Общие рекомендации - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПРОПИСЯМИ

Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной - 2015 год

Общие рекомендации - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПРОПИСЯМИ

Методика “Письмо с открытыми правилами” способствует успешному формированию графического навыка и каллиграфического письма, всестороннему развитию ребёнка в процессе обучения письму, его более быстрой адаптации в школе благодаря игровому подходу и серьёзному вниманию к ранним успехам учеников (их поощрению педагогом во время обучения).

Прежде чем представить методические рекомендации, хотелось бы более подробно раскрыть содержание стержневых линий методики “Письма с открытыми правилами”.

1. Снятие психологической перегрузки учащихся в процессе овладения ими графическим навыком и каллиграфическим письмом достигается в первую очередь благодаря включению детей в привычную для них деятельность с использованием их воображения, фантазии, связанных у ребят данного возраста прежде всего с восприятием сказки.

2. Вовлечение детей в конкретные виды деятельности по овладению графическим навыком и каллиграфическим письмом для пробуждения у них желания к обучению письму, развития познавательного интереса, силы воли, осознанного отношения к учебной деятельности, положительных эмоций. Также на протяжении всего периода обучения письму создаются условия, позволяющие исключить отрицательные эмоции, связанные с овладением письмом.

3. Изначальная и постоянная установка на эстетичность выполняемой учениками работы (работу “на совесть”, без “брака”), которая, на наш взгляд, связана с воспитанием у детей нравственного отношения к выполняемой работе с использованием различных приёмов в процессе обучения.

4. Соблюдение учащимися санитарно-гигиенических норм. Установка учителя на развитие у детей способности регулярно соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

5. Ориентация детей на доскональный детальный анализ строения букв-знаков, выделение в них нюансов, пропорций, пространственных соотношений. Выявление основного алгоритма письма, овладение которым поможет учащимся раскрыть способы анализа и написания большинства букв русского алфавита.

6. Постоянное направление детей на как можно более полное осознание ими всех деталей графики письма, на формирование у них способности выражать в устной речи характеристику написания букв, их элементов и соединений.

7. Должное внимание к той стороне формирования навыка письма у учеников, которая требует многократных упражнений, тренировок, повторяемости выполнения действий.

Эти стержневые линии методики пронизывают все четыре этапа работы над каллиграфическим письмом. Рассмотрим эти этапы подробнее.

Введение детей в новую для них деятельность. Обучение первоклассников письму с самых первых минут строится на сказочном материале. Учащиеся отправляются в удивительную страну, которая называется Букволандия, их ждут интересные встречи, волшебные превращения, преодоление препятствий. Ребята рассматривают много прекрасных вещей, которые созданы руками человека, в том числе тетради с красивым почерком.

Ознакомление с основным алгоритмом письма. Этому этапу отводятся первые 2—3 урока, но они очень значимы для процесса формирования графического навыка.

Этап использования основного алгоритма письма всех букв, отработка специфических элементов каждой буквы, овладение алгоритмом написания каждой буквы. Это более длительный этап, он соответствует букварному периоду.

Этап перевода графических умений в полноценный графический навык и дальнейшего развития способности проговаривать алгоритмы написания букв.

Разделение процесса обучения письму на отдельные этапы носит в известной степени условный характер, потому что на практике содержание работы каждого этапа может переплетаться с содержанием другого этапа, но для более чёткой характеристики работы такое выделение необходимо. С другой стороны, временные характеристики этих этапов тоже неоднозначны. Например, первый и второй этапы, введение детей в новую для них деятельность и ознакомление с основным алгоритмом письма наиболее краткие, но по своей значимости являются базовыми для следующих этапов, поэтому их выделение необходимо. Третий этап, важнейший, в котором раскрываются новые подходы в обучении письму, по времени соответствует букварному периоду. Четвёртый этап продолжается более трёх лет и тоже имеет свои специфические функции.

Главной целью первых уроков является вовлечение детей в предмет (особо уделяя время гигиеническим правилам, показу лучших прописей ребят прошлых лет), пробуждение у них интереса и желания достичь таких же успехов в овладении навыками письма.

Уроки письма начинаются с введения учеников в мир прекрасного. Каждому известно, насколько памятны для младших школьников их первые впечатления, поэтому именно первые уроки письма должны быть необычными, яркими, запоминающимися.

УЧИТЕЛЬ. Дорогие дети! На этом уроке мы с вами начнём учиться писать. На партах у вас ручки, тетради — это то, что вам нужно, чтобы начать учиться писать. Но пока мы не будем их трогать. Сначала вы посмотрите, что у меня на столе и что я буду вам показывать.

Учащимся показываются изделия народных промыслов: хохломская роспись, гжель, вологодские кружева, жостовские подносы. Они высказываются о том, что увидели, чем понравилось то или иное изделие.

УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете, какие руки должны быть у людей, создавших эти творения, не оставившие наши сердца равнодушными?

ДЕТИ. Добрые! Тёплые, ласковые! Всё умеют! Золотые!

УЧИТЕЛЬ. А теперь я вам покажу тетради моих прежних учеников.

Первоклассники рассматривают лучшие тетради: аккуратные, с красивым почерком. Можно раздать тетради по рядам, попросить ребят передавать их от парты к парте, чтобы одновременно они учились бережно обращаться с вещами, работать вместе.

УЧИТЕЛЬ. Понравились вам тетради и как в них написано?

Дети выражают свое одобрение, а то и восторг — как красиво, ровно, аккуратно.

УЧИТЕЛЬ. Можно ли сказать про руки этих ребят, что они тоже золотые?

ДЕТИ. Да, да!

УЧИТЕЛЬ. Почему?

ДЕТИ. Очень красиво написано. Приятно смотреть. Наверное, их мамы очень радуются за своих детей. Это похоже на кружево!

УЧИТЕЛЬ. Хотелось бы вам научиться так же красиво писать?

ДЕТИ. Да, да! Конечно! Очень!

УЧИТЕЛЬ. Вот и давайте учиться писать так, чтобы в будущем ваши руки тоже можно было бы назвать золотыми. Мы тоже будем “плести кружева”. Но наши “кружева” будут необыкновенными, из букв. Посмотрите ещё раз, как научились их плести ребята, которые уже закончили первый класс.

Дети рассматривают ещё раз лучшие тетради учеников прошлых лет.

УЧИТЕЛЬ. Такие волшебные кружева, с помощью которых вы сможете доставить радость родителям, учителю, друзьям, себе, вы будете “плести” с помощью шариковой ручки и тетрадного листа. И как много разнообразных букв в тетрадях, “кружевами” из букв заполнены все тетради. Это целая волшебная страна букв. Я даже придумала ей сказочное название, сказать какое?

ДЕТИ. Да! Да! Конечно! Скажите!

УЧИТЕЛЬ. Букволандия. Давайте скажем хором это слово.

Дети с удовольствием произносят его.

УЧИТЕЛЬ. Это слово похоже на название некоторых настоящих стран, далёких для нас с вами и пока неизвестных. Кто слышал похожие названия стран?

Если никто из детей не догадается, учитель сам произносит: Гренландия, Шотландия, Исландия, Голландия. Но могут быть случаи, когда кто-то из учеников слышал такое название, и очень важно, чтобы ребёнок заявил об этом на уроке.

УЧИТЕЛЬ. В эту сказочную страну мы с вами и отправимся в путешествие, будем в ней знакомиться с её жителями — буквами, будем узнавать, как они пишутся, и сами своей рукой будем учиться их красиво писать, чтобы не обидеть замечательных жителей Букволандии. В конечном итоге вы сами — каждый в своей тетради — создадите свою сказочную страну Букволандию.

Итак, в путь! Но хочу ещё сказать, что на пути нам будут встречаться трудности. Не боитесь трудностей? Будем их преодолевать вместе, не унывая, помогая друг другу, будем ждать того, кто вдруг отстанет, правда?

ДЕТИ. Да! Да!

У детей радостное настроение, как будто и на самом деле они собрались в увлекательное путешествие.

УЧИТЕЛЬ. Но прежде всего давайте рассмотрим дорожку, по которой мы будем двигаться при обучении письму.

Педагог показывает детям пропись. Они знакомятся с ней: её внешним видом, обложкой, страницами. Особое внимание уделяется разлиновке и строчкам тетради.

Детальное знакомство с разлиновкой прописи происходит на одном из первых уроков

Объясняется назначение горизонтальных линий в прописи:

Не торопясь, учитель проверяет, как каждый ученик показывает в тетради строку, дети повторяют поодиночке, и хором названия: рабочая строка (как по-другому можно сказать — строчка), верхняя линия строки, нижняя, дополнительная верхняя строка и т. д.

Очень важно в период формирования графического навыка заботиться о соблюдении учащимися санитарно-гигиенических норм. Педагог должен хорошо знать, что оба глаза ребёнка должны находиться на одинаковом расстоянии от рассматриваемого объекта. Для выполнения этого требования нужно, чтобы тетрадь лежала прямо напротив пишущего. При письме на первой половине строки голова обучающегося будет поворачиваться немного налево, а при письме на второй половине — будет поворачиваться немного направо. Это требование нарушается, если корпус или голова пишущего повернуты боком к тетради или если при правильном положении корпуса и головы тетрадь находится справа или слева от середины груди пишущего. В этой ситуации каждый глаз вынужден приспосабливаться к рассматриванию того, что пишется в прописи, по-разному, это будет вызывать вредное для глаз ребёнка мышечное напряжение.

После знакомства учащихся с орудиями письма, с правильной посадкой при письме педагог переходит к знакомству детей с алгоритмом письма. Очень важно подвести учеников к пониманию двух следующих положений.

Первое положение. Буквенные знаки имеют сложное строение, состоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких. Чем детальнее мы эти части выделяем в каждой букве, чем чётче выражаем в слове характеристику каждой части, каждого элемента буквы (проговаривание), тем глубже осознаем (понимаем), как пишутся отдельные части, тем лучше мы пишем полные буквы и соединяем их в словах.

Второе положение. Среди букв русского алфавита есть буква, в строении которой и в способе её написания обнаруживаются принципиальные особенности строения и написания абсолютного большинства букв. Это буква и. На основе её написания отрабатывается алгоритм письма.

Как же подвести детей к овладению частями алгоритма и им в целом? Конечно, возможны варианты. Но в данном случае мы учитывали установку на пробуждение познавательного интереса и фантазии у детей, их любовь к сказкам и в то же время необходимость включения ребят в “исследовательскую” деятельность, хотя бы в элементарном виде, поэтому нами был предпринят следующий ход.

УЧИТЕЛЬ. Итак, в путь по нашим дорожкам-строчкам в сказочную страну Букволандию.

Далее педагог приступает к ознакомлению детей с алгоритмом письма. На это отводится 2—3 урока, которые очень важны и значимы и поэтому требуют особо тщательной подготовки и проведения.

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите на слово, написанное на доске. Это я написала название нашей сказочной страны (Букволандия). Давайте рассмотрим, сколько букв в этом слове. Слово одно, оно написано целостно, слитно, но состоит из отдельных, разных букв. Кто хотел бы подойти к доске и показать, выделить в этом слове буквы?

Обычно много желающих, во всяком случае, интерес к заданию возникает у всех детей. Не зная букв, они оказываются вполне способны к вычленению отдельных букв из написанного слова.

УЧИТЕЛЬ. Молодцы! Может быть, кто-то из вас даже хочет сказать, сколько всего букв в этом слове?

Могут найтись дети, готовые к ответу на заданный вопрос. Если этого не произойдёт, тогда педагог может сам сказать, что в слове 11 букв, это очень длинное слово.

УЧИТЕЛЬ. А теперь послушайте меня внимательно. Среди этих букв есть одна совершенно особая буква. Вот она (учитель обводит и подчеркивает букву и). Это буква “и”. Она скромно разместилась в конце слова, но она очень важная. С неё мы и начнём учиться писать. Если научимся правильно и красиво её писать, то и все остальные буквы будут получаться красиво.

Буква на вид простая. Иногда говорят, что она всего-навсего состоит из двух крючков: Соединим их (учитель может даже показать сближение двух крючков, имитируя его движением рук или, например, двумя изогнутыми проволочками), и получится буква (и). Как будто очень просто.

Это, с одной стороны, правильно, потому что мы действительно в букве (и) видим два крючка, но, с другой стороны, и не совсем верно, потому что не только соединять крючки друг с другом нелегко, но и писать эти крючки правильно и красиво достаточно сложно. Этому мы будем старательно учиться.

И вот сейчас я вам скажу удивительную вещь! При написании буквы (и) нам встретится целых семь трудностей, семь преград. Я их назвала “воротцами”. Интересное слово?

ДЕТИ. Да!

УЧИТЕЛЬ. А как вы думаете, почему я такое слово употребила вместо слова “трудности”?

ДЕТИ. Так интереснее! Они маленькие, надо аккуратно через них пройти, не задеть. Надо нагнуться, они низенькие.

УЧИТЕЛЬ. Очень интересные ответы. Молодцы, правильно рассуждаете. Через “воротца” мы не просто пройдём размашисто, во весь рост, а постараемся сосредоточиться, будем аккуратными и осторожными.

Дети рассматривают рисунок в прописи (с. 6—7), на котором представлены все части алгоритма. Затем дети вместе с преподавателем приступают к преодолению первой трудности, к овладению первой частью алгоритма, письму прямых наклонных линий.

УЧИТЕЛЬ. Для того чтобы преодолеть первые “воротца”, нам нужно научиться писать наклонные линии и проговаривать их написание вслух. Послушайте, посмотрите и постарайтесь запомнить, как их надо писать и проговаривать действие написания этих линий.

УЧИТЕЛЬ. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаемся по наклонной линии вниз.

Педагог выполняет на доске письмо наклонных линий с проговариванием. Повторив 2—3 раза проговаривание и написание, он предлагает ребятам проговорить письмо наклонных линий хором. Дети вместе с учителем комментируют написание наклонных линий на доске.

УЧИТЕЛЬ. А теперь попробуйте вы написать в тетради такие наклонные линии (палочки).

Наблюдение за учащимися на первоначальном этапе обучения письму показали, что все предъявляемые им требования представляют для них большие трудности, вызывают сильное мышечное напряжение и быстро их утомляют. Поэтому первая задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученикам освободиться от этой напряжённости.

Наиболее важными причинами мышечной напряжённости ученика во время письма являются:

1) новизна задач, которые ставятся перед учеником, необходимость выполнения им непривычных, тонких, мелких движений рукой;

2) сложность движений, необходимых для письма;

3) трудность их координирования.

Из сказанного выше следует, что для преодоления мышечного напряжения нужно прежде всего упростить задачи, которые ставятся перед учеником во время подготовительных упражнений. Например, К. Ушинский рекомендовал начинать подготовительные упражнения при обучении письму с постановки отдельных точек и проведения линий, соединяющих эти точки. При этом К. Ушинский напоминал о важности посадки при письме. По его словам, учитель “...приучает детей правильно сидеть при письме, не прижиматься грудью к скамье... не наклоняться слишком близко к доске ... класть правильно перед собой доску, держать как следует руки и грифель. Все эти привычки очень важны для здоровья ребёнка и для хода самого учения. Они гораздо легче усваиваются детьми теперь, при первых легчайших упражнениях, чем впоследствии, когда эти упражнения уже сами по себе станут довольно трудными и займут все внимание ребёнка. Кроме того, впоследствии, когда ребёнок начнёт уже писать, отрывание его от дела беспрестанными поправками: “сядь прямее”, “не так держишь грифель” и т. п. — сильно мешает учению и замедляет его ход. Выучив, например, ребёнка держаться прямо, мы сохраним очень много времени впоследствии, избавившись от необходимости беспрестанных замечаний”.

Рекомендации К. Ушинского, укрепляя навык правильных приёмов письма у учащихся, одновременно освобождают их от чрезмерного напряжения при изображении графических элементов и постепенно приучают к лёгким, плавным движениям руки во время письма.

Поскольку детям трудно выдерживать одинаковые и правильные расстояния между палочками (линиями), а в тетради должны быть заранее расставлены точки (пунктирные чёрточки) по верхней линии строки, которые показывают ребятам начало каждой наклонной

Расстояние между точками или пунктирными чёрточками должно равняться 1/2 высоты буквы, в данном случае палочки.

УЧИТЕЛЬ. Прежде чем начать писать, посмотрите, что у вас написано на верхней линии строки.

ДЕТИ. Точки (чёрточки).

УЧИТЕЛЬ. Эти точки (чёрточки) помогут вам определить, откуда нужно начинать писать каждую линию. А теперь попробуйте в своих прописях написать наклонные линии так, чтобы каждая линия была на одинаковом расстоянии на всем её протяжении от предыдущей, или, как говорят, была бы параллельной. Кто-нибудь из вас слышал ранее это слово?

УЧЕНИК. Да! Я слышал.

УЧИТЕЛЬ. Очень хорошо! Тогда повтори, пожалуйста, как же называются такие линии?

УЧЕНИК. Параллельные.

УЧИТЕЛЬ. При написании каждой следующей линии ваши глазки должны смотреть не только на ту линию, которую вы пишете, но и на уже написанную слева предыдущую. Иначе нам с вами не удастся написать линию параллельно предыдущей.

При этом педагог учит ребёнка распределять внимание и осуществлять самоконтроль за выполняемым действием. Количество ошибок (несоблюдение параллельности линий и интервала между наклонными линиями) при таком разъяснении ученикам способа работы в дальнейшем резко уменьшается.

Ребятам предлагается под диктовку (диктуется способ письма) написать точное количество наклонных линий. При этом преподаватель говорит, что количество наклонных линий он не назовет. Но если дети будут внимательны, то по окончании письма они смогут назвать точное их число. Учитель трижды диктует детям, например: “Поставьте ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опуститесь по наклонной линии вниз. Поставьте ручку ит.д.”. Затем спрашивает, какое количество линий они написали.

Данное упражнение не только вырабатывает умение правильно выполнять графическое действие, но и формирует у детей умение слышать задание педагога, осмыслять его и правильно выполнять. Иными словами, развивает внимание ребёнка.

Следует отметить, что учитель должен не забывать следить за тем, насколько каждый ученик заинтересован в конкретной деятельности, не возникает ли у кого-то растерянности, насколько детям интересно на уроке, насколько их деятельность эмоционально окрашена. Словом, преподаватель старается, чтобы учащиеся были не пассивными исполнителями, а увлечёнными участниками всего происходящего, оказывает нужную помощь отдельным ученикам, не справляющимся с работой самостоятельно.

Вторая часть алгоритма — деление наклонной линии на две и три части. Педагог показывает детям, как можно разделить наклонную линию на две равные части. Затем одна из её половин соотносится с расстоянием между наклонными линиями на образце. Устанавливается, что эти расстояния одинаковы. В будущем ребята сами определяют интервал между наклонными линиями, а позднее стараются сохранять ширину буквы, равную половине её высоты. Деление наклонной на три части и умение определять 1/3 сверху или снизу даёт обучающимся возможность находить точное место соединений элементов и букв выше или ниже середины рабочей строки.

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите ещё раз на слово, написанное на доске (Букволандия). Видите, буквы могут соединяться на середине строчки (на середине высоты буквы), а могут и ниже, на 1 /3 части от её высоты. (Одно-два соединения дети могут попробовать найти самостоятельно.)

Для того чтобы у нас с вами получались красивые буквы и слова, мы поучимся делить линию на две и три части.

Итак, друзья! Перед нами вторые “воротца”. Мы должны научиться делить наклонные линии на две и три части. Это нужно сделать затем, чтобы в дальнейшем правильно и чётко соединять буквы.

Преподаватель на образцах показывает, что такое 1/2 и 1/3 части линии.

Выполнив на доске большую наклонную линию, учитель просит детей внимательно следить за его повторным движением по этой линии и сказать дружно слово стоп, как только он достигнет её середины или 1/3 части. При этом нужно поработать с понятиями: половина, одна вторая, середина.

Учащиеся, как правило, очень любят, когда их просят о помощи, и бывают в этот момент предельно внимательны, и в то же время в классе возникает положительный эмоциональный настрой, слышатся радостные возгласы.

Далее ученики выполняют упражнение: письмо в прописи наклонных линий, деление их на две части, и письмо наклонных линий, деление их на три части.

УЧИТЕЛЬ. Среди каждых трёх линий найдите и подчеркните ту, которая, на ваш взгляд, имеет наиболее равные части при делении.

Если есть ошибки, дети анализируют их. Педагог не спешит, работает с каждым учеником, даёт им возможность высказаться, прокомментировать свою ошибку.

Третья часть алгоритма — выполнение закругления на нижней линеечке рабочей строки. Этот этап должен донести до сознания детей, что закругление составляет особый элемент написания крючка, который входит в состав буквы и и очень часто встречается в составе других букв. Научиться правильно выполнять закругление при написании крючка — очень важная задача. При письме крючка школьники часто выполняют чрезмерные закругления, которые приводят к разнонаправленности в их почерке, поэтому необходимо развести такие элементы написания, как, например, закругление у буквы о и у буквы ш. При выполнении “качалочки” закругление происходит примерно на 1/10 от высоты буквы. Однако для детей это достаточно сложное объяснение, поэтому, чтобы дать им наиболее точное представление о выполнении изучаемого закругления, предлагаем следующий вариант объяснения.

УЧИТЕЛЬ. Ребята! Мы подошли к следующим “воротцам”. Нам нужно научиться соединять прямую наклонную линию с последующим элементом крючка, крючковой линией. Запомните это новое для вас название — “крючковая линия”.

Посмотрите, я ещё раз на доске напишу крючок и выделю два его элемента: прямую наклонную и крючковую линии Как соединить эти линии? Эти линии должны быть соединены очень маленьким плавным закруглением. Вот его место в крючке (обозначение закругления цветным мелком). Вот как оно выглядит в отдельности Пойди (вызывается слабый ученик) и покажи, где это закругление в крючках. (Педагог пишет ещё два-три крючка, учащийся показывает закругление. При этом преподаватель требует как можно более точного показа.)

УЧИТЕЛЬ. На что похож этот элемент? (Элемент выписывается отдельно )

ДЕТИ. На маленькое блюдечко. На качалочку. Игрушечные лошадки бывают на такой качалочке. У нас во дворе такая качалка есть.

УЧИТЕЛЬ. Очень мне понравилось название “качалоч- ка”, она очень маленькая, давайте так и будем называть этот элемент “качалочка”.

А теперь посмотрите на три крючка и определите, в каком из них, на ваш взгляд, наиболее удачно выполнен переход от наклонной линии к следующему элементу, то есть в каком из них правильно выполнена “качалочка”.

ДЕТИ. Во втором! (Большинство ответов.)

УЧИТЕЛЬ. Я тоже думаю, что во втором. А как вы считаете, на что похож этот крючок?

ДЕТИ. Так можно проволоку согнуть! На вешалку в раздевалке.

УЧИТЕЛЬ. Молодцы, верно! А можно я предложу свой вариант? Мне кажется, что он похож на ножку балерины, точнее, на ножку балерины в туфельке, которая имеет особое название — пуант. (Специальная балетная обувь — пуанты. — мн. ч., в ед. ч. — пуант.)

ДЕТИ. Да! Верно! Это как будто балерина стоит на одной ножке!

УЧИТЕЛЬ. Молодцы! Вы правильно мыслите. А теперь давайте разберемся, как нужно выполнить поворот на строке, чтобы у вас получилась “качалочка”, или, по-другому, мысочек туфельки. Поучимся писать только этот элемент без крючковой линии. Здесь есть одна маленькая деталь, она почти незаметна, но внимательные ребята обязательно её разглядят, а я уверена, что вы у меня все очень внимательные! Сейчас мы будем учиться выполнять поворот к “качалочке”: для этого прямую наклонную линию надо совсем-совсем немного, на крохотную частичку, не дописать до нижней линеечки и начать разворачивать ручку на строке, выполняя этот разворот плавно, не заостряя, как в первом крючке, но и не протягивая по строке, как в третьем.

При ознакомлении детей со словесным описанием элемента “качалочка” употребляется такое понятие, как “поворот на месте”, оно упрощает нам словесное описание действия, когда нужно от характеристики письма прямой наклонной линии перейти к описанию крючковой линии.

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите, как я это выполняю на доске и что при этом проговариваю. Постарайтесь запомнить.

Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии (не забываю остановиться, не доходя до нижней линеечки), выполняю поворот на месте (пишу “качалочку”)...

Преподаватель показывает на доске крупный образец написания, поясняя, что он останавливается, как только заканчивает написание “качалочки”, и дополняя, что при написании в тетради учащиеся тоже должны будут оторвать от листа ручку, как только поднимутся от нижней линейки строки. Здесь педагогу важно вернуться к сравнению расстояния между концом прямой наклонной и нижней линеечкой и расстояния, на которое поднимается второй конец “качалочки”.

УЧИТЕЛЬ. Ребята, я говорила, что мы совсем немножко, чуть-чуть наклонную не дописываем до нижней линии. Но это очень приблизительно определено. Если бы вы были большие, я бы вам сказала, что это расстояние можно охарактеризовать математически как 1/10 часть высоты всей строчки. Но я думаю, вам это трудно понять. Мы будем говорить слова: чуть-чуть или немножко.

Были случаи, когда ребята отвечали: “Нет, будем говорить на 1/10, это понятно”. Тогда преподаватель поддерживал их: “Конечно, это не так сложно. 1/10 часть — это часть, которая 10 раз укладывается в высоте строчки или в высоте наклонной линии. Кому это не очень понятно (а мы это вполне допускаем), те просто запомните, что, когда мы говорим на 1/10 часть не доводим до нижней линеечки, это значит то же самое, если мы говорим слова: чуть-чуть не доводим”. (Когда мы вводим понятие 1/10 часть, то это делается для учителя, чтобы он не считал, что нужно не доводить линию на 1/3.)

УЧИТЕЛЬ. Но самое главное, вы сейчас должны понять, что ровно на столько же (на чуть-чуть, на 1/10 от высоты строки) мы должны поднять и второй конец “качалоч- ки”, то есть ровно на таком же расстоянии закончить её написание.

Затем предлагается ребятам написать под диктовку педагога прямую наклонную линию вместе с “качалочкой” несколько раз, потом дети продолжают данную работу самостоятельно. Можно предложить им написание под диктовку более сильного ученика, а потом и других учащихся.

“качалочка”

Четвертая часть алгоритма — завершение написания крючка — письмо крючковой линии до середины строки. После написания “качалочки” ручка должна двигаться вправо вверх до середины рабочей строки, деля при этом угол, образованный наклонной линией и нижней линеечкой рабочей строки, примерно пополам.

Важно объяснить ребятам, что после “качалочки” (которая завершается сразу, как только ручку оторвали от нижней линеечки) нужно выписать прямую линию до середины строки. Эта линия пишется без отрыва ручки от листа бумаги.

Нужно сказать ученикам о том, что линия, которая прописывается после “качалочки”, тоже является прямой, но пишется с другим наклоном, чем у первой. Для этого достаточно продемонстрировать на доске следующее.

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите, какие здесь ошибки?

ДЕТИ. Здесь не прямые крючковые линии.

УЧИТЕЛЬ. Правильно. Посмотрите, я попытаюсь с помощью этих линий построить “<железную дорогу”, подвожу к ним как бы второй “рельс”. Как вы думаете, получилась у меня “железная дорога”?

ДЕТИ. Нет! Не получилась!

УЧИТЕЛЬ. Почему?

ДЕТИ. Один рельс кривой!

УЧИТЕЛЬ. Верно! Постарайтесь, чтобы у вас в тетрадях не получались кривые “рельсы”. Ещё раз внимательно послушайте и посмотрите, как правильно выполнить все элементы вместе.

Преподаватель диктует, одновременно выполняя графические действия на доске. При этом все элементы он прописывает крупно, обобщает характеристику написания крючка. В крючке две линии: одну мы называем прямой наклонной — первые “воротца”, вторая — крючковая наклонная — третьи “воротца”, между ними поворот на месте (“качалочка”) — вторые “воротца”.

Словесно эта часть алгоритма звучит так: “Поставьте ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опуститесь по наклонной линии вниз, выполните поворот на месте (“качалочку”), не отрывая ручки, поднимитесь по крючковой линии до середины рабочей строки...”

Педагог диктует эту часть алгоритма и просит учеников выразить графически то, что он говорит словами, и в таком количестве, сколько раз это будет повторено в его речи. Дальше идёт самостоятельное прописывание изученных элементов с их проговариванием детьми. Это помогает им получить представление о последовательности выполнения всех операций графического действия.

Для выработки скорописи очень важно научить школьников пользоваться правильными рациональными способами безотрывного письма. Необходимо вооружить учащихся правильными приёмами соединений элементов букв, позже это будет иметь значение и для овладения умением соединять буквы в словах.

Далее хотелось бы остановиться на очень важном, по нашему мнению, для учителя моменте. Принцип безотрывного письма и само безотрывное письмо — это разные вещи, которые ни в коем случае нельзя путать. И вот почему. У детей очень слабо развита моторика кисти руки, и рука очень быстро устает при письме (ученику необходимо подумать, как правильно выполнить следующий элемент и какой именно). Более того, безотрывное письмо, как доказали медики, ведёт к перенапряжению сил ребёнка. Однако педагогу нужно помнить, что в дальнейшем, при работе над скорописью, ученик должен правильно соединять буквы, не приписывая одну к другой, а плавно переходя от одной к другой. Учителю следует эту работу держать под контролем. К концу первого класса учащийся должен писать в связке 1—2 буквы, к концу второго — 2 буквы, к концу третьего — 3 буквы, к концу четвёртого — 4 буквы. Преподаватель должен показывать и объяснять детям, когда и как нужно отдыхать в процессе письма. В данном случае необходимым условием является то, что после отдыха движение должно продолжаться из той же точки, где произошла остановка при письме.

Принципу безотрывного соединения букв служит пятая часть алгоритма — обучение общему приёму графических соединений на основе безотрывного письма двух крючков, т. е. письмо “секрета”.

Непроработанность этого момента формирования правильного графического навыка часто является причиной неосознанного отношения к процессу письма, отсутствия его каллиграфичности.

Для концентрации внимания учеников, снижения психологической нагрузки, повышения их интереса к данной трудоёмкой работе важно строить обучение на увлекательной игровой основе с элементами фантазии и сказки.

УЧИТЕЛЬ. Ребята! Теперь нам нужно понять, что делать после того, как мы закончили первый крючок на середине строки. Как перейти к написанию второго крючка? Ведь буква и состоит из двух крючков. Об этом мы узнаем, продолжая наше путешествие по стране Букволандии. Сейчас я вам расскажу о большой тайне, которую я узнала однажды, когда мы с ребятами путешествовали по Букволандии. И тот, кто внимательно будет слушать, узнает эту очень важную тайну письма.

УЧИТЕЛЬ (очень загадочно). Однажды поздно вечером кто-то тихо постучал ко мне в окошко. Посмотрела — никого! Вдруг опять раздался стук! Я спросила, кто там, и услышала тоненький голосок:

“Это я, Секретик! Я очень хочу подружиться с вашими детьми и помочь им научиться быстро и красиво писать. Но передайте им, пожалуйста, что это получится только у того, кто подружится со мной и поймёт, кто я такой! Скажите им, пожалуйста, что сегодня я помогу им только понять, что делать после того, как мы закончили писать первый крючок, но я им буду встречаться и дальше”.

Педагог показывает на доске элемент.

Далее учитель спрашивает: “Ребята, а у вас никаких вопросов не возникло к Секретику?” Если дети отвечают, что вопросов нет, то педагог говорит: “А у меня возник вопрос. Почему же он так называется — Секретик?” Но были случаи в нашей практике, когда дети сами догадывались задать этот вопрос.

УЧИТЕЛЬ. И в самом деле, почему же он так называется?

И тогда Секретик говорит: “Я вам это немного позже скажу, а сейчас давайте научимся меня изображать на бумаге (в тетради, прописи). Это не так-то просто, потому что меня надо писать сразу после крючка, не отрывая руки и по направлению к верхней линеечке рабочей строки, но не куда попало, а в определённую точку этой линии. Если вы попадете в эту точку, то я, Секретик, буду располагаться строго параллельно уже написанной прямой наклонной линии (или первой, левой наклонной линии)”.

Преподаватель на доске показывает, как мог бы быть написан этот элемент неправильно, и анализирует с детьми эти ошибки:

УЧИТЕЛЬ. А теперь, друзья, давайте поупражняемся в написании “секретика”. Обратите внимание на точки (или пунктирные чёрточки), которые поставлены у вас в прописи на верхней линеечке. Как вы думаете, зачем они поставлены?

ДЕТИ. Наверное, чтобы “секретик” получился. Чтобы глазки не убежали. Чтобы помочь нам правильно научиться писать.

УЧИТЕЛЬ. Совершенно верно. Это мне Секретик подсказал: “Помогите детям написать меня параллельно уже написанной линии, без точек им сначала трудно будет это сделать”. Будем писать “секретик” вместе с теми элементами, которые мы уже умеем писать.

Учитель, а за ним и сами дети снова проговаривают письмо предыдущих элементов, но теперь расширяя словесное описание словами “пишу секрет”.

Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии, выполняю “качалочку” (поворот на месте), поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу “секрет”...

Затем педагог может трижды диктовать вместе с детьми данный алгоритм, при этом ребята пишут в тетрадях.

Написание “секретика” кончается точно на верхней линии в определённой её точке. Это важно для учащихся, потому что приучает удерживать при письме нужную высоту букв и параллельность их элементов. Если ученик приписывает один крючок к другому с отрывом, то, как правило, параллельность он не выдерживает, так как не может рассчитать нужное расстояние при переносе ручки в пространстве.

При написании “секретика” учитель продолжает обучать детей включать в работу боковое зрение, то есть акцентировать внимание на уже написанной прямой наклонной слева и стараться не отдаляться от неё.

Переходим к шестой части алгоритма: учим “прятать “секрет”, т. е., не отрывая руки, опускаться вниз по “секрету”. Вот как это может происходить.

УЧИТЕЛЬ. А теперь нам “секретик” обещал сказать, почему же он так называется. Вот его ответ: “Так я называюсь потому, что вы меня сейчас спрячете. Секрет ведь это то, что скрыто, спрятано”.

Педагог показывает ребятам на доске, как нужно “прятать “секретик”.

Можно показать только на самом “секретике”, не воспроизводя написание предшествующих элементов (1), а можно воспроизвести все элементы (2), чтобы ещё раз обратить внимание учеников на непрерывность письма.

УЧИТЕЛЬ. Дорогие ребята, вот это умение аккуратно “спрятать “секрет”, то есть точно по нему провести линию вниз. Это наши новые “воротца”, наша новая трудность на пути к правильному, красивому письму, в сказочную страну Букволандию. Давайте поупражняемся в преодолении этой трудности.

Поставьте ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опуститесь по наклонной линии, выполните “качалочку” (поворот на месте), поднимитесь по крючковой линии до середины строки, напишите “секрет”, по “секрету” — прямая наклонная до нижней линеечки рабочей строки.

Итак, мы получили с вами два “рельса”.

Как вы думаете, можно по таким “рельсам” отправиться в поездку?

ДЕТИ. Да! Можно!

УЧИТЕЛЬ. Почему?

ДЕТИ. Они ровные, параллельные.

УЧИТЕЛЬ. Верно. А теперь посмотрите, что у нас получилось?

Педагог обращает внимание учащихся на просвет между двумя элементами буквы и нижней линейкой (обводит цветным мелком).

УЧИТЕЛЬ. На что похоже это небольшое пространство?

ДЕТИ. На домик. На шалашик.

УЧИТЕЛЬ. В нём живёт сказочный гномик, который всегда прячется от дождика в свой домик. Поэтому важно, чтобы при письме мы не разрушали с вами жилища гномиков. Давайте потренируемся опускаться по “секрету” и строить шалашик так, чтобы он начинался от середины рабочей строки.

Заметим, что формирование графического навыка зависит и от того, насколько внимателен бывает сам преподаватель к мелким элементам письма (к таким относятся в том числе и “просветы” в нижних или верхних частях букв: п, т, р, к, а, д, ф, я. Поэтому уже на данном этапе внимание ребёнка акцентируется на просвете в нижней части при соединении двух крючков между собой.

ДЕТИ. Давайте!

УЧИТЕЛЬ. Не забудьте при письме правильно сидеть за партой и держать ручку, тетрадь. И ещё нужно учесть одно не менее важное условие. Друзья, как вы думаете, какое?

ДЕТИ. При письме по “секрету” и после нужно смотреть на предыдущую наклонную линию.

Напомним, что ученики обязательно на каждом этапе учатся проговаривать алгоритм: первоначально хором, а затем стремятся делать это самостоятельно. Такое проговари- вание позволяет им не только развивать речь, но и контролировать свои действия при письме, что способствует развитию осознанного отношения к их дальнейшим, более сложным графическим действиям на уроках письма.

УЧИТЕЛЬ. Итак, ребята, вы прошли шесть “воротец”. Осталось пройти седьмые “воротца”, и мы окажемся в центре волшебной страны Букволандии. Нас встретит самая важная буква, давайте её назовем “королева”. Но может быть, кому-то хочется назвать её по-другому — “волшебная буква”? Как вы думаете, друзья, что же необходимо предпринять, чтобы достроить линию, параллельную крючковой, не отрывая ручку от листа бумаги?

ДЕТИ. Надо сделать, как в первом крючке! Пишем “качалочку”! А потом глаза переводим на уже написанную линию! Строим “рельсы”!

УЧИТЕЛЬ. Молодцы. Вы верно всё говорите. Кто-нибудь из вас сможет более точно проговорить то, что нам необходимо на седьмом этапе выполнить письменно?

УЧЕНИК. Да! Я могу! Надо выполнить поворот на месте, написать “качалочку” и подняться по крючковой линии до середины строки.

УЧИТЕЛЬ. О какой маленькой детали, почти совсем незаметной, мы должны помнить?

УЧЕНИК. Когда будем опускаться по “секрету”, нужно начать выполнять “качалочку” почти на строке!

УЧИТЕЛЬ. Да! Совсем чуть-чуть не довести вторую наклонную до линейки и начать поворот.

Хорошо! Посмотрите, как я это выполню, и постарайтесь вместе со мной хором проговорить написание.

УЧИТЕЛЬ и ДЕТИ. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючковой линии до середины строки, пишем “секрет”, по “секрету” — наклонная линия вниз, поворот на месте, крючковая линия до середины.

Подчеркнём, что при обучении письму педагог должен стремиться к осознанному формированию навыка письма у учащихся. Большую роль в этом играет повторяемость различных упражнений. Однако наблюдения за формированием почерка младших школьников показывают, что эти упражнения не должны быть лишь механическим повторением необходимых движений и их последовательности.

Совершенно справедливо указывают в своих исследованиях Л. Я. Желтовская и Е. Н. Соколова, что “...если упражнение превращается просто в повторное исполнение, без анализа исполненного, без сравнения с образцом, без исправления ошибок, то оно становится механическим и малоэффективным. Поэтому упражнения должны быть сознательными, посильными и эффективными. Чтобы упражнения обладали всеми этими качествами, в чистописании используются разные приёмы обучения”1.

УЧИТЕЛЬ. Итак, ребята, вы уже знаете, какая буква получилась после написания двух крючков.

ДЕТИ. Буква и.

Если некоторые дети ещё не смогут назвать эту букву, то преподаватель просит назвать её тех учеников, которые это поняли, или сам произносит, какая буква получилась.

УЧИТЕЛЬ. Ребята! В Букволандии это самая важная, самая главная буква, буква и.

Далее педагог переходит к подтверждению того, что буква и действительно занимает особое положение в русском алфавите, т. е. раскрывает функциональную роль алгоритма письма, его связь с написанием других букв алфавита.

В практической работе с учениками это можно сделать разными способами. Например, учитель может применить такой приём. Написав на доске более двадцати раз абсолютно одинаковых букв и, он обращается к ребятам.

УЧИТЕЛЬ. Мы с вами говорили, что буква и — волшебная, что задумает, то и сделает. Посмотрите, как по мановению моего мелка она будет превращаться в другие буквы.

Педагог производит такие превращения или может прибегнуть к игровому приёму. Не глядя на доску, он открывает её, и перед детьми предстают 20 абсолютно одинаковых букв и, заранее написанных на доске.

УЧИТЕЛЬ. Мы назвали нашу букву и королевой. Посмотрите, какие разные придворные у королевы. Первая — короткая, вторая — длинная, а третья чуть ли не в два раза шире, но все они в чем-то схожи с королевой. У каждой из них есть своё имя. Это буквы а, д, ш и другие. А почему на ваших лицах я вижу такое удивление?

ДЕТИ. Так ведь там же всего одна буква и! Да! Да! Там только королева! Вы оглянитесь, посмотрите!

УЧИТЕЛЬ. Как?! Опять кто-то пытается нам помешать! Я думала, что написаны разные буквы, а оказалась одна. Не переживайте, дети, сейчас я возьму в руки волшебный розовый мелок, прикоснусь к каждой букве и, нашей королеве, и из неё образуются другие, новые буквы.

Преподаватель в одном случае добавляет элементы, в другом — убирает их и получает 20 новых букв, которые включают в себя элементы буквы и.

УЧИТЕЛЬ. Кто из вас знает название этих букв?

Педагог выслушивает учеников, хвалит тех, кто знает названия получившихся букв, успокаивает тех, кто не знает.

УЧИТЕЛЬ. Итак, если вы научитесь правильно писать букву и, нашу королеву, вам легче будет научиться писать чуть ли не половину алфавита. Вы видите сами, как много букв может получиться на её основе.

Послушайте, я повторю, из каких элементов состоит буква и. Буква и состоит из двух прямых наклонных линий, которые параллельны друг другу, двух крючковых наклонных, которые тоже параллельны друг другу, двух соединений — “качалочек”, они соединяют прямые наклонные с крючковыми наклонными, и особого элемента — “секрета”, который соединяет два крючка.

Педагог все ещё раз показывает на доске. Затем просит учеников по очереди подойти к доске и рассказать, из каких элементов состоит буква и. Учащихся послабее можно вызвать для показа того или иного элемента. Важно, чтобы школьники сами называли тот элемент, который показывают.

Далее преподаватель, прежде чем переходить к написанию детьми новых букв, тренирует их в нахождении мест соединений букв в словах и элементов в буквах.

УЧИТЕЛЬ. А теперь, прежде чем писать новые буквы, давайте получше разберёмся, как же соединяются элементы букв и как сами буквы соединяются в слова.

Затем происходит объяснение того, что элементы и буквы могут соединяться в верхней трети строчки, что просветы между элементами образуются не только в нижней части строки, но и в верхней. Вместе с ребятами придумывается название этим просветам (останавливаемся на слове “гнёздышко”). Вот буквы, в которых есть “гнёздышки”.

Потом педагог предлагает учащимся потренироваться в нахождении мест соединений элементов букв и букв в словах.

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите на доску. Ребята, перед вами — слова. Постарайтесь с помощью определённых знаков отметить места соединений элементов в буквах и букв в словах.

Предварительно преподаватель показывает ученикам знак (—), который указывает середину рабочей строчки в местах соединения элементов в букве или букв между собой, знак (•), который указывает на место “шалашика” в букве или в соединениях букв между собой, знак (х), которым отмечается третья часть сверху или снизу высоты рабочей строки в соединениях элементов в букве, знак (v), которым отмечаются просветы в верхних частях букв — “гнёздышки”.

Ребята поочередно выходят, а иногда и выбегают к доске (эта работа им очень нравится) и безошибочно, не зная букв, находят места, где нужно поставить тот или иной знак. В первом случае, в словах погода и солнце, учащиеся находят места для двух знаков, соответственно обозначающих середину соединений элементов в буквах или букв между собой и просветы в нижних частях букв (“шалашики”). Далее работа продолжается с другими знаками в этих же словах или в других.

На этом ознакомление с алгоритмом письма в соответствии с выше обозначенной логикой изложения заканчивается. Но это не значит, что в дальнейшем педагог не обращается вновь и вновь к тем важным моментам, которые обсуждались при ознакомлении с ним. Произошло лишь первичное знакомство. В будущем знания, полученные при первичном ознакомлении с алгоритмом, вплетаются в новые, связанные с написанием других букв, при этом совершенствуясь и уточняясь. Л. В. Занков пишет о том, что усвоение знаний имеет процессуальный характер, полученные на определённом этапе знания не носят завершенного характера, новые знания не “пристраиваются” к ним, а взаимодействуют с ними, включают их в новую систему. Так происходит и с овладением графическим навыком. Следующее после ознакомления с алгоритмом овладение им происходит при обучении написанию букв на протяжении всего букварного периода.

В то же время хотелось бы подчеркнуть, что, хотя ознакомление с алгоритмом носит первичный характер, это не значит, что на этом этапе не нужно предъявлять чётких требований к учащимся. Очень важно учить детей уже в этот ранний период обучения преодолевать трудности, а не избегать их, тем самым воспитывая и развивая их. Если ребёнку в учении всё даётся легко, у него постепенно развивается леность мышления, которая его развращает, при этом формируя у него легкомысленное отношение и к другим сторонам жизни. Особенно это характерно для способных ребят, ведь нередко они работают без напряжения умственных сил, по существу бездельничают. Не допустить этого безделья — тоже своеобразная воспитательная задача.

В то же время нужно отметить, как важно для ребёнка в процессе преодоления трудностей испытывать радость побед. Положительные эмоции очень важны для начинающего школьника. Нередко приходилось наблюдать у учащихся эмоциональный подъём: горящие глаза, возникшее желание преодолевать новые трудности в результате достигнутого успеха. Успех порождает успех! А также необходимо сказать о таком нужном понятии, как “авансированный успех”. Несомненно, навык письма является одним из наиболее сложно формирующихся навыков, поэтому, чтобы неудачи, которые особенно ярко бывают видны и самому ученику, на первоначальном этапе не ранили его, не отбили стремление к упорству в достижении поставленной цели, учителю следует чаще поощрять успешность в чём-либо, высказывать свою уверенность в том, что у него со временем всё обязательно получится.

Дальнейшая работа по формированию графического навыка продолжается на следующем этапе — на этапе букварного периода. Определённому математическому анализу буквы и в это время уделяется значительное место на уроках. При ознакомлении с каждой новой буквой проводится её подробный анализ, дети находят уже известные элементы, разбирают все приёмы соединений с последующими буквами, дают их словесное описание. По образцу написанной в прописи буквы они сами объясняют преподавателю её написание. К концу первой недели обучения в школе ученики по словесному описанию могут назвать букву, а при показе изученной буквы могут сказать последовательность её написания словами. На практике приходилось не раз наблюдать, как, слушая свою речь, учащиеся и сами не верили, что могут произносить такой длинный монолог. (На уроке письма звучит монолог, и произносит его ребенок, который не всегда ещё на других уроках может дать полный ответ на более простой вопрос учителя. Это ли не успех!)

Начиная с середины сентября школьники “отправляются в поиск” самостоятельно. Используя известный алгоритм письма, изложенный выше, они путём анализа, логических рассуждений и сравнений сами объясняют написание новой буквы, учатся соединять её с другими безотрывно, то есть графическая работа строится так, чтобы постоянно активизировать мыслительную деятельность учеников.

Рассмотрим процесс написания буквы Зрительно буква а раскладывается на два элемента: овал и палочку с закруглением внизу (крючок) Однако, как показывает практика преподавания, эта буква при письме очень часто деформируется за счёт того, что учащиеся после написания овала стремятся, опускаясь по палочке с закруглением, внизу оставить просвет, который виден на образце. В результате же они допускают типичные ошибки: 1) стремясь сделать заметным просвет, нарушают параллельность палочки с закруглением с линиями овала; 2) сохраняя эту параллельность, не оставляют просвета.

Для того чтобы избежать этих ошибок, в нашей методике мы предлагаем следующее решение: оставить написание элемента, приближённого к овалу, только в семи строчных буквах: В остальных же буквах, в элементах, схожих с овалом выполнить следующие графические изменения:

Поясняем: в нижней части строки закругление в буквах необходимо выполнять на основе написания крючка, которое изложено в алгоритме (четвёртые “воротца”). Тем самым мы имеем возможность при прописывании следующего элемента с закруглением (крючка) сохранять параллельность линий и оставлять нужный просвет.

Вот как выглядит процесс написания буквы а: “Ставлю ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, ухожу влево вверх, задерживаюсь на строке (пишу “крышечку”), по наклонной опускаюсь вниз, выполняю “качалочку”, поднимаюсь по крючковой до середины, две части соединяю “секретом”, по “секрету” — прямая наклонная линия вниз, “качалочка”, крючок до середины”.

Еще раз напоминаем, что нижнее закругление в буквах на основе написания крючка в соответствии с алгоритмом (четвёртые “воротца”) использовалось и в остальных строчных буквах алфавита, то есть сформулированный алгоритм письма действительно применим на всем протяжении обучения письму. Это наглядно показано на буквах в следующих словах:

На образце мы видим: во-первых, параллельность прямых и крючковых наклонных; во-вторых, точные соединения, в основном на середине строки (это даёт ширину буквы, равную половине её высоты); в-третьих, написание крючков (например, буквы к, а, р, т и т. д.), что строго соответствует алгоритму письма.

Некоторые графические изменения введены и при написании букв.

Так, буквы удлиняются на 2/3 в верхней дополнительной строке (вместо 1/2 строки), а буквы удлиняются на 2/3 в нижней дополнительной строке (вместо 1/2 строки). Буквы удлиняются на 1/3 в нижней дополнительной строке (вместо написания петли чуть ниже рабочей строки). Эти графические изменения продиктованы нашими многолетними наблюдениями за письмом учащихся 5— 8 классов. В процессе наблюдений постоянно отмечалось сильное укорачивание надстрочных и подстрочных элементов букв, что приводило к явной неудобочитаемости написанного.

Нужно сказать, что благодаря некоторому упрощению элементов букв мы получили меньшее их разнообразие. Это, в свою очередь, позволило нам добиться значительного сходства в написании многих букв.

Элементы, которые встречаются в двух и более буквах, начиная с наиболее часто используемых, можно расположить так:

— “качалочка” (а, г, д, е, ё, ж, и, к, л, м, н, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ, ы, я, А, Е, Ё, Ж, И, К, Л, М, Н, П, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Я — всего 44 буквы);

— “секрет” (а, б, д, ж, и, л, м, н, у, ф, ц, ш, щ, ы, я, А, Ж, И, Л, М, У, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Я — всего 27 букв);

— “крышечка” сверху (задерживаемся на строке) (а, б, д, ж, о, с, ф, х, ю, я, Ж, О, С, Ф, Ю, Я — всего 16 букв);

— “клюшка” (ж, х, э, Б, В, Г, Ж, З, П, Р, Т, У, Ф, Х, Э — всего 15 букв);

— “петелька” (д, з, у, ц, щ, А, Б, В, Д, К, Н, Ю — всего 12 букв);

— плавный крючок — крючок с поворотом ручки (Ж, И, У, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э — всего 9 букв);

— “крышечка” снизу (задерживаемся на строке) (б, в, о, ю, ъ, ы, ь, О, Ю — всего 9 букв);

— “кладём “качалочку” (л, м, я, А, Л, М, Я — всего 7 букв);

— “бугорок” (г, п, т, р, к — всего 5 букв)

— острый крючок — крючок без поворота ручки (ц, щ, К, Н, Ю — всего 5 букв);

— острый уголок (з, В, Е, Е, З — всего 5 букв);

— “узелок” (н, ъ, ы, ь, ю — всего 5 букв);

— перевёрнутая “клюшка” (Б, Г, П, Т, Р — всего 5 букв);

— длинная наклонная (д, р, у — всего 3 буквы);

— дужка (ч, ъ — всего 2 буквы).

Наряду с написанием букв дети обучаются и правильному их соединению между собой, так как от этого умения напрямую зависит дальнейшее приобретение ими навыка каллиграфического письма. Все соединения букв можно разбить примерно на 10 групп:

— ...пишем “секрет”... (и, к, н, п, р, т, у, ц, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, ю — 15 букв);

— ...“узелок”, уходим вправо вверх, на 1/3 пишем “секрет”... (и, к, н, о, п, р, т, у, ц, ч, ш, щ, ю — 13 букв);

— ...крючок до середины, “ломаем “секрет”... (можно сказать выписываем “крышечку”) (а, б, д, з, о, с, ф — 7 букв);

— ...“узелок”, уходим вправо вверх, с 1/3 “ломаем “секрет”... (можно сказать, выписываем “крышечку”) (а, б, д, з, о, с, ф — 7 букв);

— ...“качалочка”, “бугорком” уходим до верхней линеечки... (г, ж, х, э — 4 буквы);

— ...“узелок”, “бугорком” уходим вправо вверх... (г, ж, х, э — 4 буквы);

— ...крючок до середины, наклонная линия вниз, “качалочка”... (а, д, ф — 3 буквы);

— ...крючок до 1/3, кладём “качалочку” (нижнее двойное соединение)... (л, м, я — 3 буквы)

— ...крючок до середины, наклонная вниз, задерживаемся на строке... (б, о — 2 буквы);

— ...“качалочка”, крючок до 1/3 сверху... (е, ё — 2 буквы).

Соединения с буквами а, б, д, о, ф разбираются в двух вариантах: верхнее и нижнее. Несомненно, в русском письме большее предпочтение отдаётся нижнему соединению. Однако при первоначальном обучении для успешного усвоения всей системы письма лучше использовать такое соединение, когда обучающемуся при слитном написании букв необходимо меньше прописывать по уже выполненным элементам. Это позволяет ученику лучше усваивать пропорции между элементами, а в дальнейшем быстрее перейти на более оптимальные и удобные в каждом конкретном случае соединения. При переходе на скорописное письмо школьники смогут при соединении букв использовать не только 10 соединительных элементов, описанных выше, но и употреблять приём приписывания буквы, так как у них уже будут хорошо развиты пространственные ориентиры.

Что касается обычно выделяемых 8 элементов букв то с точки зрения разработанного нами алгоритма эти элементы могут быть разложены на более мелкие, например:

Рассмотрим такой элемент, как наклонная линия с петлей (элемент буквы у). Этот элемент нельзя показывать в отрыве от целостного написания буквы, так как ширина петли должна быть на 1/3 уже верхней части буквы, находящейся в рабочей строке. Следовательно, при отдельном первоначальном выписывании элемента обязательно будут допущены графические недочёты, так как нет нужных ориентиров.

Помимо отработки написания той или иной буквы во всех её отдельных деталях, очень важно научить учащихся видеть форму буквы и буквосочетания в их целостном виде. Обучающемуся необходимо уметь отличать правильно написанную букву от неправильно написанной, указывать графические ошибки и пути их устранения. Предусматривается пропедевтическая работа по развитию графической зоркости со словами, написанными в межстрочном пространстве. Ученики не записывают такие слова, а лишь выполняют в них графическую работу, т. е. отмечают специальными значками места соединений элементов букв или букв между собой, а также акцентируют внимание на просветах в верхней и нижней частях букв и их соединений, тоже отмечая их особыми значками.

Работа по анализу буквы проводится как можно раньше, так как это развивает у учащихся графическую зоркость и предупреждает возможность не только появления, но и закрепления графических ошибок.

Важно помнить, что формирование графического навыка — длительный процесс, который продолжается ежедневно на протяжении первых трёх лет обучения. Не столь интенсивно, но этот процесс продолжается и в последующие 2 года обучения. Следует отметить, что и в этот период не ослабевает важность соблюдения педагогом обозначенных выше стержневых линий нашей методики.

Как же можно продолжить работу по формированию графического навыка и отработке каллиграфического письма в послебукварный период?

Для этого нужны дополнительные упражнения, использование которых начинается уже в букварном периоде и может продолжаться на всем протяжении обучения в начальной школе.

1. Диктовка алгоритмов написания элементов букв и их соединений

Это упражнение проводится довольно рано. Оно вырабатывает у учащихся внимание, развивает их логическое мышление, воспитывает у них терпение и трудолюбие, учит детей слышать учителя с одного раза и воспроизводить его речь на бумаге. Благодаря этому упражнению сразу выявляется, кому из учеников и в написании какой буквы будет необходима индивидуальная помощь, кто плохо работает самостоятельно. Диктант может состоять из элементов букв, отдельных букв, слогов, слов из 3—4 букв.

УЧИТЕЛЬ. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии вниз, поднимаемся по наклонной, не доходя 1 /3, “бугорком” уходим вверх в сторону, разворачиваем ручку, опускаемся вниз, “качалочка”, крючок до середины, “ломаем “секрет”. По “секрету” — вниз, “качалочка”, крючок до середины, две части соединяем “секретом”, по “секрету” — вниз, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”. По “секрету” — длинная наклонная линия вниз, открываем ручку, с 1/3 — “бугорок”, наклонная вниз, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”. По “секрету” — наклонная вниз, возвращаемся до середины, “бугорок”, отрываем ручку, ставим на середину, выписываем “стульчик”, “качалочка”, крючок до середины.

У нас получилось слово (парк).

2. Выявление ошибок в графическом написании букв и их соединений

Заранее на доске или на листе ватмана написано слово с графическими ошибками, учитель просит учеников найти неправильно написанные элементы и доказать, почему они выполнены неверно. Непременное условие: ошибки нужно искать в последовательности написания букв слова, не перескакивая с буквы на букву.

УЧИТЕЛЬ. Ребятки! В Букволандии случилось несчастье! Глубокой ночью какой-то неизвестный проник в королевство и натворил много бед. Перепутал элементы букв, нарушил написание самих букв. Надо обязательно помочь королеве, которую тоже постиг недуг...

3. Графическое обозначение на образце элементов букв, соединений, просветов и т. д.

УЧИТЕЛЬ. В ваших тетрадях записано слово. Вы должны в этом слове отметить все места соединений букв и элементов в буквах. Соединения в середине строки отметьте чёрточкой, а соединения на 1 /3 части строки — крестиком.

Данная работа выполняется самостоятельно. Она вырабатывает у школьников внимание, навык каллиграфического письма. Упражнения 2, 3 и 4 можно использовать для соревнования детей друг с другом.

4. “Угадай букву”

Это упражнение помогает учащимся графически точнее изображать буквы, так как определённое направление их написания уже задано учителем. Такая работа не только предупреждает графические ошибки, но и учит ребят самостоятельно анализировать буквы, вырабатывает у них графическую зоркость, пробуждает интерес к данной деятельности, делая технологический процесс более увлекательным.

5. Работа по образцам

Преподаватель каллиграфическим почерком записывает, например, образец пословицы. Ученик должен написать пословицу по этому образцу, соблюдая высоту букв, ширину слов, интервалы между словами.

6. “Поле чудес”

На доске заранее заготовлено слово. Каждая его буква закрыта карточкой. Детям предлагается игра “Поле чудес”.

По мере того как учитель проговорит алгоритм написания буквы по элементам, а дети угадают её, буква открывается (последовательность проговаривания письма букв устанавливает педагог). Аналогично можно загадывать кроссворды. Конечно, преподаватель стремится в предлагаемом слове установить такую последовательность открывания букв, при которой бы ребята не сразу угадали это слово.

На одном из уроков письма в октябре наблюдалась следующая картина: в ходе урока учитель предлагал первоклассникам найти и отметить графические ошибки в слове.

Все ошибки, отмеченные на строке, учащиеся указали, но один из них продолжал держать руку.

УЧЕНИК. Я ещё нашёл ошибку! У буквы п!

УЧИТЕЛЬ. Какую?

УЧЕНИК. Бугорок выполнен не с 1/3 сверху рабочей строки, а с 1/4!

Понятие 1/4 не вводилось в лексикон детей. Это маленькое “открытие” ребёнок сделал на основе самостоятельного анализа.

На уроках письма школьники постоянно классифицируют, сопоставляют, группируют буквы по графическим признакам. В процессе этой деятельности у них формируется не только навык письма, но и развивается логическое мышление.

7. Работа с карточками

Формирование графического навыка и технической стороны чтения у учеников в нашей методике обучения письму тесно взаимосвязаны. Под технической стороной чтения мы понимаем чтение алгоритмов прописывания букв. На уроках письма читающие дети получают специальные пронумерованные карточки со словесными алгоритмами написания букв. По команде учителя карточка переворачивается, и каждый стремится как можно быстрее прочитать текст, понять его и, назвав номер карточки, произнести закодированную букву. Преподаватель по своей карточке контроля быстро отмечает точность ответа. Ниже приводятся образцы карточек с алгоритмами букв:

7

Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной вниз, “качалочка”, крючок до середины, “секрет”, по “секрету” — длинная наклонная линия вниз, “петелька”, перехлёст на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины.

8

Ставим ручку на 1 /3 сверху в рабочей строке, “бугорком” уходим вправо вверх, разворачиваем ручку, наклонная вниз, “качалочка”, крючок до середины.

Образец карточки контроля для педагога:

1

2

3

4

5

6

7

8


и

е

а

м

к

н

у

г

и т. д.

Можно предположить, что стремление ввести такое единообразие в написание отдельных элементов и букв может идти вразрез с формированием творческой личности учащегося. Но это не так. При такой подаче учебного материала, использовании разнообразных методов, педагогических приёмов ребёнок постепенно осознает необходимость отработки единообразных движений, без которых разборчивость его почерка и в целом аккуратное и красивое выполнение заданий в тетради невозможно, т. е. не может происходить формирование графического навыка. Исходя из этого, ученик овладевает графическим навыком не механически, а проявляя заинтересованность, настойчивость, активность. Решающее значение в процессе приобретения учащимся знаний, умений и навыков, как известно, имеет его общее развитие. Почерк можно считать результатом воспитательного воздействия школы на ребёнка.

Если учитель систематически воспитывает у ученика внимательное отношение к его почерку, помогает первокласснику в затруднительных ситуациях, требует от него определённых графических умений при выполнении всех видов письменных работ, то эти умения постепенно превращаются в графический навык. Воспитание в ребёнке внимательного отношения к его почерку закладывает также основу для формирования некоторых положительных качеств его характера. Неряшливый, мало разборчивый почерк в тетради, отданной учителю на проверку, — это и выражение определённого отношения к нему. Тетрадь, оформленная аккуратным, старательным почерком, всегда вызывает у педагога положительные эмоции. Проведённые среди преподавателей опросы показывают, что, как правило, при проверке тетрадей очень часто отбираются худшие из них и проверяются раньше или позже всех остальных, так как неряшливые тетради всегда порождают у учителя отрицательные эмоции. Нет сомнений, что ему приятно проверять аккуратные, красивые тетради ребят. Так и проходит через тетради молчаливый диалог с детьми, в котором одна из сторон очень хочет не огорчить другую.

Преподавателю нужно знать, что для периода ознакомления с новыми буквами важное значение имеет прописывание буквы в воздухе на “заданной строке” (линиями строки могут быть, например, верхний и нижний края доски), также учитель в процессе индивидуальной работы может водить по тетради рукой ученика, взятой в свою руку. Можно воспользоваться крупным написанием букв на листе бумаги (формат А4) с постепенным уменьшением формата листа, а соответственно и размера образца написания. Хорошо использовать приём письма на индивидуальной доске мокрой тряпочкой, намотанной на указательный палец пишущей руки ребёнка.

К перечисленным выше санитарно-гигиеническим нормам следует добавить также заботу педагога о сохранности зрения учащихся. Для этого в процессе работы детей в прописи педагогу необходимо переключать их внимание на более отдалённые предметы и развивать умение быстрой зрительной ориентации в пространстве. Например, предложить ученикам посмотреть на плывущие облака, быстро “провести” глазами по всем сторонам передней стенки классной комнаты (сначала с левого верхнего угла 3 раза по часовой стрелке, а затем 3 раза — в обратном направлении). Определив переднюю стену как прямоугольник, можно зрительно провести в нём как можно быстрее и больше диагоналей в разных направлениях.

Изложенная выше авторская технология “Письмо с открытыми правилами” и педагогические приёмы, используемые в ней, способствуют развитию памяти, внимания, логического мышления, письменной и устной речи учащихся, создают у них положительную мотивацию учения. Ребята, обучающиеся в экспериментальных классах, быстрее и качественнее усваивают геометрический материал (в том числе этому помогает развитие глазомера в период формирования графического навыка), испытывают меньшие трудности при переходе на широкую разлиновку тетрадей, лучше слышат и понимают педагога.

Процесс обучения письму из изнуряющего и утомительного превращается для детей в увлекательный и развивающий. Высокий уровень заинтересованности учащихся и продуманные до мельчайших тонкостей приёмы обучения позволяют на практике получать ранние успешные результаты каллиграфического письма.


1 Желтовская Л. Я., Соколова Е. Н. “Формирование графических навыков у младших школьников”. — М.: Просвещение.