ПРОПИСЬ № 1 - Поурочный комментарий

Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной - 2015 год

ПРОПИСЬ № 1 - Поурочный комментарий

Урок № 1 (П1, с. 3). Знакомство с прописью

Гигиенические правила письма: посадка, положение прописи, ручки.

Выявление уровня готовности руки к письму

В начале урока учитель предлагает ученикам выполнить работу в клеточках по образцу. Её объём допускает незавершенность на строках. Здесь и далее педагог, в зависимости от уровня готовности класса к обучению, сам определяет объём выполнения задания.

В вариативной части дети делают упражнения по более сложным образцам, штриховку в квадратах (в последнем квадрате штриховку нужно придумать) и “вышивают коврик”, т. е. переносят рисунок с левой квадратной сетки на правую. При этом учитель объясняет, как следует выполнять “вышивку”: можно по горизонтали или по вертикали. “Вышивание коврика” помогает учащимся вырабатывать графическую зоркость, необходимую для совершенствования навыка письма.

Урок № 2 (П1, с. 4). Выполнение рисунков в прописи

Гигиенические правила письма: посадка, положение прописи, ручки.

Работа с образцами

Письмо наклонных линий в клеточках. Учитель следит за тем, чтобы их написание первоклассники выполняли сверху вниз. Плавность движений ученики отрабатывают с помощью упражнения “веревочка с петлями”.

На этом этапе детям очень трудно самостоятельно делать правильные движения, поэтому они выполняют упражнение по пунктиру.

В вариативной части ученики пишут цифры по образцу и делают узор-“вышивку” (“вышиваем” по вертикали или по горизонтали).

Урок № 3 (П1, с. 5). Знакомство с разлиновкой прописи

Письмо горизонтальных и наклонных линий. Обведение предметов по контуру

Учитель знакомит учащихся с рабочей строкой, показывая верхнюю и нижнюю линеечки этой строки. Затем демонстрирует верхнюю и нижнюю дополнительные строки, не требуя их запоминания. Благодаря дальнейшей системной работе с этими строками дети смогут постепенно их усвоить.

В вариативной части ученики упражняются в выполнении рисунков по образцу.

Урок № 4 (П1, с. 6—8). Знакомство с основным алгоритмом письма

Работа с маршрутным листом.

Написание и соединение крючка и наклонной — 6 элементов основного алгоритма письма.

Методика проведения данного урока подробно описана в разделе “Общие рекомендации”.

В вариативной части учитель проговаривает элементы алгоритма в заданной последовательности и предлагает ученикам записать их.

Урок № 5 (П1, с. 9). Знакомство с основным алгоритмом письма

Седьмой элемент алгоритма. Нахождение основных мест соединения элементов и букв между собой — 1/2, 1/3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений.

Ученики под диктовку учителя записывают ранее проговорённые ими вслух элементы алгоритма. Учительская строка, отмеченная “галочкой”, используется педагогом по его усмотрению. Дальнейшая работа на этом уроке подробно описана выше в разделе “Общие рекомендации”.

В вариативной части учитель предлагает детям в слове ученики самим отметить значками места соединения элементов букв между собой. Эту работу можно выполнять в парах. Один ученик находит просветы в верхней и нижней частях букв (соответственно “гнёздышки” и “шалашики”), а другой — серединки. Затем учащиеся обмениваются прописями и проверяют работу друг друга.

Урок № 6 (П1, с. 10). Упражнение в написании элементов основного алгоритма

На уроке ученики упражняются в написании элементов основного алгоритма и буквы и. Её название уже известно детям, поэтому можно уверенно произнести имя нашей “королевы”.

В вариативной части учитель прочитывает предложение о России. Учащиеся определяют места вписывания буквы и.

На рисунке преподаватель предлагает учащимся дописать данные элементы до буквы и.

Урок № 7 (П1, с. 11). Знакомство с рабочим пространством дополнительных строк. Написание крючков

Школьники учатся проводить правильные наклонные линии в пространстве рабочей строки и дополнительных строк. На учительской строке — графический диктант: учитель диктует учащимся элементы алгоритма буквы и, а они записывают их.

Далее педагог объясняет, какое пространство рабочей и дополнительных строк будет необходимо для дальнейших заданий. Дети работают по образцу на трёх последующих строках.

В вариативной части ученики выполняют запись крючков в пространстве рабочей строки, знакомятся с элементом заглавной буквы И (без названия): “В средней третьей части дополнительной строки пишем крючок с поворотом ручки и опускаемся по наклонной линии вниз”.

На “экране” представлены элементы основного алгоритма. Рядом — карточки под номерами. Ученики заполняют их в соответствии с определённым номером. Возможен и другой вариант работы: учитель проводит устный графический диктант, а ученики отгадывают, под каким номером элемент на “экране”, и записывают его на карточке.

Урок № 8 (П1, с. 12). Написание элементов букв “И, Г, П, Т”

Вместе с учителем дети анализируют предложенные на строках задания. Педагог на доске разбирает возможные графические ошибки.

На учительской строке, предназначенной для графического диктанта, учащиеся пишут изученные элементы под диктовку преподавателя. (Важно учить детей на слух воспринимать и записывать в тетради предложенные элементы.)

Далее учитель объясняет написание элемента “клюшка”: “Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, по наклонной опускаемся вниз, выписываем “клюшку”. При выписывании нижнего элемента “клюшки” следует задержаться на строке, а затем подняться на 1/3 в рабочей строке”. Ученики упражняются в написании “клюшки” в группе с другими элементами.

В вариативной части: отработка навыка написания элемента “клюшка”, “вышивка коврика”.

Урок № 9 (П1, с. 13). Написание элементов букв “Л, Г”

В начале урока дети упражняются в написании буквы и и наклонной линии с элементом “качалочка” сверху и снизу.

После работы на учительской строке анализируются два следующих элемента. Педагог обращает внимание учеников на их сходство и различие.

Далее сравниваются элементы, используемые в заглавных буквах Г, Л. Их анализ проводится на крупных образцах, выполненных на доске. Учитель помогает детям уяснить, что все наклонные линии пишутся только сверху вниз, а крючковые — снизу вверх.

На следующей строке учащиеся упражняются в написании элемента буквы Л.

Затем первоклассники рассматривают элемент буквы Э. Находят в нём уже известные более мелкие элементы и пробуют с помощью учителя восстановить устный алгоритм написания.

В вариативной части урока дети разбирают слово праздник. Эту работу можно выполнять в парах. Один ученик находит просветы в верхней и нижней частях (“гнёздышки” и “шалашики”), а другой — серединки и третью часть. Потом дети обмениваются прописями и проверяют работу друг друга (значки можно расставить по образцу или постараться выполнить эту работу самостоятельно, проведя затем самопроверку).

Урок № 10 (П1, с. 14). Написание элементов букв “н, к, Э”

После упражнения в соединении двух крючков между собой учитель проводит графический диктант. В качестве поощрения на уроках письма он привлекает наиболее успешных в обучении детей к графической диктовке.

Далее учащиеся осваивают новый элемент, встречающийся в буквах н, ю. Учитель даёт следующие комментарии: “Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз, поднимаемся по ней до середины, выполняем “узелок”, уходим вправо вверх, не доводя линию до верхней строки на 1/3”.

Для лучшего осознания и усвоения написания мелких элементов букв педагог показывает на доске крупные образцы, чтобы дети лучше могли видеть все детали письма.

Ученики упражняются в написании нового элемента, затем сравнивают его с основным алгоритмом (буквой и), вычленяя один общий элемент — наклонную линию.

Дети рассматривают следующий новый элемент буквы. В объяснении его написания учитель опирается на знания учеников, активизируя их мыслительную деятельность и побуждая к действию: “Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз, поднимаемся до середины, уходим вправо на ширину крючка, плавно развернув ручку, опускаемся по наклонной вниз (позднее мы придумаем название — “стульчик”), выполняем “качалочку”, крючок до середины”.

На следующих строках учащиеся пишут уже знакомые элементы после их графического анализа, установления сходства и различия.

В вариативной части дети работают парами, отмечают в слове спасибо предложенные графические элементы, меняются тетрадями и проверяют работу друг друга.

Следующее задание направлено на развитие графической зоркости: в каждой букве нужно отметить место определённого графического значка. Для этого ребёнку совершенно не обязательно знать буквы, а учителю добиваться выполнения работы полностью. Пусть каждый ученик за отведённое время отметит столько, сколько сможет, а затем обменяется с соседом прописями для взаимопроверки

Урок № 11 (П1, с. 15). Написание элементов букв “К, И”

На верхней строке дети дописывают элементы основного алгоритма до буквы и. В графической “пятиминутке” на учительской строке педагог использует элементы основного алгоритма и некоторых букв, уже известных первоклассникам. Затем проводится анализ большого крючка и маленького двойного. Вместе с учителем дети устанавливают их сходство и различие, возможные графические ошибки и пути их устранения. Далее учащиеся сравнивают и пишут два больших крючка (с поворотом ручки и без него).

На данном этапе педагог поощряет тех детей, которые успешно справляются по времени с предложенным заданием, указывая на их внимательность и собранность, и ни в коем случае не укоряет тех, кто работает медленнее. Он вселяет надежду, выражает уверенность в будущем успехе всех учеников, оказывая необходимую помощь каждому конкретному ребёнку.

В вариативной части учитель комментирует алгоритм написания длинной и короткой наклонных линий, сообщает учащимся, что интервал между ними равен расстоянию между наклонной линией и концом крючка, спрашивает детей о том, в какой букве могут встретиться оба элемента.

Затем ученики самостоятельно упражняются в написании двух известных элементов букв.

Далее учащиеся, работая в парах, дописывают недостающие значки в слове здравствуй (или значком по вариантам). Воспитательный момент: разговор о значении этого слова.

Следующее задание выполняется аналогично предыдущему уроку. Другой вариант этого упражнения: в данных буквах найти и обвести цветным карандашом узнаваемые элементы или один из них.

Урок № 12 (П1, с. 16—17). Написание элементов буквы “у”. Петля. Упражнение в написании изученных элементов букв

Анализируются образцы, представленные на первой строке. Учитель предлагает детям выполнить их запись под графическую диктовку или самостоятельно. Во время диктанта учитель имеет возможность обучать учеников правильно организовывать свою работу при письме (не отвлекаться на внешние раздражители, держаться в заданном темпе, быть более собранными и т. д.).

Алгоритм написания петли, которая будет встречаться в буквах у, д, з, разбирается довольно подробно, чтобы учащиеся именно на этом этапе получили пропедевтические знания о графическом изображении буквы: ширина петли на 1/3 уже верхней части буквы, в средней третьей части линия выполняется параллельно длинной наклонной, снизу — идёт на расширение, а в верхней части — на сужение.

Детям педагог даёт следующие пояснения: “Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по длинной наклонной линии, разворачиваем ручку влево, идём на расширение, затем в средней третьей части пишем параллельно наклонной, а далее сужаем, выполняем перехлёст на нижней линеечке рабочей строки”.

Далее графический диктант с использованием некоторых известных элементов букв. Потом дети упражняются в написании знакомых элементов.

В вариативной части педагог организует работу детей в парах со словами спокойной ночи аналогично предыдущим урокам.

Затем выполняются элементы букв З и а. Подробное объяснение написания элемента буквы З: “Ставим ручку на 1/3 снизу в дополнительной строке, по наклонной поднимаемся до 1/3 сверху, задерживаемся на условной строке (она отмечена пунктиром в образцах написания букв), опускаемся вниз и выписываем “клювик” в 1/3 нижней части дополнительной строки” (как только ученики познакомятся со знаком “меньше” — заменим слова “выписываем “клювик” на фразу: “пишем глубокий знак “меньше”).

Далее учитель подготавливает учеников к написанию букв а, д, ф. При показе крупного образца на доске должно быть хорошо видно, что на верхней строке выписан овал. Итак: “Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, уходим влево вверх, задерживаемся на строке, по наклонной опускаемся вниз”.

Для развития графической зоркости учитель использует следующее задание, в котором предлагается вычеркнуть одинаковые элементы.

Урок № 13 (П1, с. 18—19). Написание элементов “п, Н”

Рассматривается элемент, который встречается в буквах п, р, т, — “бугорок”. Первоначально дети определяют по образцу, какая часть от наклонной линии отмечена чёрточкой. Далее учитель на доске показывает выполнение “бугорка”, объясняет его сходство со снежной горкой. При написании педагог даёт словесное объяснение: “Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз, поднимаемся по ней до 1/3 сверху, “бугорком” уходим вправо вверх, разворачиваем ручку на верхней линеечке и опускаемся по наклонной линии вниз” (контроль параллельности наклонных линий).

При выполнении следующего задания ученики объясняют, как получился первый элемент (убрали наклонную линию). В написании буквы и дети упражняются самостоятельно.

Затем преподаватель проводит графический диктант, используя до шести знакомых элементов. В диктовке могут участвовать сами дети.

Далее сравниваются алгоритмы написания элемента буквы Н и петли буквы у, изученной ранее, устанавливается их сходство и различие. При показе на доске учитель комментирует: “Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, опускаемся по наклонной линии, выполняем петельку, перехлёст на верхней линеечке рабочей строки, уходим вправо вверх, прижимаясь к верхней линии рабочей строки”.

Анализируются следующие два элемента, затем дети упражняются в их написании.

В вариативной части ребята сначала выполняют письмо элемента буквы н, на второй строке они могут упражняться в написании других известных элементов.

В графической парной работе со словами до свидания один ученик отмечает серединки, а второй — просветы в верхней части (“гнёздышки”), потом они обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга.

Урок № 14 (П1, с. 20—21). Соединение 3-х и 4-х крючков в связку

Первую строку прописи ученики заполняют самостоятельно. При анализе второй и третьей строк педагог объясняет, что необходимо сделать, чтобы правильно выполнить письмо по представленным образцам. На четвёртой строке учитель проводит графический диктант.

При показе образца буквы и на доске учитель даёт словесную характеристику: “В средней третьей части верхней дополнительной строки выписываем крючок с поворотом ручки, опускаемся по наклонной линии вниз, “качалочка”, крючковая линия на 1—2 мм выше верхней линеечки рабочей строки, “секрет”...”.

Остальные элементы дети отрабатывают самостоятельно по образцам.

В вариативной части учащиеся обмениваются тетрадями, выполняют по вариантам графическое упражнение со словом пожалуйста и проверяют работы друг друга.

На рисунке внизу страницы ученики пытаются как можно быстрее найти одинаковые буквы и вычеркнуть их (продолжаем обучать детей работе в заданном темпе).

Урок № 15 (П1, с. 22—23). Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма

Первоклассники упражняются в написании и проговаривании элементов основного алгоритма. Учитель проводит устный графический диктант: проговаривает вслух элементы основного алгоритма, ученики определяют, какие из “воротец” они услышали (на доске образцы всех семи элементов с нумерацией).

Далее дети работают по заданным образцам.

В слове школьники учащиеся, закрыв верхнее слово, самостоятельно проставляют все графические значки цветными карандашами, затем происходит взаимопроверка.

В вариативной части по выбору преподавателя учащимся предлагаются следующие задания: письмо изученных элементов букв, работа в парах или с нотным станом.

Работая в парах со словом школьники, ученики сначала воспроизводят все значки на этом слове в рабочей строке, потом отмечают места определённых графических значков на изображённых ниже буквах.

Задание с нотным станом выполняется таким образом: учитель произносит названия нот, дети закрашивают ноты цветными карандашами, затем хором стараются пропеть гамму, отслеживая пальцем каждую ноту.

Урок № 16 (П1, с. 24—25). Упражнение в написании элементов букв

Учащиеся упражняются в написании знакомых элементов.

В вариативной части дети пробуют составлять предложения по заданным схемам.

В следующем задании рядом с каждой буквой, которую ученик может назвать, ставится “галочка”. Другой вариант работы: зелёной ручкой на каждой букве дети выделяют “четвёртые воротца”.

Напоминаем, что “четвёртые воротца” — это элемент письма, называемый крючковой линией.

Урок № 17 (П1, с. 26—27) Письмо строчной буквы “а”

Сравнив буквы а и и, дети приходят к выводу, что в букве а им незнаком только первый элемент, остальные элементы полностью сходны в написании с основным алгоритмом — буквой и. Далее учитель пишет на доске букву а, сопровождая её написание устным проговариванием алгоритма (при повторном написании возможно хоровое комментирование учащихся).

Здесь и далее приводятся развёрнутый и свёрнутый алгоритмы написания букв. Свёрнутым алгоритмом педагог пользуется позднее, когда основной алгоритм письма будет хорошо усвоен детьми.

Развёрнутый алгоритм написания строчной буквы а: “Ставим ручку на 1/3 сверху, уходим влево вверх, задерживаемся на строке (можно говорить: пишем “крышечку”), опускаемся по наклонной вниз, выполняем “качалочку”, поднимаемся по крючку до середины, две части соединяем “секретом”, по “секрету” — наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины”.

Свёрнутый алгоритм: с 1/3 сверху — влево вверх, “крышечка”, опускаемся, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”, по “секрету” — вниз, “качалочка”, крючок до середины.

Одновременно ученики вместе с учителем рассматривают на доске и на образцах в верхней части прописи последовательность движения руки при написании буквы а и графические значки на букве, затем на первой рабочей строке дописывают элементы до буквы а.

На второй строке дети выполняют запись буквы под диктовку преподавателя. При этом важно, чтобы дети чётко следовали инструкции (не забегали вперёд и не отставали). Такой вид работы необходимо проводить при знакомстве с каждой новой буквой. Это позволяет детям лучше усваивать графический образ буквы и учит правильно распределять рабочее время.

Далее в табличке предложены для анализа несколько букв а. Каждая из них, кроме одной, написана с графической ошибкой. Цель данного упражнения — учить детей видеть ошибки и проговаривать алгоритм правильного написания элементов, выполненных с ошибками. Подобные задания способствуют развитию графической зоркости первоклассников, непосредственно связанной с формированием орфографической зоркости. Принцип работы с неверно выполненными буквами учитель определяет сам, например: обозначение треугольником выполненного с ошибкой элемента и зачеркивание неверного графического образа буквы. Другой вариант: обведение в кружочек правильно написанной буквы с устным комментированием графических ошибок других букв.

В процессе работы на строке с чередованием букв и и а учитель обращает внимание учеников на то, что в данном случае между буквами, а далее и словами, обязательно должен быть интервал, равный по ширине букве и. В написании букв дети упражняются самостоятельно.

Соединение буквы и с буквой а учитель показывает на доске, объясняя, что при написании двух букв обязательно следует отрывать руку от прописи (кому-то это удобно делать два раза, кому-то три и более). При этом, чтобы сохранить все правильные движения, нужные для скорописи, необходимо продолжать запись из той же точки, где была сделана пауза.

При вписывании буквы а в слово маска педагог предлагает детям пока не выполнять соединительного элемента “ломаем “секрет”, а вписать букву, начиная с обозначенной точки (второй вариант — вписывание с возвратным движением).

Далее разбирается схема предложения. Дети узнают, что буква а может обозначать отдельное слово. С помощью учителя ученики устно составляют 2—3 предложения.

На последней строке учащиеся упражняются в написании знаков препинания. Обязательны предварительные разъяснения педагога на доске.

В вариативной части ученики самостоятельно вписывают букву а в слово карандаш, стараясь при этом использовать безотрывный способ соединения.

Далее учащиеся упражняются в написании изучаемой буквы и соединения иа в сочетании с наклонной линией (первоначально по пунктиру, затем самостоятельно).

При выполнении нижнего задания учитель предлагает детям соединить точки в определённой последовательности, начиная с первого элемента в написании изучаемой буквы. (Возможна работа по вариантам, когда одни ученики выполняют движение от целой буквы, а другие — от начала её написания.) В обоих случаях можно чередовать цвета линий по “принципу светофора”: красный, жёлтый, зелёный. В результате соединений получается звездочка.

Здесь и на следующих страницах, где изучается новая буква, изображена лента букв, которая служит для запоминания алфавита. Прямоугольник с изучаемой буквой дети могут отменить цветным карандашом: гласную — красным, согласную — синим.

Урок № 18 (П1, с. 28—29) Письмо строчной буквы “у”. Соединительный элемент — “секрет”

Графический разбор буквы у осуществляется в сравнении с образом буквы и. Дети приходят к выводу, что в букве у большая часть элементов полностью сходна в написании с основным алгоритмом — буквой и.

Развёрнутый алгоритм написания строчной буквы у: “Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз, выполняем “качалочку”, поднимаемся по крючку до середины, пишем “секрет”, по “секрету” — длинная наклонная линия вниз, петелька, перехлёст на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины”.

Свёрнутый алгоритм: наклонная, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”, по “секрету” — длинная наклонная, петелька, перехлёст на нижней линеечке, крючок до середины.

После графического разбора педагог пишет на доске букву у, сопровождая движения устным проговариванием алгоритма (при повторном написании возможно хоровое комментирование учеников).

На учительской строке — графический диктант. При этом преподаватель не называет записываемую букву, а проговаривает алгоритм её написания. Дети выполняют комментируемые действия одновременно с проговариванием. Например, запись букв а, и, у, и, далее повтор этих букв в произвольной последовательности.

Затем учащиеся дополняют элементы до буквы у. Эта работа осуществляется самостоятельно с комментированием вслух недостающих элементов.

Потом дети упражняются в распознавании правильно выполненной буквы, одновременно анализируя графические ошибки во всех остальных буквах (величина петли в самой широкой части буквы на 1/3 уже её верхней части).

Далее ученики самостоятельно выполняют задание по написанию изученных букв. Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь, следит за посадкой детей, даёт комментарии по предупреждению ошибок.

В соединении букв иу учитель акцентирует внимание на соединительном элементе “секрет”, обязательно напоминает о паузах при письме, об интервале между группами букв, о том, что в поле зрения постоянно необходимо сохранять “наклонную” или “крючковую” линии, уже выполненные слева, для удержания параллельности элементов букв между собой.

В вариативной части дети пытаются с помощью картинок восстановить слова кукуруза, бурундук: называют их, анализируют, какой буквы не хватает и как её записать. Педагог обращает внимание ребят на то, что все буквы соединяются с помощью “секрета”, а чтобы правильно его выполнять, необходимо удерживать внимание на ближайшей левой наклонной линии.

В следующем задании ученики с помощью цветных карандашей соединяют точки и получают геометрическую фигуру.

Далее можно предложить детям работу в парах: учащиеся в тетради соседа по парте вычеркивают из таблицы изучаемую букву и проверяют работу друг друга.

На ленте букв, двигаясь последовательно слева направо, ученики находят прямоугольник с изучаемой буквой у и отмечают его соответствующим цветом.

Урок № 19 (П1, с. 30—31). Письмо заглавной буквы “А”. Запись предложения с изученными буквами

Проводится сравнительный анализ печатной и письменной заглавных букв. Из группы ранее изученных элементов дети вычленяют те, которые встречаются в написании заглавной буквы А. Определяют начало движения и последовательность её написания, выделяют графические элементы и проговаривают алгоритм написания хором вместе с учителем: “Кладём “качалочку”, уходим далеко вправо вверх (до 1/3 в дополнительной строке), в средней 1/3 дополнительной строки дополнительной строки выписываем “секрет”, по “секрету” — наклонная линия вниз, выписываем петельку на середине рабочей строки”. (Перехлёст в петельке выполняется на середине строки, далее выходим на середину или 1/3 снизу, 1/3 сверху или на верхнюю линию — зависит от следующей буквы, например: н, л, с, в. Длина петельки равна 1/2 высоты рабочей строки, ширина — 1/3 высоты строки. Сама петелька выписывается в средней третьей части рабочей строки.)

Свёрнутый алгоритм: “качалочка”, крючковая линия, “секрет”, по “секрету” — вниз, петелька в середине строки.

Для разминки педагог проводит графический диктант букв и, а, у, а, как описано выше. Далее учащиеся самостоятельно пишут буквы а, у по образцу.

На следующей строке дети дополняют предложенные элементы до заглавной буквы А и упражняются в написании этой буквы самостоятельно. Вполне уместен вариант записи буквы под диктовку учителя. При этом совсем не обязательно дописывать строку до конца. Преподаватель определяет количество записанных букв в зависимости от уровня готовности класса.

Следующие строки ученики заполняют с графическим комментированием (первый раз проговаривает учитель, второй — кто-либо из детей, далее — самостоятельно).

Учащиеся прочитывают предложение Ау! и после графического разбора записывают его по образцу. На второй строке после интонационно правильного прочтения первоклассники также выполняют запись предложений по образцам.

В вариативной части можно организовать парную работу со словом улитка: ученики вписывают изученные буквы, затем обмениваются тетрадями, помещают в квадратики графические значки (или один значок) и снова обмениваются тетрадями для того, чтобы показать их месторасположение на изучаемых буквах и соединениях. (Проверка осуществляется по крупному образцу на доске.) Во втором слове улитка нужно найти графические ошибки (их 7) и поставить точки или треугольники в местах графических ошибок. Совсем не обязательно, чтобы каждый ученик нашёл все ошибки. Это можно сделать при анализе на доске.

Затем в табличке ребята вычеркивают печатную букву А. Эта работа начинается и завершается по команде педагога (обучение детей работе в заданном темпе).

На геометрических фигурах учащиеся стараются дополнить данные элементы до полных букв.

На ленте букв, двигаясь последовательно слева направо, ученики находят прямоугольник с изучаемой буквой А и отмечают его красным карандашом.

Урок № 20 (П1, с. 32—33). Письмо заглавной буквы “У”. Вопросительное и восклицательное предложения

Начало урока строится по схеме предыдущих уроков. Развёрнутый алгоритм написания заглавной буквы У: “В средней 1/3 дополнительной строки выписываем крючок с поворотом ручки, опускаемся по наклонной линии до верхней линеечки рабочей строки, выполняем “качалочку” и поднимаемся по крючку на 1/3 дополнительной строки, далее пишем “секрет” в средней 1/3 дополнительной строки, по “секрету” — наклонная линия, “клюшка” влево”.

Свёрнутый алгоритм: в середине дополнительной строки — крючок с поворотом ручки, наклонная до верхней линеечки, “качалочка”, крючок до 1/3 дополнительной строки, “секрет”, по “секрету” — наклонная, “клюшка” влево.

На учительской строке педагог проводит графический диктант: А, у, а, а, и, ау. Далее дети дополняют предложенные элементы до буквы у, затем упражняются в написании буквы на следующей строке и ниже отрабатывают навык письма изученных букв и слов: у, а, уа, ау.

После графического и интонационного анализа на следующих строках дети упражняются в записи предложений: У! У? Уа!

В вариативной части на первой строке дети дополняют представленные элементы до букв: А, У, а, у, У, А, у.

В слово утята вписываются по пунктиру уже известные буквы, затем учитель предлагает детям обменяться тетрадями и выполнить работу в парах по вариантам: один ученик отмечает на вписанных буквах 1/3 и “шалашики”, а другой ученик — 1/2 и “гнёздышки”, после учащиеся проверяют работу друг друга.

Далее учитель предлагает ребятам соотнести написание двух слов утята и определить количество графических ошибок во втором слове (2 ошибки). Все ошибки устно проговариваются (у второй буквы — первый “бугорок” ниже 1/3, в третьей — соединение со следующей выше середины).

В таблице дети стараются как можно быстрее вычеркнуть все буквы, которые учились писать в прописи (работа в заданном темпе).

Затем педагог предлагает рассмотреть элементы и составить буквы: У, А, у, а. Элементы можно соединить цветными карандашами.

Работа с алфавитной лентой букв проводится аналогично предыдущим урокам.

Урок № 21 (П1, с. 34—35). Закрепление изученных букв

Урок начинается с письменного графического диктанта по усмотрению учителя. Здесь и далее педагог сам определяет, что существеннее для сегодняшней записи в данном классе. Важно помнить, что графический диктант не должен быть затянут (достаточно 4—7 букв или 3—4 сочетаний букв). Частично можно провести устный графический диктант: ученики на слух определяют озвученные буквы по произнесённым учителем алгоритмам их написания.

Далее кто-либо из детей объясняет всему классу написание букв, и учащиеся приступают к самостоятельной работе, в процессе которой преподаватель оказывает индивидуальную помощь.

Слова ау, уа и предложения Ау!, Уа! первоклассники записывают с графическим комментированием, которое используется только при письме по пунктиру, потом дети выполняют самостоятельную запись.

Работа в парах со словом кукушка проводится аналогично предыдущим занятиям.

Педагог прочитывает пословицу Ученику — удача, учителю — радость и проводит её разбор, дети вписывают изученные буквы по пунктиру, затем прочитывают пословицу хором.

В вариативной части учащиеся выполняют самостоятельную работу — восстанавливают буквы К или У на первых двух строках.

Задание третьей строки требует предварительного разбора. Дети доказывают, где приписывается буква а, а где — у, ссылаясь на алгоритмы написания этих букв. После восстановления букв на четвёртой строке ученики стараются повторить их написание.

Учитель показывает на доске написание математических знаков и предлагает поупражняться в их записи.

На рисунке учащиеся определяют, кто из ребят какую букву записывает. Чтобы не ошибиться, дети прослеживают путь цветными карандашами и вписывают под изображениями мальчика и девочки найденные буквы.

Урок № 22 (П1, с. 36—37). Письмо строчной буквы “м”. Написание слова “мама”. Большая буква в начале предложения

Учитель предлагает в буквах а, у, и, м, представленных на доске, выделить общие элементы. Ученики делают вывод о том, что в букве м полностью присутствует основной алгоритм — буква и. При подробном анализе буквы м на самой верхней строке прописи педагог акцентирует внимание на первых трёх элементах, в дальнейшем графическом разборе участвуют дети. Таким образом, алгоритм написания новой буквы рождается с помощью учащихся, а не даётся им в готовом виде. Это позволяет активизировать мыслительную деятельность детей и вырабатывать умение анализировать выполняемые действия.

Развёрнутый алгоритм написания строчной буквы м: “кладём “качалочку” на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх и, не доходя 1/3, выписываем “секрет”, по “секрету” — наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”, по “секрету” — наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины”.

Свёрнутый алгоритм: кладём “качалочку”, уходим далеко в сторону вверх, “секрет”, по “секрету” — наклонная, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”, по “секрету” — наклонная, “качалочка”, крючок до середины.

Ученики рассматривают образцы с буквой м в верхней части страницы, комментируя их.

На свободной строке преподаватель проводит графический диктант или другую работу по своему усмотрению. Далее дети дополняют недостающие элементы до полной буквы м и упражняются в её написании. Во время самостоятельной работы учитель следит за посадкой учеников, расположением прописей на рабочих столах, положением ручек во время письма и т. д.

Затем учащиеся самостоятельно анализируют графику букв, отмечают среди них правильно выполненную, в остальных буквах определяют ошибки (обозначают их на буквах или просто вычёркивают неверно написанную букву).

Буквы и, м, у, а дети записывают по образцу. Другой способ выполнения задания: письмо в изменённой последовательности с привлечением учеников к комментированию написания букв.

При записи слогов ма, му учитель обращает внимание ребят на соединительный элемент (возвратное движение — “ломаем “секрет”, “пишем “секрет”) и напоминает об отрывности при письме в том месте, где удобно ученику (после написания целой буквы, полутора букв и др.).

Далее на доске разбирается написание слова мама. Учитель напоминает об отрывности при письме и его правильном продолжении после отрыва (ставим ручку в то место, где прервали письмо). Буквы не приписываются, а “продолжаются” по принципу скорописи — безотрывного написания. Такой подход позволяет освоить правильное написание букв в соединении и впоследствии не получать значительного искажения букв при увеличении скорости письма.

Потом дети работают со схемой предложения: устанавливают, сколько слов в предложении, какие из них написаны, сколько слов обозначено схематично, что можно сказать об этих словах, устно по данной схеме составляют предложения. На чистой строке учащиеся повторяют аналогичную запись по составленному кем-либо из них предложению.

В вариативной части ученики, опираясь на рисунки, восстанавливают слова муравей, мимоза и вписывают пропущенные буквы. Учитель обращает их внимание на мелкие элементы, показывающие начало написания букв.

Следующее задание дети выполняют по вариантам: соединяют по порядку элементы написания буквы м. По окончании работы и у тех, кто выполнял движение с начала написания буквы, и у тех, кто действовал в обратной последовательности, должен получиться образ печатной буквы м. Взаимопроверка.

Работа в парах: дети обсуждают, каких элементов не хватает в верхней половине слова, и пытаются восстановить его.

Задание с лентой букв выполняется аналогично предыдущим урокам.

Урок № 23 (П1, с. 38—39). Письмо строчной буквы “н”. Написание слов с буквой “н”

При анализе буквы н ученики выделяют элементы, знакомые им по написанию изученных букв. Элементы, которые встречались учащимся в подготовительный период, проговаривает учитель, затем хором произносится развёрнутый алгоритм написания данной буквы: “Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии, поднимаемся по наклонной до середины, выполняем “узелок”, уходим вправо вверх и на 1/3 выписываем “секрет”, по “секрету” — наклонная вниз, “качалочка”, крючок до середины”.

Свёрнутый алгоритм: наклонная вниз, поднимаемся до середины, “узелок”, уходим вправо вверх и на 1/3 — “секрет”, по “секрету” — наклонная, “качалочка”, крючок до середины.

После графического диктанта учащиеся дописывают недостающие элементы до полной буквы н и упражняются в её самостоятельном написании. При этом строка не обязательно дописывается всеми до конца.

В таблице дети обводят правильно написанную букву н. Разбор графических ошибок в оставшихся буквах они выполняют полностью или выборочно, по заданию учителя, например, указывают ошибку в написании второй по счёту буквы.

На следующей строке ученики повторяют написание букв по образцу или записывают их в последовательности, продиктованной кем-либо из них (графическая диктовка). Подобную работу можно проводить в парах: дети по очереди записывают буквы под диктовку друг друга и контролируют выполненную работу.

Слоги на, ну учащиеся прописывают по образцу, устанавливая, как соединяются буквы между собой.

Потом с помощью рисунка ребята прочитывают слово ножницы и вписывают по пунктиру изученные буквы. Учитель предлагает детям отметить графическими значками места соединения элементов в буквах и букв между собой, а также просветы в их верхней и нижней частях.

В вариативной части учащиеся вписывают пропущенные буквы в разобранное слово. С помощью рисунков прочитывают слова малина, машина, вписывают пропущенные буквы, ориентируясь на начальные точки.

В следующем задании дети последовательно соединяют точки, получается буква н. Рядом из предложенных элементов букв ученики выбирают те, которые необходимы для написания изучаемой буквы. Задание с алфавитной лентой выполняется аналогично предыдущим урокам.

Урок № 24 (П1, с. 40—41). Письмо заглавной буквы “М”. Написание слов с буквой “м”

В начале урока учитель предлагает рассмотреть заглавную букву М, сравнить её с другими, уже изученными, буквами и выделить в них сходные в написании элементы. Важно уяснить, что написание строчной и заглавной букв м, М имеет значительное графическое сходство, за исключением их высоты.

Развёрнутый алгоритм написания заглавной буквы М: “Кладём “качалочку” на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх (до 1/3 снизу в дополнительной строке), в среднем 1/3 выписываем “секрет”, по “секрету” — наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок чуть выше верхней линеечки рабочей строки (на 2—3 мм), “секрет”, по “секрету” — наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины”.

Свёрнутый алгоритм: кладём “качалочку”, уходим по крючковой в дополнительную строку, “секрет” в средней 1/3 дополнительной строки, по “секрету” — наклонная, “качалочка”, крючок чуть выше верхней линеечки, “секрет”, по “секрету” — наклонная, “качалочка”, крючок до середины.

После графического диктанта — самостоятельная работа учащихся: написание слогов ум, ма, ам по образцу. На следующей строке дети определяют, каких элементов недостает до буквы М, дописывают их, затем пишут букву М.

После прочтения предложения Мама! ученики выполняют его запись. Учитель осуществляет дифференцированный подход: наиболее успешно овладевающие графическим навыком первоклассники могут не выполнять прописывание по пунктиру, а сразу самостоятельно писать предложение по образцу.

Далее учащиеся дополняют представленные элементы до букв М, У, Л, У, М, А, А.

В вариативной части с помощью рисунка ученики прочитывают слово мухомор (в аналогичных заданиях с данными словами при необходимости проводится лексическая работа). Дети обмениваются тетрадями, проставляют по своему усмотрению два графических значка в пустых квадратиках и предлагают соседу выполнить работу. После графического разбора вписанных букв они проверяют работу друг друга.

Затем предложенные на строке элементы учащиеся дополняют до букв М, У, А (или М).

На следующей строке учитель предлагает внимательно рассмотреть соединительный элемент или место завершения написания буквы и определить, какая последующая буква может быть присоединена в данном случае (с буквами м, а, у представлены различные варианты соединения: 1) — “ломаем “секрет” — с буквой а, 2) — пишем “секрет” — с буквами н, у, 3) — крючок до середины — с буквой и, 4) — пишем “секрет” — с буквами н, у, 5) — “ломаем “секрет” — с буквой а, 6) — крючок до 1/3 — с буквой м).

Далее ученики пытаются восстановить слово мухомор, самостоятельно вписывая буквы (начало написания каждой буквы обозначено отправными точками).

Ниже, среди письменных и печатных букв, дети определяют и вписывают в квадратик ту, которой не хватает в группе (строчная письменная буква м). Выполнение задания ограничено по времени. Потом из трёх предложенных букв а, м, н учащиеся составляют и записывают слово нам. Работа с лентой букв выполняется аналогично предыдущим занятиям.

Урок № 25 (П1, с. 42—43). Письмо заглавной буквы “Н”. Большая буква в начале предложения и в именах

Начало урока строится по аналогии с предыдущими. Развёрнутый алгоритм написания заглавной буквы Н: “В средней 1/3 дополнительной строки выписываем острый крючок (без поворота ручки на месте), опускаемся по наклонной линии, выписываем петельку, перехлёст на верхней линеечке рабочей строки, уходим вправо и чуть-чуть вверх на ширину буквы, поворачиваем ручку и резко поднимаемся до условной линии, разворачиваем ручку и опускаемся по наклонной линии, выполняем “качалочку” и поднимаемся по крючку до середины”.

Свёрнутый алгоритм: в дополнительной строке — острый крючок, наклонная вниз, петелька, перехлёст на верхней линеечке, уходим плавно вправо и чуть-чуть вверх, далее — по наклонной вверх, разворачиваем ручку, наклонная вниз, “качалочка”, крючок до середины.

После упражнения в написании буквы н в слогах и в слове умна учащиеся приступают к дописыванию недостающих элементов в заглавной букве Н. Затем самостоятельно упражняются в написании изучаемой буквы.

Учитель предлагает прочитать слово на следующей строке и объяснить, почему оно написано с большой буквы. После прочтения и объяснения учащиеся выполняют его запись (дифференцированный подход: одни начинают работать по пунктиру, другие — самостоятельно).

Затем дети читают восклицательное предложение: Анна умна!, детально разбирают и записывают его, комментируя. Со словом машина организуется работа в парах.

В вариативной части ученики анализируют графическую запись слова машина и подсчитывают ошибки (их 6). Восстановление слова машина: дети дописывают буквы самостоятельно, начало написания каждой из них обозначено отправными точками.

Учитель читает пословицу: Не говори — не умею, а говори — научусь. Отвечая на его вопросы, первоклассники раскрывают смысл пословицы и самостоятельно вписывают буквы, обозначенные пунктиром.

В следующем задании дети с помощью цветных карандашей стараются разделить буквы на четыре группы. При проверке рассматриваются все составленные варианты.

Далее учащиеся восстанавливают недостающие элементы в буквах. С лентой букв проводится работа, аналогичная прошлым урокам. Возможен и другой вариант, например: вычеркивание незнакомых букв, выделение изученных в прописи и т. п.

Урок № 26 (П1, с. 44—45). Закрепление изученных букв. Написание слов с изученными буквами

На первых трёх строках учащиеся упражняются в правильном соединении изученных букв между собой. Работа на учительской строке — по усмотрению педагога. Предложение Наум и Анна дети записывают по памяти после орфографического разбора.

Учитель предлагает рассмотреть материал следующей строки и по “цепочке” (друг за другом) объяснить, какая буква может быть приписана в данном случае. Далее учащиеся самостоятельно восстанавливают буквы в межстрочном пространстве.

Слова мама, Наум, умна, Анна после орфографической подготовки ученики записывают по памяти. Другие варианты: запись слов в иной последовательности, группами и т. д.

В вариативной части — парная работа со словом лимон. Затем первоклассники прочитывают пословицу: Сначала аз да буки, а там и науки, раскрывают её смысл, вписывают изученные буквы.

В таблице ребята отыскивают слова по вертикали и по горизонтали: Анна, Алла, нам, мама, мал, мала, лама, на.

Работа проводится устно или письменно.

Далее учитель предлагает познакомиться с написанием цифры 1. Это знакомство может произойти и на уроке математики, значит, на данном этапе дети просто упражняются в написании цифры: “Ставим ручку чуть выше и правее центра клеточки, поднимаемся по крючковой линии в правый верхний угол и без поворота ручки (острым крючком) опускаемся по наклонной до центра нижней линии клеточки”.

Дополнительные рекомендации: когда стержень ручки — в правом верхнем углу, ученик первоначально находит точку в нижней части клетки, где завершится написание цифры (зрительно прослеживает путь, проделываемый в дальнейшем ручкой). В этом случае учитель расширяет поле зрения ученика, предоставляя ему возможность контроля своих действий. Педагог спрашивает ребят, где начинается и заканчивается написание цифры (начинается в правом верхнем квадратике и заканчивается в центре нижней стороны клетки). Он обращает внимание на написание острого крючка в правом верхнем углу клетки, сходного с первым из трёх крючков (“туфелька балерины”, “качалочка”). Этот приём используется в написании заглавных букв Н, К, Ю.

Цифра 4 комментируется следующим образом: “Ставим ручку на 1/3 влево от верхнего правого угла клеточки, опускаемся через центр клеточки до 1/3 снизу, уходим острым углом вправо, чуть-чуть не доводя до правой стороны клеточки. Ставим ручку на 1/3 вниз от правого верхнего угла, опускаемся по наклонной до 1/3 от правого нижнего угла. Цифра 4 пишется с отрывом” (обязательное указание точного направления письма).