хор, нора, гора, сон, ход, оса, пора и др.

Урок 93 (П4, с. 28—29). Письмо заглавной буквы “Ц”

Детям предлагается сравнить графические образы заглавной и строчной букв: Ц—ц, найти знакомые элементы, назвать буквы, в которых они встречаются (И, у). Рассмотреть поэтапную запись буквы и восстановить развёрнутый алгоритм написания заглавной буквы Ц: “В средней 1/3 дополнительной строки выписываем крючок с поворотом ручки, опускаемся по наклонной, выполняем “качалочку”, поднимаемся по крючку на 1—2 мм выше верхней линеечки рабочей строки, пишем “секрет”, по “секрету” — наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до 1/3 снизу, без поворота ручки опускаемся по наклонной до 1/3 в дополнительной строке, петелька (по принципу петельки буквы д), перехлёст на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины”.

Свёрнутый алгоритм: в дополнительной строке крючок с поворотом ручки, наклонная, “качалочка”, крючок, “секрет”, по “секрету” — наклонная, “качалочка”, крючок до 1/3 снизу, петелька в дополнительной строке, крючок до середины.

На учительской строке можно предложить учащимся записать буквы, в которых встречаются элементы изучаемой буквы, свой выбор обосновать, опираясь на алгоритмы написания букв.

После письма заглавной буквы Ц ребята рассматривают соединения этой буквы с другими буквами и упражняются в их правильном написании рядом с образцами: Це, Ци, Цо.

Записывается фамилия Цаплин, повторяется правило о написании большой буквы в именах и фамилиях. Далее учащиеся прочитывают слова Царевна-лягушка, вспоминают, из какой сказки героиня. Педагог спрашивает детей, кто читал эту сказку (можно задать 2—3 вопроса на воспроизведение содержания сказки). На пустой строке записываются слова по образцу: Царевна-лягушка.

Восстанавливается и записывается деформированная пословица: Цыплят по осени считают, объясняется её смысл. Слова цирк, сцена записываются по образцам (предварительная беседа о цирке).

Графическая работа со словом аттракцион проводится в парах.

В вариативной части учащиеся составляют слова из двух частей: цветастый, цветная, цветёт, цветок — и записывают их на свободных строчках. Можно задать вопросы к этим словам, составить с одним из них предложение. Восстанавливается наполовину стёртое слово красавица. Учитель предлагает ученикам самостоятельно распутать “нити” и написать на строчке, что в руках у девочки — ножницы.

Урок 94 (П4, с.30—31). Закрепление изученных букв

На двух строках дети рассматривают группы букв: Э, С, Х, Ж и И, Ш, Ц. Устанавливают их графическое сходство и записывают по пунктиру с графическим комментированием.

Затем ученики разбирают образец: орёл — орлица. На двух следующих строках, согласно образцу, выполняют работу со словами: тигр, медведь, устанавливают, что эти слова близки по смыслу и имеют общую часть.

Далее учащиеся записывают по образцу слова халат — салат подчеркивают буквы, которыми они различаются, дают характеристики звукам [х] и [с]. По пунктиру восстанавливается пословица Делано наспех — сделано на смех, объясняется её смысл.

Учитель предлагает учащимся прочитать пару слов: кольцо — Кольцов, повторить правило о написании большой буквы в фамилиях. Согласно образцу, устно образовать фамилии от двух других слов, а затем записать их рядом на строке: Кузнецов, Огурцов.

Напечатанное предложение Костя Стрельцов был в цирке ребята записывают письменными буквами на свободной строке.

В вариативной части дети прочитывают вопрос Какой у тебя друг? и устно составляют ответ. На доске педагог записывает слова, характеризующие друга, произнесённые учениками: добрый, надёжный, верный, смелый, хороший и др. Затем школьники самостоятельно записывают свои ответы, выбирая наиболее подходящее слово из записанных на доске.

В следующем задании первоклассники прочитывают в заданной последовательности предложение В цветнике цветут цветы и записывают его в прописи.

Слова, полученные в задании 2: муха, холод, холодец.

Урок 95 (П4, с. 32—33). Письмо строчной буквы “ч”

Работа в начале урока организуется аналогично предыдущим занятиям, развёрнутый алгоритм написания буквы ч детям предлагается проговорить хором: “Ставим ручку на середину рабочей строки, поднимаемся по наклонной линии вверх, без поворота ручки выписываем “дужку” примерно на 1/3 вниз, коснувшись верхней линеечки, без поворота опускаемся по наклонной линии вниз, “качалочка”, крючок до середины”.

Свёрнутый алгоритм: с середины строки — вверх по наклонной, “дужка”, наклонная вниз, “качалочка”, крючок до середины.

После диктанта на учительской строке, упражнения в написании изучаемой буквы, работы над графическими ошибками в написании буквы ч учащиеся рассматривают соединения буквы ч с другими буквами: ча, че, чв, чо — и записывают их рядом с образцами.

Списываются слова: час, чип, чай, ключ, обруч, подчёркивается изучаемая буква, устно с одним из слов составляется предложение.

Учитель предлагает ученикам прочитать пару слов сестра — сестричка и по аналогии составить следующие пары слов. После орфографического разбора слов дети самостоятельно записывают их: лиса — лисичка, плотва — плотвичка.

Далее ученики составляют слова, записывают их на строчках, подчёркивают сочетание чу: плачу, стучу, чулок, чугун.

В вариативной части восстанавливается пословица Хорошо того учить, кто хочет много знать, объясняется её смысл.

Задание “Соедини по порядку” выполняется аналогично прошлым урокам.

Затем первоклассники из слогов составляют слова. При записи слов: получай, отвечай, выключай, чайник, чайная, чайка — педагог должен показать, как их следует переносить с одной строки на другую.

Урок 96 (П4, с. 34—35). Письмо строчной буквы “щ”

Преподаватель просит ребят рассмотреть образец написания буквы щ, установить сходство с буквами ш и ц, самостоятельно составить развёрнутый алгоритм написания буквы щ. После диктанта на учительской строке, упражнения в написании буквы щ с графическим комментированием, анализа графических ошибок в написании строчной буквы щ рассматриваются и записываются соединения изучаемой буквы с другими: ща, ще, щу.

Учащиеся прочитывают слова: щавель и щука. После орфографического разбора слова записывают рядом с образцами. Проводится фонетическая работа. Ученики устно составляют предложения с данными словами, на доске записываются схемы предложений (обращается внимание на правильное произношение слова щавель).

Учащиеся списывают предложение Мама сварила щавелевый суп письменными буквами. Проводится орфографический разбор слов. Совместно с педагогом дети находят и подчёркивают главные члены предложения.

Один из учеников прочитывает вопросительное предложение Кто разбил дорогую чашку? Ребята составляют предложение Мальчик разбил дорогую чашку и после орфографической подготовки самостоятельно записывают его в тетради.

После прочтения слова глазищи учитель предлагает детям объяснить, что обозначает это слово, затем устно подобрать к нему слова, например: глазки, глазёнки, глазоньки, глаза. Учитель выписывает эти слова на доску. Проводится фонетическая работа со словом глазки — [гласк’и]. Аналогично можно устно поработать со словами усищи, хвостище.

В вариативной части предлагается в слове танцовщица найти 12 графических ошибок. Поочередно разбирается каждая буква, а затем её соединение с последующей.

В задании 2 детям нужно собрать слова из слогов и записать на свободных строках: клещи, роща, щенок, щука, щегол.

Работа с лентой букв: дать полную характеристику выбранным педагогом буквам.

Урок 97 (П4, с. 36—37). Письмо заглавной буквы “Ч”

Проводится сравнение заглавной буквы Ч с буквами И, У. После рассмотрения поэтапной записи буквы Ч на верхней строке прописи учитель предлагает учащимся самим составить развёрнутый алгоритм написания заглавной буквы Ч: “В средней 1/3 дополнительной строки выписываем крючок с поворотом ручки, опускаемся по наклонной линии до верхней линеечки рабочей строки, выполняем “качалочку” и поднимаемся по крючку до середины верхней части буквы, пишем “секрет”, по “секрету” — наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины”.

Свёрнутый алгоритм: в середине дополнительной строки крючок с поворотом ручки, наклонная до верхней линеечки, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”, по “секрету” — наклонная, “качалочка”, крючок до середины.

На учительской строке проводится письменный графический диктант букв г, и, у и слова гуси, затем ученики упражняются в написании заглавной буквы Ч и её соединений с другими буквами: Ча, Че, Чу.

Далее дети записывают слова Чукотка, Чечня (предварительная беседа о значении слов, фонетический разбор данных слов), списывают поговорку Что в лоб, что по лбу. Проводится орфографическая работа, в ходе которой подчёркивается парная согласная в конце слова лоб.

Прочитывается пара слов, устанавливается, что обозначает каждое из них (цыплёнок — курочкин). По образцу продолжается работа с двумя другими словами (утёнок, барашек).

Вопросительные предложения: Что?; Чего?; Чему? — записываются по образцам.

В вариативной части учитель предлагает учащимся подумать и назвать детёнышей зайца, белки и галки. Составляются анаграммы: ручка, лучок, числа, сачок. Из предложенных элементов ребята составляют и записывают буквы: а, у, д, н, ю. Работа с лентой букв.

Урок 98 (П4, с. 38—39). Письмо заглавной буквы “Щ”

Учитель предлагает рассмотреть заглавную букву Щ и составить развёрнутый алгоритм её написания по аналогии с уже изученной буквой Ц. На учительской строке проводится письменный графический диктант букв: и, у, И, Ц, Щ. Устно устанавливаются сходные элементы в записанных буквах. Далее дети самостоятельно упражняются в записи буквы Щ.

Повторяется правило о написании слов с большой буквы. Прочитываются слова Щукин, Щепкин, устанавливается их значение, слова записываются рядом с образцами. Прочитывается скороговорка, проводится орфографический разбор слов, затем одни учащиеся записывают её по пунктиру, другие самостоятельно, подчёркивается буква Щ.

Учащимся предлагается прочитать ещё одну скороговорку и после орфографической подготовки записать её на пустых строках:

Чащи чаще в нашей пуще.

В нашей пуще чащи гуще.

В вариативной части проводится “исследовательская” работа в парах по восстановлению текста:

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щётку в уголке.

Вместе с педагогом дети проставляют ударение в словах, находят безударные гласные, отмечают их точками, учитель произносит проверочные слова.

Работа с лентой букв: учащиеся хором прочитывают буквы, подчёркивают четвёртую, пятую и седьмую по счёту, указывают в них сходные элементы.

Урок 99 (П4, с. 40—41). Закрепление изученных букв

Урок начинается с устного графического диктанта. Возможен другой вариант: учитель предлагает учащимся в заготовленном заранее на доске слове найти допущенные графические ошибки и указать пути их устранения. Затем ученики самостоятельно упражняются в записи букв по образцам: И, Ц, Ш, Щ.

Прочитывается предложение Лев Львович Львов привёз львов во Львов, проводится орфографическая работа в словах и запись предложения на свободных строках.

После прочтения правила о правописании сочетаний чаща можно предложить детям выполнить запись правила по образцу. Далее один из учеников прочитывает слова: чаща, площадь, проводится наблюдение за сочетаниями ча-ща в этих словах, данные слова записываются по образцам, сочетания ча-ща подчеркиваются. При работе со словом площадь обращается внимание на разницу в его произношении и написании, подбирается проверочное слово, учитель даёт нужные комментарии (пропедевтика). Устно со словами составляются предложения (окончания слов можно изменять).

Разбирается пара слов жил — шил. Устанавливается их сходство и различие. Сочетания жи-ши подчеркиваются, слова записываются по образцу. Аналогично проводится работа с правилом о правописании сочетаний чу-щу, разбираются и записываются слова: чулок, молчу.

В вариативной части учащимся предлагается самостоятельно составить и записать слова: ищу, угощу, свищу, пищу и др.

Учитель просит ребят посмотреть на таблицу букв и прочитать задание. Затем один из учащихся повторяет его, и дети самостоятельно выполняют задание (из оставшихся после вычёркивания букв можно составить слово товарищ, а также слова: товар, вар, вор, ров, щи, рот, вот и т. д.).