ПРОПИСЬ № 2 - Поурочный комментарий

Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной - 2015 год

ПРОПИСЬ № 2 - Поурочный комментарий

Урок № 27 (П2, с. 4—5). Письмо строчной буквы “о”

Учитель предлагает учащимся сравнить печатную и письменную буквы о. При детальном рассмотрении образа буквы о дети устанавливают экспериментальным путем, что верхняя и нижняя часть буквы одинаковы: вырезанную из бумаги букву складывают пополам.

Вместе с педагогом ученики рассматривают два способа написания буквы о, устанавливают её отличие от других букв: у неё нет просветов ни в верхней части, ни в нижней. Отсутствие просветов в нижней и верхней частях позволяет при её написании задерживаться на верхней и нижней линеечках строки.

Развёрнутый алгоритм написания строчной буквы о: “Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, уходим влево вверх, задерживаемся на строке, по наклонной опускаемся вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся по наклонной вверх, смыкаем концы линии в начальной точке”.

Свёрнутый алгоритм: с 1/3 уходим влево вверх, задерживаемся, опускаемся вниз, задерживаемся, поднимаемся вверх и смыкаем концы линии.

На учительской строке преподаватель проводит письменный графический диктант по своему усмотрению, например: 4—6 букв или 2—3 их сочетания (последняя буква — о).

Учащиеся приступают к написанию буквы о. На одной из строк они дописывают недостающие элементы, а на другой упражняются в её письме самостоятельно.

Далее учитель предлагает детям рассмотреть буквы в таблице, обвести среди них правильно написанную, объяснить, какие графические ошибки встречаются в остальных буквах о.

В слово колокол ученики вписывают изучаемую букву, отмечают заданными графическими значками определённые части на буквах и их соединениях.

Затем анализируют два буквосочетания: ом, он. После их графического комментирования педагогом дети самостоятельно записывают эти буквосочетания.

На следующей строке учащиеся прочитывают буквы: А, У, о, а, Н, м, у, М, определяют, какую ещё букву следует написать на строке — н, потом переписывают буквы на новую строку, предварительно разбив их на группы по какому-либо признаку.

В нижнем задании первоклассники отрабатывают написание имён с большой буквы, прочитывают имя Нонна (учитель обязательно обращает их внимание на удвоенную букву н) и упражняются в его записи. Одни учащиеся выполняют письмо по пунктиру и затем самостоятельно, а другие — оба раза самостоятельно.

В вариативной части дети стараются самостоятельно дописать элементы до полных букв. При проверке могут обнаружиться разногласия в написании некоторых букв (один и тот же элемент служит началом написания нескольких букв), тогда ученики должны обосновать свою точку зрения в выборе определённых букв. Один из вариантов прочтения: н, о, а, л, у, Н, Л, М, У.

Далее учащиеся прочитывают слова молоко, корова и вписывают недостающие буквы. Образец вписывания можно дать на доске.

Геометрическую фигуру в задании 1 дети рисуют по вариантам, чередуя красный, жёлтый, зелёный карандаши: 1) от начала написания буквы, 2) от полной буквы.

1 вариант — учащиеся вычеркивают из таблицы те буквы, которые ещё не изучались (учитель напоминает, как нужно правильно вычеркивать: из левого верхнего уголка в правый нижний), 2 вариант — учащиеся обводят клеточки с пройденными буквами (выполнение задания ограничено по времени).

На ленте букв проводится работа по аналогии с предыдущими уроками.

Урок № 28 (П2, с. 6—7). Письмо строчной буквы “э”

После анализа строчной буквы э и графического диктанта учащиеся дописывают элементы до полной буквы э и упражняются в её написании.

Развёрнутый алгоритм написания строчной буквы э: “Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, “бугорком” уходим вправо вверх, разворачиваем ручку, опускаемся по наклонной линии и влево выписываем “клюшку”. “Перекладина” на середине высоты буквы”.

Свёрнутый алгоритм: “бугорок”, наклонная вниз, “клюшка” влево, “перекладина” на середине высоты буквы.

При разборе буквосочетания мэ особое внимание учитель обращает на соединение буквы м с буквой э: крючковая наклонная после буквы м продолжается до верхней линии строки, и, так как в этом случае вторая буква может как бы удалиться от первой, педагог предлагает при движении вверх эту крючковую прописывать как можно ближе к букве м. Тогда интервал между буквами не будет увеличен. (Прописывание по пунктиру происходит с графическим комментированием преподавателя.)

В таблице дети обводят правильно написанную строчную букву э, анализируют графические ошибки в остальных буквах.

С помощью рисунка ученики прочитывают слово этажерка и работают в парах: обмениваются тетрадями и выделяют значок, который они предлагают друг другу отметить на вписанных буквах и их соединениях. После проверки ребята вписывают недостающие буквы в слово по пунктиру.

В буквосочетаниях эм и эн учитель обращает внимание учащихся на способы соединения э с м и н.

Слово эму дети прописывают самостоятельно (предварительная беседа о значении этого слова). Последнее задание страницы — самостоятельное вписывание гласных букв э и а в слово этажерка (возможно графическое комментирование учащихся).

В вариативной части сначала ученики вписывают в слово экран буквы по пунктиру, затем самостоятельно. В следующем задании дети дописывают предложенные элементы букв Н, У, у, а, м, А, э, М, о.

Далее с помощью трёх цветных карандашей учащиеся пытаются восстановить заданную фигуру и упражняются в написании буквы э по пунктирным образцам.

Работа с лентой букв.

Урок № 29 (П2, с. 8—9). Письмо заглавной буквы “О”. Значение слов “он, она, оно”

В начале урока сравниваются строчная и заглавная буквы О, о. Учитель объясняет принцип написания буквы О.

Развёрнутый алгоритм: “Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся вверх, задерживаемся на условной строке, смещаясь влево, уходим вниз по наклонной, смыкаем концы линии в начальной точке”.

Свёрнутый алгоритм: опускаемся по наклонной линии, задерживаемся на строке, поднимаемся до условной строки, задерживаемся, уходим вниз по наклонной, смыкаем концы линии.

После письменного графического диктанта дети упражняются в написании изучаемой буквы.

Затем учащиеся прочитывают предложение Она умна и записывают его рядом на строке. Учитель спрашивает, о ком так говорят. (Беседа о значении слов он, она, оно.) Ученики записывают эти слова на следующей строке.

Потом ребята отрабатывают навык написания буквы о с нижним и верхним соединениями в буквосочетаниях ом, мо.

Это задание — дифференцированное. Каждый ребёнок может сам выбрать, с каким предложением и как он будет работать: по пунктиру или самостоятельное написание на свободных строчках.

Орфографический разбор предложений. (Он и она. Нонна и Анна.) Преподаватель обращает внимание учеников на соблюдение интервала между словами.

В вариативной части учащиеся прочитывают пословицу Один за всех, все за одного, раскрывают её смысл, вписывают буквы, обозначенные пунктиром. Далее ученики дополняют данные элементы до полных букв: а, у, и, м, н, э, А, У, Н. Потом ребята тренируются в написании цифр 5 и 6.

Развёрнутый алгоритм написания цифры 5: “Ставим ручку на 1/3 влево от верхнего правого угла клеточки, опускаемся через центр клеточки чуть ниже его, возвращаемся до центра и плавно уходим вправо вверх, закругляем, опускаемся по наклонной вниз и в 1/3 части нижней стороны клетки выписываем “клюшку”. Ставим ручку в начальную позицию и уходим по стороне клетки на 1/3 вправо до угла”. (Цифра 5 пишется в два приёма с отрывом ручки.)

Развёрнутый алгоритм написания цифры 6: “Ставим ручку на 1/3 снизу от правого верхнего угла клеточки, поднимаемся по стороне клетки, срезаем уголок, задерживаемся на 1/3, смещаясь влево, плавно опускаемся по наклонной через центр клеточки до 1/3 слева от нижнего левого угла, задерживаемся на средней 1/3 нижней стороны клетки, по наклонной поднимаемся чуть выше половины клетки и плавно опускаемся к центру клетки”.

Ниже дети стараются восстановить слово Анна, в котором отсутствует его верхняя половина.

На ленте букв проводится уже известная работа.

Урок № 30 (П2, с. 10—11). Письмо заглавной буквы “Э”

Разбор предыдущего написания заглавной буквы Э.

Развёрнутый алгоритм: “В средней 1/3 дополнительной строке выписываем крючок с поворотом ручки, опускаемся вниз по наклонной линии, выписываем “клюшку” влево и “отрываем” ручку. “Перекладина” — на середине высоты буквы” (горизонтальная линия, равная ширине буквы, выполняется слева направо чуть выше верхней линеечки рабочей строки).

Свёрнутый алгоритм: в дополнительной строке крючок с поворотом ручки, наклонная, “клюшка” влево, “перекладина” — на середине высоты буквы.

Учительская строка используется по усмотрению педагога. Затем дети упражняются в письме изучаемой буквы, восклицательного предложения Э-э! и написании буквы Э в имени Эмма.

При графическом анализе букв (А—М, О—Э, У—Э), объединённых в пары, устанавливается, по какому принципу они сгруппированы. На следующих строках учащиеся пишут буквы группами, знакомые буквосочетания эн, мэ и слово эму.

Со словом экскаватор проводится работа.

В вариативной части ученики прочитывают поговорку: Комар носа не подточит, раскрывают её смысл и вписывают буквы по пунктиру.

Далее учитель предлагает внимательно посмотреть на четыре одинаковых элемента, дописать их до четырёх различных букв и рядом самостоятельно повторить восстановленные буквы (и, у, м, а).

Рассмотрев таблицу с заглавными письменными буквами, учащиеся по команде преподавателя вычёркивают из неё изучаемую букву. Победитель объясняет, как ему удалось так быстро выполнить это задание.

В задании 2 нужно выбрать только те элементы, из которых состоит буква М (от выбранных элементов проводятся стрелочки).

Работа с лентой букв.

Урок № 31 (П2, с. 12—13). Закрепление изученных букв

На первой строке педагог предлагает учащимся подчеркнуть гласные и повторить рядом написание согласных (возможна работа по вариантам, также можно попросить ребят из данных букв устно составить слова, например: умна, эму, нам, мина, она и т. д.).

Слова ум, нам, Нина, Эмма ученики прочитывают и пишут по пунктиру. Первоклассники, у которых формирование графического навыка происходит более успешно, записывают самостоятельно эти слова на пустой строке.

Далее учащиеся прочитывают первую пару предложений: Эмма мала; Она умна — и замечают, что в слове мала встречается буква л, которую ещё не писали в прописи. Дети делают вывод, что она похожа на букву м, следовательно, они смогут справиться с её написанием. Это задание — дифференцированное. После орфографического разбора ученики записывают эти предложения по пунктиру или на пустой строке самостоятельно.

Со второй парой предложений: Наум мал; Он налил молока — проводится аналогичная работа. Но прописывание учащиеся выполняют только по пунктиру, так как буква л встречается гораздо чаще и появляется ещё одна “новая” буква — к.

При разборе всех предложений педагог проводит работу со словами он, она: дети устно подбирают слова, которые можно заменить этими словами. На свободной строке преподаватель может провести словарный диктант: эму, они, нам, мал.

В следующем задании вопросительное предложение А Наум? заменяется при списывании на предложение А Наум — он.

В вариативной части дети стараются посчитать, например, сколько серединок отмечено значками в слове малиновка. На следующей строке они пытаются восстановить разметку графических значков на отдельных буквах слова малиновка (возможна парная работа по вариантам).

Далее ребята стараются как можно быстрее отыскать спрятавшиеся в таблице слова и записать их на строчках: Наум, ум, он, мама, мала, Нина, налим, она, Элла, нам, на, умна, эму.

Развёрнутый алгоритм написания цифры 9: “Ставим ручку в правый верхний угол клеточки, опускаемся по правой стороне до 1/3 и начинаем выписывать овал, чуть ниже центра клеточки поднявшись вверх, задерживаемся на 1/3, смещаясь вправо, плавно срезаем верхний уголок, опускаемся по правой стороне клеточки на 1/3, по наклонной уходим до нижней стороны и выписываем “клюшку” в её средней части”.

Написание цифры 9 выполняется в один приём. Учитель обращает внимание детей на то, что верхняя часть цифры занимает больше четверти всего квадрата, показывает точкой центр клеточки, который размещается в нижней левой части овала цифры.

Развёрнутый алгоритм написания цифры 0: “Ставим ручку на 1/3 влево от правого верхнего угла клетки, по наклонной опускаемся вниз, не доходя 1/3 до нижнего левого угла, задерживаемся в 1/3 части, плавно срезаем уголок, поднимаемся по наклонной к правой стороне клеточки на 1/3. Плавно срезаем уголок, смещаясь влево, смыкаем элементы в начальной точке”.

Урок № 32 (П2, с. 14—15). Письмо строчной буквы “р”. Письмо слов с изученной буквой. Большая буква в именах

После рассмотрения образа буквы р на образцах в прописи, выявления уже знакомых для написания и проговаривания элементов учитель предлагает детям самим объяснить алгоритм написания этой буквы.

Развёрнутый алгоритм написания строчной буквы р: “Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по длинной наклонной линии (не доходя 1/3 в дополнительной строке), отрываем ручку, ставим на 1/3 сверху в рабочей строке, “бугорком” уходим вправо вверх, разворачиваем ручку, опускаемся по наклонной линии вниз, выполняем “качалочку” и поднимаемся по крючку до середины”.

Свёрнутый алгоритм: длинная наклонная вниз, с 1/3 сверху— “бугорок” вправо вверх, наклонная вниз, “качалочка”, крючок до середины.

На учительской строке ученики записывают изученные буквы, в которых можно отметить, например, “гнёздышко” — а, р, 1/3 часть — а, м, н, э, р и т. д.

После самостоятельного упражнения в написании буквы р учащиеся анализируют случаи её соединения с другими буквами и записывают буквосочетания ра, ар, ру, ур. При этом учитель следит за осанкой детей, обращает внимание на расположение учебных предметов на парте (пенала, книги и др.).

Орфографический разбор и запись слов рана, рама.

С помощью рисунка ученики прочитывают слово ромашка, вписывают по пунктиру изученные буквы, сравнивают с нижним словом, устанавливая, какие в нём встречаются графические ошибки. Последовательный анализ: 1) у буквы р “бугорок” выполнен ниже, чем с 1/3; 2) буква о выполнена под другим углом наклона; 3) у буквы м первая крючковая линия поднята до верхней линеечки рабочей строки; 4) буква а “уснула” на линеечках рабочей строки; 5) у ш обе крючковые линии подняты выше середины; 6) соединение буквы к с буквой а произошло на верхней линеечке рабочей строки; 7) у буквы а вторая крючковая линия не поднята до середины рабочей строки.

В вариативной части дети пытаются восстановить слово ромашка, анализируют процесс написания недостающих букв (даны отправные точки написания букв). Перед записью слова омар проводится лексическая работа.

Затем учащиеся самостоятельно дописывают элементы до полных букв. Дополнительное задание: подчеркивание элемента, который предполагает различные варианты завершения.

Далее ученики вслух проговаривают слова, которые должны получиться после восстановления букв: Нина, Элла, Наум, Анна и дописывают недостающие элементы букв (повторить, почему все слова написаны с большой буквы).

С помощью цветных карандашей ребята восстанавливают в заданной последовательности геометрический рисунок (возможна работа по вариантам).

В задании 2 учащиеся стараются разделить элементы букв на пары и записать 5 букв: а, р, н, м, у — на свободных строчках.

Работа с лентой букв по усмотрению учителя.

Урок № 33 (П2, с. 16—17). Письмо строчной буквы “л”. Большая буква в начале вопросительного предложения и в именах

Начало урока строится по аналогии с предыдущими или по усмотрению учителя.

Развёрнутый алгоритм написания буквы л: “Кладём “качалочку” на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх, выписываем “секрет” (не доходя 1/3 в рабочей строке), по “секрету” — наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины”.

Свёрнутый алгоритм: кладём “качалочку”, уходим далеко в сторону вверх, “секрет”, по “секрету” — наклонная, “качалочка”, крючок до середины.

Учащиеся пишут букву л по пунктиру, затем самостоятельно. Далее педагог обращает внимание учеников на соединения буквы л с буквами а и о. С первой буквой — верхнее соединение (“ломаем “секрет”), а со второй — нижнее (“качалочка”).

Дети анализируют в таблице несколько букв л, обводят одну, выполненную по всем правилам, находят и комментируют графические ошибки в остальных.

Слова лом, ломала ребята пишут по пунктиру и самостоятельно. При этом преподаватель напоминает им о соединениях буквы л с гласными а и о. Слово рана прописывается самостоятельно, без предварительного комментария.

После прочтения и орфографического разбора вопросительного предложения А Анна и Нора? учитель предлагает ученикам, более успешно усваивающим учебный материал, закрыть текст и написать его по памяти, остальным — прописать предложение по пунктиру. Для проверки дети обмениваются тетрадями, сверяют выполненную запись с образцом и комментируют друг другу допущенные графические ошибки.

В вариативной части первоклассники самостоятельно дописывают в буквах недостающие элементы, затем с помощью рисунка пытаются восстановить слово лилия и упражняются в его написании. Свободные строчки учитель использует по своему усмотрению, возможны индивидуальные задания (в этом случае педагог прописывает образец в прописи учащегося).

С помощью трёх цветных карандашей дети выполняют (возможно по вариантам) соединение точек по порядку, получая геометрическую фигуру. Преподаватель напоминает, что линии должны быть очень ровными. Для этого во время движения карандашом ученикам необходимо стараться удерживать в поле зрения ту точку, которая является местом завершения линии. (Эти упражнения способствуют расширению поля зрения у детей как необходимого условия успешного формирования у учащихся навыков разборчивого письма и чтения.

В следующем задании отыскать и вписать в прямоугольник букву, у которой нет пары (дети определяют эту букву самостоятельно — у).

Работа с лентой букв.

Урок № 34 (П2, с. 18—19). Письмо заглавной буквы “Р”. Большая буква в именах

При графическом анализе педагог обращает внимание учащихся на то, что первый элемент буквы Р всегда пишется сверху вниз и никогда — снизу вверх, поясняет, какая графическая ошибка может появляться при изменении направления письма (подмена наклонной линии крючковой, которая пишется под другим углом наклона).

При сравнительном анализе буквы Р с другими буквами дети делают следующий вывод: первый элемент им уже встречался в букве У, а значит, они могут сами объяснить начало написания буквы Р; в верхней части слева и справа присутствуют элементы, сходные с “клюшкой”.

Развёрнутый алгоритм написания заглавной буквы Р: “Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке (или ставим ручку на условную линию), опускаемся по наклонной линии, выполняем “клюшку”. Выписываем двойную “клюшку” в средней части дополнительной строки”. При этом акцентируем внимание на горизонтальной линии выше “клюшки” для сохранения параллельности линии в средней части двойной “клюшки”.

Свёрнутый алгоритм: с 1/3 сверху — наклонная, “клюшка”, в средней части дополнительной строки — двойная “клюшка”.

После работы на учительской строке (графического или комбинированного диктантов, списывания печатного текста с доски и др.) учащиеся упражняются в написании буквы Р.

Прочитав слова на следующей строке, дети вместе с учителем выясняют, почему одинаковые по звучанию слова пишутся по-разному (в одном случае — с большой, а в другом — с маленькой буквы). По окончании разбора ученики прописывают слова Роман и роман по пунктиру. Слово рама предназначено для самостоятельной записи учащимися.

Ребята упражняются в написании слога ру, затем в парах выполняют графическую работу со словом русалка, дописывают это слово по пунктиру и отправным точкам написания некоторых букв.

Женское имя Римма учитель предлагает одним учащимся записать по пунктиру, другим — самостоятельно.

В вариативной части в словах роман, нора, рама, рана ученики дописывают недостающие элементы букв. Проводится работа с пословицей Семь раз отмерь, один раз отрежь аналогично предыдущим урокам.

В таблице нужно вычеркнуть все буквы, кроме р, или закрасить цветным карандашом клетки с изучаемой буквой.

В задании 2 учащиеся проводят анализ элементов недописанных букв, предлагают варианты восстановления слова, выбирают правильный вариант и дописывают слово рана.

Работа с лентой букв.

Урок № 35 (П2, с.20—21). Письмо заглавной буквы “Л”. Значение слов “он, она, оно”

На доске написаны заглавные буквы А, М, Н, О. Учащиеся сравнивают их с изучаемой буквой Л и находят уже известные элементы. Учитель на буквах А, М цветным мелком выделяет их, затем предлагает детям вывести алгоритм написания буквы Л.

Развёрнутый алгоритм написания заглавной буквы Л: “Кладём “качалочку” на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх (до 1/3 снизу в дополнительной строке), на 1/3 выписываем “секрет”, по “секрету” — наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины”.

Свёрнутый алгоритм: кладём “качалочку”, уходим по крючковой в дополнительную строку, пишем “секрет”, по “секрету” — наклонная, “качалочка”, крючок до середины.

На учительской строке можно предложить детям самим провести графический диктант: один из учеников, не называя букву, проговаривает её алгоритм, а остальные — пишут её в прописи (3—4 буквы).

Букву Л ребята записывают под графическую диктовку педагога (определяется темп письма, происходит усвоение развёрнутого алгоритма её написания). После ответа на вопрос учителя о том, когда слово пишется с большой буквы, учащиеся упражняются в написании имен Лара и Ларион.

Работа с предложениями: Ара мал; А Лара мала? — организуется аналогично предыдущим урокам. Попутно учитель проводит устную работу по определению рода слов Ара и Лара (он, она).

Графическое задание со словом колокольчик ученики выполняют в парах.

В вариативной части учащиеся “собирают” слова мал, мала, мало, объясняют их значение, записывают на соответствующих строчках один или два.

Далее дети рассматривают предложенный элемент, вспоминают, в каких буквах он встречается, и записывают их — М, Л, А. В следующем задании ученики составляют слово, используя все буквы, и самостоятельно записывают его — ломал, потом упражняются в написании буквы Л с постепенным уменьшением её высоты.

Работа с лентой букв.

Урок № 36 (П2, с. 22—23). Закрепление изученных букв

После работы на учительской строке ученики прочитывают буквы л, м, и, а, у и проводят их классификацию по различным признакам, например: по гласности и согласности, использованию в их письме одинаковых элементов (буквы с “качалочкой” или без неё и т. д.), а затем повторяют их точное написание по образцу. Возможен другой вариант: учитель предлагает записать ту букву, алгоритм которой дети услышат (3—4 буквы).

Далее учащиеся выполняют самостоятельную запись слов луна, лама, манул по образцам, учитель оказывает им индивидуальную помощь, потом на доске происходит разбор типичных графических ошибок (предварительная беседа о лексическом значении слов).

Перед записью слов мал, мало, мала учитель спрашивает, когда так говорят. Дети устно составляют предложения с данными словами (работа по составлению предложений может регулярно проводиться на уроках, когда дети упражняются в написании тех или иных слов).

После разбора слов Рома — Роман ребята произносят свои полные имена, а затем записывают данное в прописи имя по образцу.

На последующих строках — дифференцированная работа со словами налил, налила, налили и лил, лила, лили, аналогичная работе со словами мал, мало, мала на предыдушем уроке.

В вариативной части учащимся предлагается поработать с предложением-“перевёртышем”. Учитель обращает внимание учеников на двойную стрелку под предложением Лёша на полке клопа нашёл, которая обозначает, что оно одинаково читается как слева направо, так и справа налево. Затем дети вписывают недостающие буквы, опираясь на отправные точки, указывающие начало написания букв.

Развёрнутый алгоритм написания цифры 2: “Ставим ручку на 1/3 сверху от высоты клеточки и чуть правее её центра, поднимаемся до верхней линии, задерживаемся, смещаясь на 1/3 вправо, плавно срезаем верхний уголок, опускаемся по правой стороне клеточки на 1/3, резко уходим в правый нижний квадратик до 1/3 от левого нижнего уголка, немного выгибая наклонную влево, острым уголком поднимаемся чуть-чуть по этой же наклонной и выписываем “двойную дужку” с плавным переходом в верхней и нижней её частях”. Глубина “дужки” — чуть меньше 1/3 высоты клеточки, точнее — 1/5 её высоты. Ширина каждой части “дужки” соответствует 1/3 ширины клеточки.

Развёрнутый алгоритм написания цифры 3: “Ставим ручку на 1/3 сверху от высоты клеточки и чуть правее её центра, поднимаемся до верхней линии, задерживаемся, смещаясь на 1/3 вправо, плавно срезаем верхний уголок, опускаемся по правой стороне клеточки на 1/3, резко уходим в центр клеточки, чуть-чуть поднявшись по этой же линии, плавно закругляем и опускаемся по наклонной до 1/3 справа, выписываем “клюшку” в средней третьей части нижней стороны клеточки”. (Подъём левой части “клюшки” соответствует глубине двойной “дужки”, т. е. равен 1/5 части высоты клеточки.)

В таблице дети по сигналу педагога стараются как можно быстрее вычеркнуть все заглавные буквы Л (продолжаем обучать работе в заданном темпе).

Урок № 37 (П2, с. 24—25). Письмо строчной буквы “ы”. Значение слов “один — много”

При анализе образцов устанавливается значительное сходство буквы ы с буквой н. Учитель предлагает учащимся самостоятельно вывести алгоритм написания буквы ы.

Развёрнутый алгоритм написания буквы ы: “Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся по наклонной, прижимаемся на середине к наклонной, выполняем “узелок”, уходим вправо вверх и на 1/3 выписываем “секрет”, по “секрету” — наклонная линия, “качалочка”, крючок до середины”.

Свёрнутый алгоритм: наклонная, задерживаемся на строке, поднимаемся до середины, прижимаемся, “узелок”, вправо вверх, “секрет”, по “секрету” — наклонная, “качалочка”, крючок до середины.

После детального анализа графического образа буквы ы и графического диктанта ученики упражняются в написании изучаемой буквы, затем проводится работа по выявлению графических ошибок в таблице букв ы, аналогичная предыдущим урокам.

Прочитываются пары слов: нора — норы, рама — рамы, мала — малы — и выясняется, что обозначает каждое из них (одна — много). Учащиеся устно составляют предложения с каждым из разобранных слов и упражняются в их написании.

Ребята прочитывают пару предложений: У Лары рыбы; Они малы — и записывают их с комментированием или по памяти (по выбору).

В вариативной части учащиеся самостоятельно дописывают данные элементы до полных букв. По окончании работы они устанавливают, какие элементы можно преобразовать в разные буквы и почему.

Предложение Мы услыхали от совы, что нету слов на букву “ы дети прочитывают и вписывают по пунктиру буквы. Пропедевтическая работа: слова-предлоги, слово-предмет, слово-действие.

Затем ребята по точкам выполняют геометрический рисунок в заданной последовательности. Отгадка ребуса — слово дым — записывается печатными или письменными строчными буквами. Учитель может спросить детей, трудно ли было записать ещё не изученную букву д (она состоит из элементов двух изученных), и предложить им дома (возможно с помощью родителей) придумать ребусы для одноклассников.

Работа с лентой букв.

Урок № 38 (П2, с.26—27). Письмо строчной буквы “и”. Большая буква в фамилиях и именах

На учительской строке дети диктуют по “цепочке” графические алгоритмы букв, в написании которых наиболее полно используются элементы буквы и. Далее ученики упражняются в написании изучаемой буквы и слов малина, лимон, лимоны, в которых она встречается.

На следующих строках первоклассники прочитывают слова: Роман Минин, Минина Римма, устанавливают, что, кроме имён, фамилии тоже пишутся с большой буквы. Учитель предлагает учащимся прочитать на обложке прописей их фамилии и имена, затем сформулировать очередное правило (большая буква в фамилиях и именах) и после разбора записать слова по образцам.

Далее работа в парах со словом ирисы.

Задания вариативной части выполняются по аналогии с прошлыми уроками.

Урок № 39 (П2, с. 28—29). Письмо заглавной буквы “И”

Учитель предлагает детям рассмотреть графический образ заглавной буквы И и определить в нём уже известные элементы, вспомнить и назвать буквы, в которых встречаются аналогичные элементы. Ученики обязательно должны увидеть в заглавной букве И образ строчной буквы и, затем они должны сами вывести алгоритм написания “новой” буквы. Педагог должен хорошо понимать, что алгоритмы букв нельзя заучивать. Они должны осознанно усваиваться каждым учеником в своём темпе. Весь букварный период лучше пользоваться развёрнутыми алгоритмами.

Развёрнутый алгоритм написания заглавной буквы И: “В средней 1/3 дополнительной строки выписываем крючок с поворотом ручки, опускаемся по наклонной, выполняем “качалочку”, поднимаемся по крючковой линии чуть выше верхней линеечки рабочей строки (на 1—2 мм), выписываем “секрет”, по “секрету” — наклонная вниз, “качалочка”, крючок до середины”.

Свёрнутый алгоритм: в дополнительной строке — крючок с поворотом ручки, наклонная, “качалочка”, крючок чуть выше верхней линеечки, “секрет”, по “секрету” — наклонная вниз, “качалочка”, крючок до середины.

После графического диктанта школьники самостоятельно упражняются в написании изучаемой буквы. Учитель следит за посадкой учащихся.

Дети анализируют слоги ни — ны и ми — мы. Наблюдая за их произношением, ещё раз убеждаются, что звук [и] смягчает впереди стоящий согласный звук. Затем они пишут эти слоги по пунктиру и самостоятельно.

Далее ребята прочитывают слова мыл — мил, устанавливают их лексическое значение, проводят фонетический анализ и записывают их.

При работе со словами ум — умы проводится повторение темы “Один — много”.

Следующее задание начинается с прочтения детьми предложения Арина мила, и Алина мила, написанного на доске, после этого ученики читают предложение в прописи Алина и Ирина милы, сравнивают их, устанавливая, когда употребляются слова мила и милы. Предложение записывается по пунктиру или сразу самостоятельно, по выбору учащихся.

В вариативной части учащиеся прописывают по пунктиру слово лани, определяют количество графических ошибок во втором слове (их 5).

Работа с пословицей И готово, да бестолково строится аналогично предыдущим урокам.

В следующем задании дети с помощью трёх цветных карандашей соединяют одинаковые буквы (а, и, н). В задании 2 вписывают в квадратики букву и чтобы получилось лилии.

Свободные строчки учитель использует по своему усмотрению.

Урок № 40 (П2, с. 30—31). Закрепление изученных строчных букв

Урок начинается с любого вида диктанта: графический диктант букв, диктант слогов или слов, например: луна, мы, нам, мило, мыл и т. п.

Затем учитель предлагает детям на следующей строке обвести зелёной ручкой в буквах л, м, н, р одинаковый элемент, проговорить его и рядом с образцами прописать по одной букве. При этом педагог напоминает учащимся о соблюдении интервала между буквами.

Слоги ли — лы, ми — мы, ни — ны на двух следующих строках анализируются одновременно, затем эти слоги прописываются рядом с образцами.

После прочтения слов мул — мулы делается вывод о том, в каких случаях так говорят. Ученики записывают их рядом с образцом и выполняют аналогичную работу на следующей строке со словами лама — ламы.

Предложение Роман и Марина рулили после орфографической работы первоклассники записывают или по пунктиру, или сразу самостоятельно (выбирать вариант записи могут как сами дети, так и учитель).

После прочтения предложения У Инн... лилии устанавливается, что в имени не хватает последней буквы. Буква дописывается, предложение запоминается и записывается по памяти с последующей проверкой.

Печатные слоги ал, ны, ли учащиеся самостоятельно записывают письменными буквами рядом с образцами.

В вариативной части аналогичная работа со словом лианы (беседа о значении этого слова).

Анализируются три следующих слова. Дети устанавливают, какие элементы букв в них отсутствуют, вписывают их и определяют, в каких случаях так говорят (значение слов он, она, они). В подтверждение своих ответов они придумывают предложения с получившимися словами рулил, рулила, рулили.

Развёрнутый алгоритм написания цифры 7: “Ставим ручку на 1/3 сверху в середине клеточки, по наклонной поднимаемся до верхней линии, не доходя 1/3 до правого угла клеточки, с поворотом ручки выписываем “дужку”, от правого верхнего угла по наклонной линии опускаемся до середины нижней линии клеточки, на середине высоты клеточки— “перекладина” через наклонную”. Ширина “перекладины” равна 1/3 ширины клеточки и проводится горизонтально. Важно напомнить ученикам, что в момент, когда стержень ручки находится в правом верхнем углу, им необходимо зрительно найти ту точку в нижней части клетки, где завершится написание цифры 7.

Развёрнутый алгоритм написания цифры 8: “Ставим ручку чуть выше и правее центра клеточки, по выгнутой влево наклонной поднимаемся до верхней линии, задерживаемся, смещаясь на 1/3 вправо, плавно срезаем верхний уголок, опускаемся по правой стороне клеточки на 1/3, резко уходим через центр клеточки к её нижней стороне, в средней 1/3 нижней стороны клеточки задерживаемся и, плавно поднимаясь вверх, смыкаем элементы в начальной точке”. При этом учитель обращает внимание детей на то, что верхняя петля цифры по размеру меньше нижней.

В последнем задании ребята вписывают имя Мила в квадратики, предварительно “распутав нити” (обведя линии цветными карандашами).

Урок № 41 (П2, с. 32—33). Закрепление изученных заглавных букв

Учитель предлагает учащимся установить сходство и отличие элементов букв Л, А, М, У, после этого записать буквы рядом с образцами.

Далее дети анализируют виды соединений букв Л, А, М, У и определяют, с какими строчными буквами они могут соединяться, упражняются в записи этих соединений.

Слово налим первоклассники прописывают по пунктиру или самостоятельно. На следующей строке учащиеся записывают слоги рядом с образцами, а затем аналогично выполняют задание на следующих двух строках.

Ученики прочитывают предложение: Мама мыла мылом Милу, определяют, каких букв в словах не хватает, вписывают эти буквы и повторяют запись полного предложения по пунктиру или сразу самостоятельно. Предложение У Анны лимоны после разбора записывается с комментированием или по памяти.

В вариативной части нужно записать предложение: Мила мыло уронила — письменными буквами. Ученики сначала прочитывают предложение и повторяют правило: “Предложение пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка”. Учитель следит за тем, чтобы дети при письме не растягивали буквы, напоминает им, что ширина буквы должна быть равна половине её высоты. Может задать вопрос: “О ком говорится в этом предложении?” Слово Мила ученики подчеркивают по линейке. (Учитель заранее проверяет, у всех ли детей она есть, и показывает, как ею пользоваться при подчеркивании: подчеркивание выполняется только карандашом, вертикально поставленным к линейке.)

В следующем задании учащимся предлагается побыть в роли “исследователей” слогов. Дети объединяются в пары и начинают работать, а преподаватель наблюдает за их работой. Потом получившиеся слоги прочитываются: на, ум, ро, лы.

Продолжение “исследовательской” деятельности: восстановление слов Алина, Роман, Анна, повторение правила о большой букве в именах. Выполняя задание в таблице, ребята по команде педагога вычеркивают буквы, которые они ещё не изучали. Тот, кто закончит вычёркивание, подаёт знак (например, хлопок в ладоши), затем учащиеся обмениваются прописями и проверяют работу друг друга.

Отгадка ребуса — слово налим. Дети записывают слово-отгадку на строке.

Урок № 42 (П2, с. 34—35). Письмо строчной буквы “й”

Урок начинается так же, как предыдущий. После анализа и записи буквы й учащиеся записывают слова: мой, май, милый. Далее дети составляют и записывают слоги с печатной буквой м: ма, мо, му, ми. По окончании работы объясняют, какие виды соединений они использовали.

Восклицательные предложения (Ай! Ой! Эй!) прочитываются, анализируются, а затем прописываются рядом с образцами. Предложение У Нины Лайма после орфографического разбора учащиеся записывают по памяти на свободной строке. Со словом канарейка ребята выполняют графическую работу в парах.

Затем дети рассматривают элементы букв, анализируют их, работая в парах, и дополняют предложенные элементы до полных букв: а, у, и, н, м, У, Л, Н, И, Э.

В вариативной части предлагается провести “исследовательскую” работу, восстановить слова (алый, умный, милый). Учитель может сказать, что на строке написаны три слова с использованием только изученных букв.

Из букв м, й, р, а, о ученики составляют и записывают слово майор (беседа о лексическом значении этого слова).

Задание “Соедини по порядку” выполняется по вариантам, как описано выше.

В задании 2 можно объединить элементы в пары с помощью цветных карандашей и записать на свободной строке полученные буквы: л, у, ы, Р, О, затем найти лишний элемент и объяснить, от какой он буквы — н.

Работа с лентой букв.

Далее учитель может поработать с детьми по диагностическим тренинговым листам.

По диагностическим листам учащиеся повторят тот или иной блок учебного материала, включающий в себя изучение буквы.

Затем учитель или ученики с его помощью устанавливают, написание какой буквы получается плохо, потом ребятам предлагается работа на тренировочных листах, помогающих устранить проявившиеся в письме недостатки. Учитель может использовать задания диагностических и тренировочных листов для индивидуальной работы с каждым ребёнком.

Урок № 43 (П2, с. 42—43). Письмо заглавной буквы “Й”

Учитель предлагает проанализировать написание буквы Й. На учительской строке учащиеся “цепочкой” проводят графический диктант, затем самостоятельно упражняются в письме изучаемой буквы.

Преподаватель прочитывает слово луна и показывает, как с помощью вопроса (какой?) можно образовать новое слово лунный, близкое по смыслу к исходному. Слово записывается по пунктиру. Обращается внимание на удвоенную букву н. Аналогично проходит работа со словом мир. (Можно предложить детям найти в парных словах одинаковые буквы.)

Из слогов на, Ро, Ни, ма, На, И, ум, ра ребята составляют и записывают имена Рома, Нина, Наум, Ира.

Предложение У Лары малина и лимон записывают по памяти: дети внимательно прочитывают предложение, подробно анализируют его, затем повторно читают для запоминания, закрывают образец и выполняют запись, опираясь на предложенные начальные буквы слов, потом проводят взаимопроверку.

В вариативной части учащиеся прочитывают слово горностай, вписывают недостающие в буквах элементы, отмечают значками части букв. (Горностай — это зверек, ценным мехом которого украшали одежду королей, царей. Он живет на берегах больших лесных рек. Питается лягушками, змеями, рыбой, птицами, ягодами. Это ловкий и отважный зверёк. В поисках пищи может нападать даже на зайцев и тетеревов.)

Работа с пословицей Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Далее учащиеся к элементам, расположенным вверху, подбирают такой элемент из нижнего ряда, чтобы получились буквы, которые они записывают на строке: а, у, л, н. Квадратик с выбранным элементом закрашивается. Задание по восстановлению наполовину “стёртого” слова можно провести коллективно. Учитель сообщает, что слово обозначает название города Мирный, а названия городов всегда пишутся с большой буквы.

Работа с лентой букв.

Урок № 44 (П2, с. 44—45). Письмо строчной буквы “б”

Урок начинается с анализа графического образа изучаемой буквы. С помощью учителя по последовательно добавляемым элементам учащиеся воссоздают алгоритм написания буквы б: “Ставим ручку на 1/3 сверху, уходим влево вверх, задерживаемся на строке (можно говорить — “пишем крышечку”), опускаемся по наклонной вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся и по большому “секрету” уходим вверх, не доходя 1/3 в дополнительной строке, разворачиваем ручку, уходим вправо по горизонтальной линии на ширину буквы”. При этом для сохранения параллельности этого элемента по линеечкам рабочей строки переключаем внимание на нижнюю линеечку верхней рабочей строки.

Свёрнутый алгоритм: с 1/3 сверху— влево вверх, “крышечка”, опускаемся, задерживаемся, большим “секретом” уходим в дополнительную строку, разворачиваем ручку, уходим вправо на ширину буквы.

Далее дети в таблице анализируют графические ошибки в написании строчной буквы б.

Рассматриваются виды соединений буквы б с другими, уже изученными: ба, бо, бы, бл, обращается особое внимание на слог бо, который выполняется нижним соединением.

На следующих трёх строках после прочтения слов банан, баран, барабан учащиеся упражняются в их правильной записи, обращается внимание на то, что первые два слова различаются только одной буквой.

Учитель предлагает ребятам прочитать пару слов бурлил — бурлили, установить разницу между ними (значение слов один — много) и записать любое из них рядом с образцом. Лексическая работа: бурлить — бить ключом, клокотать. Море бурлит.

Со словом бабочка ученики выполняют графическую работу в парах, как описано выше.

В вариативной части педагог просит учащихся провести “исследование” в парах: восстановить недостающие в буквах элементы и прочитать получившиеся слова: баобаб, бобр, баллон, бубны, бал, булка. Обращается внимание на последнее слово, в котором встречается неизученная буква к, поэтому она прописана полностью.

В задании “Соедини по порядку” полученный треугольник можно заштриховать.

Учащимся предлагается рассмотреть таблицу и вписать недостающие буквы. Для более быстрого нахождения этих букв они могут вычёркивать найденные пары букв, как показано в таблице. Дети указывают недостающую строчную букву у (можно её вписать), а клеточка для заглавной буквы Б остаётся свободной, но назвать букву дети обязаны.

Работа с лентой букв.

Урок № 45 (П2, с. 46—47). Письмо строчной буквы “п”

Учитель вывешивает табличку с образцом написания изучаемой буквой (или заранее прописывает её на доске) и просит учащихся найти в ней встречавшиеся ранее элементы (устанавливается большое сходство с буквой р). Далее ученикам предлагается самостоятельно вывести алгоритм написания буквы п.

Развёрнутый алгоритм написания строчной буквы п: “Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии, поднимаемся по наклонной и, не доходя до 1/3 сверху, “бугорком” уходим вправо вверх, коснувшись линеечки, разворачиваем ручку и опускаемся по наклонной линии, выполняем “качалочку” и поднимаемся по крючку до середины”.

Свёрнутый алгоритм: наклонная, “бугорок” с 1/3 сверху, наклонная, “качалочка”, крючок до середины.

На учительской строке можно предложить детям записать те изученные буквы, в которых встречается какой-либо элемент буквы п: далее они самостоятельно прописывают её по пунктиру и дописывают недостающий элемент, дальнейшая запись происходит под диктовку преподавателя. При этом темп диктовки определяет учитель с учётом уровня готовности детей и скорости усвоения учебного материала классом.

Задание с таблицей строчных букв п выполняется аналогично прошлым урокам.

Соединения буквы п с другими буквами предварительно разбираются устно, а затем учащиеся приступают к их записи (па, по, по, пи). При этом учитель напоминает, что при написании каждой последующей линии необходимо взгляд удерживать на предыдущей. Таким образом, происходит расширение поля зрения, и ученику легче сохранить параллельность линий.

Далее ребята упражняются в написании слов папа и пара (устанавливается сходство в написании этих слов и их различие).

Перед записью слова пион учитель спрашивает детей, как выполнено соединение букв и и о, почему. (Вверху, так как длительность возвратного движения короче, пишем ещё медленно.) Можно ли выполнить это соединение снизу? Конечно, можно, но для большинства ребят лучше использовать то, которое предложено в прописи.

В следующем задании ученикам читают пару слов были — пили и подчеркивают в них первые буквы. После характеристики звуков [б] — [п], обозначающих эти буквы, ещё раз делается вывод, прозвучавший на уроке чтения (это парные согласные). Дети упражняются в записи данных слов и подчеркивании парных согласных. (При этом обращается внимание на величину тире между словами. Она равна половине высоты рабочей строки.)

После прочтения предложения Полина поймала налима дети устно отвечают на вопрос А Полина поймала налима?, затем одни дети повторяют запись предложения по пунктиру, другие — самостоятельно на пустой строке, а третьи — письменно отвечают на вопрос.

В вариативной части учитель предлагает ребятам прочитать слово белый. Затем спрашивает о том, какой ещё цвет знаком детям. Учащиеся повторяют вопрос и называют цвета. Педагог может спросить, о чём так говорят — белый? Дети подбирают слова, подходящие по смыслу, — гриб, снег, пух, дым и т. д. Тогда учитель предлагает изменить слово белый при ответе на вопрос какая? Ученики отвечают — белая. И вновь подбирают подходящие по смыслу слова: роща, лента, рубашка, машина и др. Далее преподаватель спрашивает, а какой же вопрос можно подставить к слову белое (поле, например)? Дети отвечают — какое? После разбора ученики записывают слово белый.

Прежде чем приступить к дописыванию недостающих элементов в буквах, учитель предлагает просмотреть все элементы, чтобы при записи не получилось повтора (буквы п, р). На строке строчных: а, у, н, п, о, б, м, р, ы, и, э. А на строке заглавных букв: У, Л, М, И, А, О, Н, Р, Э.

По аналогии с предыдущими уроками выполняется задание “Соедини по порядку”. Полученную фигуру можно заштриховать в заданном направлении.

В таблице учащиеся “крестиком” вычеркивают изучаемую букву. Без задания учителя они сами должны заметить, что в середине таблицы из “крестиков” получилась буква п.

Работа с лентой букв.

Урок № 46 (П2, с. 48—49). Письмо заглавной буквы “Б”. Парные согласные “б — п”

На доске изображена буква Б и буквы, среди которых встречаются элементы, сходные с элементами изучаемой буквы. Проводится подробный графический анализ. Для лучшего усвоения следует изучаемую букву написать более крупно, чем другие, чтобы все мелкие элементы лучше просматривались. Затем идёт подробный разбор написания буквы Б в прописи (учитель параллельно на доске восстанавливает последовательность написания буквы, но делает это целостно, а не по частям, как предложено в прописи).

Развёрнутый алгоритм написания заглавной буквы Б: “Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выписываем петельку, перехлёст на середине высоты буквы, задерживаемся на условной верхней линии (т. е. на 1/3 снизу в дополнительной строке), опускаемся по наклонной линии вниз и выписываем “клюшку”. В средней части дополнительной строки выполняем перевёрнутую “клюшку”.

Свёрнутый алгоритм: “С 1/3 сверху— наклонная, петелька, задерживаемся, наклонная вниз, “клюшка”. В средней части дополнительной строки — “перевёрнутая “клюшка”.

После графического диктанта букв Н, У, у и определения в них сходных элементов (обращается внимание на различную величину перехлёста в петле у букв Н и у) ученики пишут изучаемую букву под графическое комментирование педагога: 5 раз по пунктиру с дописыванием элементов и 2—3 раза под диктовку учителя без пунктирных образцов.

Далее учащиеся рассматривают виды соединений изучаемой буквы с другими: Ба, Би, Бл, проговаривают соединительные элементы (“ломаем “секрет”; пишем “секрет”; по крючку— до 1/3, кладём “качалочку”; по наклонной — вниз), затем самостоятельно прописывают буквосочетания. В процессе работы учитель оказывает индивидуальную помощь ребятам, у которых ощутимо затруднено формирование навыка письма (можно прописать образец тоненьким карандашом, поводить их рукой во время записи, дать подкладной разлинованный листок).

Работа с парными согласными б— п: после прочтения и звукового анализа пар слогов ба — па, би — пи дети приступают к их записи, парные согласные подчеркиваются, устно придумываются слова, различающиеся первыми буквами б — п.

На следующей строке школьники прочитывают слова бобры, Бобрина, Барби и объясняют, что обозначает каждое из них, отвечают на вопрос, какие из данных слов всегда пишутся с большой буквы, почему. Делается вывод: фамилии и имена всегда пишутся с большой буквы. Все три слова прописываются на следующей строке. Учитель напоминает о необходимости удерживать внимание при письме на верхней строке и сохранять ширину слова. Написание каждого слова начинается с обводки заглавной буквы.

И вновь, упражняясь в написании слов били — пили, бой — пой, учащиеся закрепляют первые изученные парные согласные. Сравнивают слова, устанавливают их лексическое значение, анализируют написание, подчеркивают парные согласные б — п в начале слов, дают им характеристику.

В вариативной части работа с пословицей Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

В парах слов гриб — грипп, сноб — сноп проводится наблюдение за согласными б — п в конце слов. Слова сноб и сноп требуют разъяснения. (Сноб— человек, стремящийся слепо подражать вкусам и манерам “высшего общества”, считающий себя носителем высшей интеллектуальности и изысканных вкусов. Сноп — связка сжатых стеблей с колосьями или излучение в виде лучей, искр, исходящих из одного центра. Словарь русского языка. С. И. Ожегов).

Дети разгадывают ребус. Успешно справившиеся выходят к доске и дают “ключ” к его разгадке. На строке записывается отгадка, слово банан.

Педагог предлагает ребятам в таблице прочитать спрятавшуюся скороговорку. Читать нужно по вертикали (белые бараны били в барабаны). После нахождения ключа к прочтению учащиеся несколько раз проговаривают скороговорку. Учитель спрашивает их о том, кто во что бил, затем просит слова бараны и барабаны записать на строчках, предварительно найдя их в тексте и запомнив правильное написание.

Работа с лентой букв.

Урок № 47 (П2, с. 50—51). Письмо заглавной буквы “П”

Начальный этап урока строится по аналогии с предыдущим занятием.

Развёрнутый алгоритм написания заглавной буквы П: “Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, по наклонной линии опускаемся вниз, выписываем “клюшку”. Вновь с 1/3 сверху пишем наклонную, выполняем “качалочку”, поднимаемся по крючку до середины рабочей строки. Выписываем перевёрнутую “клюшку” в средней 1/3 дополнительной строки”.

Свёрнутый алгоритм: с 1/3 сверху — наклонная, “клюшка”, вновь с 1/3 — наклонная, “качалочка”, крючок до середины, перевёрнутая “клюшка” в средней третьей части.

На учительской строке можно предложить ученикам написать под диктовку или списать с доски буквы У, Б, И, Н, М, Э, Р, Л (в обоих случаях буквы должны быть записаны на доске). Далее после подсказки учащихся учитель сам или с помощью детей на доске выделяет мелком другого цвета в каждой букве элементы, которые встречаются в букве П.

Упражнение в написании буквы П на тренировочной строке выполняется под графическое комментирование педагога или 2—3 учащихся. После анализа соединений изучаемой буквы с другими буквами: Па, Пу, Пл — ребята упражняются в их записи по образцам. После прочтения имени Полина записывают его по пунктиру, а затем самостоятельно.

Работа с предложением Полина поймала рыбу организуется дифференцированно: прописывание по пунктиру или самостоятельно с комментированием.

Предложение Папа Лины — полярник после орфографического разбора, внимательного прочитывания закрывается и самостоятельно записывается школьниками. Начало слов указано. По окончании работы взаимопроверка.

Учащиеся прочитывают слово папирус, учитель знакомит их с его лексическим значением. (Папирус — тропическое травянистое растение. Материал для письма, выработанный из этого растения. Словарь русского языка. С. И. Ожегов.) Дети сравнивают два написания этого слова, анализируют графические ошибки во втором случае. Записывают количество найденных ошибок. Работа в парах со вторым словом строится аналогично прошлым урокам.

В вариативной части школьники “исследуют” слова, дописывают недостающие элементы букв так, чтобы получились слова паром, рубли, палуба, и объясняют их значение. (При затруднении учитель оказывает помощь.) По окончании работы педагог спрашивает, какое слово следует исключить из данной группы и по какому признаку.

Работа с пословицей При солнышке тепло, при матери добро. Затем преподаватель объясняет правила работы с анаграммами: в предложенном слове нужно так поменять буквы местами, чтобы получилось новое слово: право — повар, пион — пони, пальто — лапоть. Полученные слова записываются рядом на строках. Не следует быстро давать подсказку. Можно предложить детям подумать над словами дома, посоветоваться со взрослыми, а на следующем уроке — проверить. Обязательно поощрить тех ребят, которые постарались справиться с анаграммами самостоятельно. (Лексическое значение слова лапоть — плетёная обувь из лыка, охватывающая только ступню ноги. Словарь русского языка. С. И. Ожегов.)

В задании 2 ученики составляют и записывают слова лапа, лупа, липа.

Работа с лентой букв.

Урок № 48 (П2. с. 52—53). Закрепление изученных букв. Парные согласные “б — п” в конце слова. Большая буква в именах людей и кличках животных

Учитель предлагает учащимся рассмотреть пары строчных букв: о — б, и — а, э — о, п — р, л — м и ответить, по какому графическому признаку они объединены, какие общие элементы имеют. После устного разбора и их записи на свободной строке аналогичная работа проводится с заглавными буквами: Р — П, Н — Б, Л — М, А — Л.

Повторяется правило о заглавной букве в именах. Ученики читают два предложения: У Романа был бал; На балу были Полина и Анна, разбирают их, затем одни ребята записывают предложения по пунктиру, а другие — самостоятельно.

Учащиеся по заданию учителя называют первые известные парные согласные (б — п) и придумывают слова, начинающиеся с этих букв. Затем учитель предлагает внимательно прослушать два слова, которые он произнесет: лбы — лоб. Проводится фонетическая работа, потом дети прочитывают эту пару слов в прописи и устанавливают, что в слове лоб произношение и написание различаются. С помощью учителя делается вывод о том, что слово лбы помогает правильно написать слово лоб. Для лучшего усвоения аналогичная работа проводится со словом бобы. (Данный вид работы является пропедевтическим.)

С помощью рисунка ученики восстанавливают слова собака и Барбос. Педагог сообщает, что произношение первого слова не соответствует его написанию. Правильное написание этого слова надо запомнить. Дети уясняют, что второе слово — кличка собаки, а клички животных всегда пишутся с большой буквы. Далее дети могут привести примеры кличек животных.

В вариативной части ребята восстанавливают пословицу Признание — половина исправления.

“Исследовательская” работа по восстановлению слов лампа, пони, пила проводится в парах.

Учащиеся прочитывают слово эталон. Учитель даёт пояснения: “Эталон — это точный образец чего-либо. В данном случае эталоном письма служат образцы в прописи”. После анализа слова дети записывают его письменными буквами. При записи буквы т, которая вводится пропедевтически, педагог даёт комментарий (аналогия с написанием буквы п). Затем можно предложить детям закрыть букву э и записать получившееся слово талон.

В таблице с буквами школьники стараются отыскать как можно больше слов. Слова следует искать по вертикали и по горизонтали. Найденное слово можно сразу в таблице обвести карандашом или записать на строке. Имена записываются с большой буквы. (Спрятавшиеся слова: налим, лимон, папа, пара, рама, мал, Лара, рак, раки, Анна, мыл, намыл, пила, пол, мама, лил, налил). По окончании можно спросить ребят, встретилось ли какое-нибудь слово дважды: Лара, пара, рак.

Урок № 49 (П2, с. 54—55). Письмо строчной буквы “в”. Значение слов “один — много”

Дети рассматривают графический образ изучаемой буквы. С помощью учителя по последовательно добавляемым элементам учащиеся воссоздают развёрнутый алгоритм написания буквы в: “Ставим ручку на середину рабочей строки, поднимаемся по “крючковой” линии до 1/3 в дополнительной строке, в средней части поднимаемся по “секрету”, разворачиваем ручку, опускаемся по наклонной линии, задерживаемся на строке, поднимаемся до верхней линеечки рабочей строки, и плавно по наклонной закругляем линию влево”.

Свёрнутый алгоритм: с середины рабочей строки — по крючковой наклонной — в дополнительную, в средней части “секрет”, разворот ручки, опускаемся, задерживаемся на строке, поднимаемся вверх, закругляем линию, смыкая элементы.

Учительская строка используется по усмотрению преподавателя. Под графическую диктовку педагога изучаемая буква записывается на следующей строке, затем проводится графический анализ букв в, расположенных в таблице.

Производится фонетический разбор слогов вы и ви, затем они прописываются на строке.

Учитель просит детей чётко произнести слово ворона, а потом прочитать его в прописи. Делается вывод: слово ворона пишется и произносится по-разному. Написание этого слова и ему подобных нужно запоминать. После очередного прочтения и разбора соединительных элементов букв учащиеся записывают это слово по пунктиру и самостоятельно.

Ученики читают пару слов ловил — ловили, называют в них гласные, указывают ударный слог, произносят эти слова вслух и устанавливают, какой звук обозначается другой буквой. (Этот вид работы является пропедевтическим.) Данная пара слов прописывается самостоятельно. Педагог спрашивает, в каких случаях так говорят. Устно с каждым из слов дети составляют предложение (значение слов один — много).

Аналогично после нахождения парного слова к слову поил строится работа с этими словами.

Предложение Иван ловил рыбу записывается в форме зрительно-слухового диктанта. По окончании работы и проверки дети могут найти и подчеркнуть слово, которое отвечает на вопрос кто? затем слово, которое отвечает на вопрос что делал?

В вариативной части ребятам предлагается объединиться в пары и провести графическое “исследование”, в конце которого прочитать получившиеся слова: варил, волна, провалил. Над словами можно поставить знак ударения и подчеркнуть безударные гласные.

Учащиеся записывают слова: вынул, повар, ров, пробовал письменными буквами. Учащимся можно задать вопрос, какие два слова могут обозначать действия, совершаемые человеком. Коллективно подбираются нужные вопросы к этим словам, слова подчёркиваются. Учитель может спросить, что делают ученики в школе, дети стараются ответить словами, которые обозначают выполняемые ими действия во время обучения.

В следующем задании ребята обводят элементы, которые присутствуют в букве в. (Эти элементы есть в буквах у, б, о.)

С помощью цветных карандашей учащиеся выполняют в парах задание “Соедини по порядку” по вариантам.

Работа с лентой букв.

Урок № 50 (П2, с. 56—57). Письмо строчной буквы “ф”

На доске — таблица со строчной буквой ф. Учитель предлагает детям внимательно её рассмотреть и сказать, элементы каких букв можно в ней заметить (для лучшего усвоения цветными мелками на разных буквах ф эти элементы можно выделить). Ребята должны увидеть большую часть буквы а, часть буквы у и часть буквы и. Потом воссоздаётся и коллективно проговаривается алгоритм написания буквы ф, при этом учитель оказывает лишь необходимую помощь. После коллективного можно перейти к индивидуальному проговариванию алгоритма, опираясь на поэтапный образец вверху прописи. Начало проговаривания можно предложить ребёнку, у которого эта работа вызывает затруднение, речь каждого последующего должна удлиняться на основе повторения того, что было сказано предыдущим.

Развёрнутый алгоритм: “Ставим ручку на 1/3 сверху, уходим влево вверх, задерживаемся на строке, опускаемся по наклонной вниз, выполняем “качалочку”, поднимаемся по крючку до середины, две части соединяем “секретом”, по “секрету” — длинная наклонная линия вниз, “отрываем” ручку. Ставим ручку в начальную позицию, уходим вправо вверх, задерживаемся на строке, опускаемся по наклонной линии вниз, выполняем “качалочку” влево и поднимаемся по крючку до середины”.

Свёрнутый алгоритм: с 1/3 сверху влево вверх, задерживаемся, опускаемся, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”, по “секрету” длинная наклонная вниз, “отрыв” ручки. С 1/3 сверху вправо вверх, задерживаемся, опускаемся по наклонной, “качалочка” влево, крючок до середины.

После диктанта на учительской строке, упражнения в написании изучаемой буквы, определения графических ошибок в буквах ф дети самостоятельно пишут сочетания буквы ф в соединении с другими буквами: фа, фл.

Учащиеся читают слова фары, фонари. Учитель спрашивает, можно ли объединить эти слова в одну группу. По какому признаку? (Это осветительные приборы, используются только в темное время суток на улице, обозначают не один предмет, а 2 или более; оба слова начинаются с одинаковой буквы.) Ученики устно составляют предложения с каждым из слов, а затем упражняются в их написании.

Слово фанфары (медный духовой музыкальный инструмент в виде удлинённой трубы) после прочтения записывается детьми самостоятельно.

Далее с помощью рисунка прочитывается слово светофор, изученные буквы прописываются по пунктиру и выполняется графическая работа в парах по расстановке значков.

Прочитываются слова: форма, фон, филин, фамилии, к каждому из них подбираются подходящие по смыслу слова: он, она, оно или они (беседа о значении слов). Потом на свободных строках педагог просит записать сначала слово, которое обозначает много предметов, затем те, которым соответствуют слова он, она.

В вариативной части ребята вновь оказываются в роли “исследователей”. Слова непростые, поэтому исследование по их восстановлению лучше провести в парах, потом прочитать получившиеся слова: фарфор, фазан, фламинго, флаг. Непонятные детям слова пояснить (рисунок фламинго есть нас. 60 прописи).

Задание “Соедини по порядку” ученики выполняют по вариантам.

Далее из букв слова фабрика нужно составить слова и записать их. Можно предложить по желанию продолжить работу дома с помощью взрослых, а на следующий день сравнить результаты. Приблизительный список слов: факир, фара, фа, брак, бар, бра, раб, рак, бак, краб, Ира, барак и др.

Работа с лентой букв.

Урок № 51 (П2, с. 58—59). Письмо заглавной буквы “В”. Парные согласные “в — ф”

Рассматриваются и сравниваются образцы письменной и печатной букв В, анализируется последовательный алгоритм написания этой буквы, предложенный в прописи. Параллельно выполняется запись на доске, но все элементы прописываются на одной букве, просматриваются все параллельные линии и проставляются графические значки.

Развёрнутый алгоритм написания заглавной буквы В: “Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, опускаемся по наклонной линии вниз, выписываем петельку, перехлёст на 1/3 снизу в дополнительной строке, поднимаемся до условной линии (она определяет высоту буквы, т. е. до 1/3 сверху), задерживаемся на условной верхней линии, опускаемся по наклонной в средней 1/3 дополнительной строки, а в нижней — выписываем острый уголок влево, сходный со знаком “меньше” (своей острой частью он почти касается наклонной линии слева), перед верхней линеечкой рабочей строки разворачиваем ручку, опускаемся по наклонной линии и выписываем “клюшку” влево”.

Свёрнутый алгоритм: с 1/3 сверху — наклонная, петелька, задерживаемся на условной линии, опускаемся на 1/3, уголок влево, наклонная вниз, “клюшка” влево.

На учительской строке можно предложить ребятам поупражняться в написании изученных букв, в которых встречается петля. Это буквы А, у, Н, Б, в, а затем провести графический диктант букв в, у.

На следующих строках дети пишут заглавную букву В и её соединения с другими буквами: Во, Вл.

Ученики прочитывают слова Вова Воинов, объясняют, почему они пишутся с большой буквы, и записывают их по образцу.

Далее дети вслух проговаривают парные согласные б — п, в — ф и прописывают их на строке.

Учитель просит ребят прочитать слова Роман, Романов. Слова разбираются. По аналогии осуществляется работа со словами Иван, Иванов (парная согласная в конце слова).

После прочтения пары слов рыла — вырыла и их разбора ребята приступают к работе по данному образцу со словами пила, лила.

В вариативной части учащимся предлагается пронаблюдать за парной согласной в в конце слов (много: слов, грив, дров).

Работа с пословицей Всякий человек в деле познается.

После разбора имён, определения букв, которые надо вписать в имена ребят, дети дописывают их по пунктиру: Валя, Ваня, Варя, Вася. Затем ученики отгадывают ребус. Слова-отгадки, ворона и Вова, записывают на строках.

Работа с лентой букв.

Урок № 52 (П2, с. 60—61). Письмо заглавной буквы “Ф”

Учащиеся сравнивают печатную и письменную буквы Ф. Затем буква Ф сравнивается с буквами, в которых есть элементы, сходные с элементами изучаемой буквы. Проводится подробный графический анализ. Далее работа строится аналогично прошлым урокам.

Развёрнутый алгоритм написания заглавной буквы Ф: “Ставим ручку на условную линию (или на 1/3 сверху в дополнительной строке), опускаемся по наклонной вниз, выписываем “клюшку” влево. Ставим ручку на 1/3 сверху от высоты верхней части буквы (верхняя часть та, что прописывается в дополнительной строке) и уходим влево вверх, задерживаемся на условной строке, опускаемся по наклонной до верхней линеечки рабочей строки, выполняем “качалочку”, поднимаемся по крючку до середины, с 1/3 уходим вправо вверх, задерживаемся на строке, опускаемся по наклонной вниз, выполняем “качалочку” влево и поднимаемся по крючку до середины (возможен и второй вариант, когда начинаем написание по принципу строчной буквы а)”.

Свёрнутый алгоритм: с 1/3 сверху в дополнительной строке наклонная вниз, “клюшка” влево. С 1/3 сверху в дополнительной строке — влево вверх, задерживаемся, наклонная до верхней линеечки рабочей строки, “качалочка”, крючок до середины, с 1/3 — вправо вверх, задерживаемся, наклонная вниз, “качалочка” влево, крючок до середины.

После графического диктанта ученики упражняются в написании изучаемой буквы, её соединений с другими буквами Фл, Фо и слов Фаина, Фролов, закрепляя знания о написании большой буквы в именах и фамилиях. Задание со словом фламинго дети выполняют парами аналогично предыдущим урокам. (Учитель объясняет, что фламинго — это крупная птица бело-розового цвета, летает, вытянув шею вперёд, а ноги — назад, хорошо плавает, имеет крепкий клюв.)

Затем ребята самостоятельно пишут слова Фома, Филипп, Филимон письменными буквами на свободной строке, по окончании работы ещё раз делают вывод о написании большой буквы в именах.

Потом дети рассматривают две группы букв: А, Б, В и У, Ф, устанавливают их графическое сходство и упражняются в правильной записи.

В вариативной части ученики прописывают слова фигура, фараон, фирма по пунктиру, подчеркивают слоги фи с мягким согласным звуком [ф’], придумывают слова, в которых также встречается мягкий согласный звук [ф’] (предварительная беседа о значении слов).

“Исследовательская” работа: учащиеся восстанавливают буквы на строках: н, у, и, л, а, б, в, о, р, А и слово фиолетовый. Далее дети участвуют в игре “Наборщик”: полученные слова Рома, фикус, шарф сначала записывают в квадратиках, а затем — несколько раз на свободных строках.

Работа с лентой букв.

Урок № 53 (П2, с. 62—63). Закрепление изученных букв. Слова, близкие по смыслу

На верхней строке ученики прочитывают пары букв: Б — П и В — Ф, дают им характеристику, рядом с образцами упражняются в их правильной записи, устно с каждой из букв придумывают слова.

После прочтения фамилий Аронова, Аронов дети устанавливают, почему слова написаны с большой буквы, что они обозначают (фамилии: женская и мужская). Учитель просит внимательно послушать, какой звук произносится в конце мужской фамилии, затем предлагает каждому учащемуся назвать свою фамилию и подумать, у кого из них произношение и написание в конце фамилии расходятся.

После графического диктанта ребята работают с парой слов выли — вилы, проводят наблюдение за твёрдыми и мягкими согласными. После фонетического разбора школьники записывают эту пару рядом с образцом и подчеркивают букву, обозначающую мягкий согласный звук.

Слова вы, мы, она учащиеся прочитывают, с помощью учителя выясняют, когда они используются в речи, составляют устно предложения с ними и упражняются в их записи.

Предложение Фаина вымыла полы после прочтения закрывается, дети пишут его по памяти с последующей проверкой.

Слова лов — ловил — ловила — ловили после прочтения и объяснения их лексического значения сравниваются, проводится наблюдение за ударными и безударными гласными. Ученики выясняют, что все слова близки по смыслу и имеют общую часть. После полного разбора дети переписывают их на пустую строку (можно показать, как выделяется общая часть).

Рядом со слогами Фо, ву, фи, Ви ребята прописывают их письменными буквами и подчёркивают буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки. Со словом фотоаппарат школьники в парах работают аналогично прошлым урокам.

В вариативной части первоклассники в парах проводят “исследование” и восстанавливают слова фабрика, фиалка, февраль, наблюдают за буквой ф (твёрдость и мягкость согласного звука). Затем ученики восстанавливают деформированное предложение. Получившееся предложение Фрол выловил рыбу записывают на пустой строке, находят слово, которое обозначает, о ком говорится в предложении, и подчёркивают его одной чертой, двумя чертами подчёркивают слово, которое отвечает на вопрос что сделал?

Дети прочитывают пару слов волна — волны. После орфографического разбора записывают их (правописание безударной гласной о).

При выполнении заданий внизу страницы ребята рассматривают рисунки, соотносят их со словами, расположенными в вертикальных столбцах таблицы и вписывают в верхний квадрат каждого столбца недостающую букву. По горизонтали из вписанных букв получается имя мальчика. Это имя пишут на строке — Филиппок.