А. С. Пушкин и его сказки

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

А. С. Пушкин и его сказки

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с русским поэтом А. С. Пушкиным и его творчеством;

• усовершенствуют навыки чтения на диапазоне всех изученных букв;

• проявят интерес к творчеству русских поэтов и писателей, стремление читать и слушать чтение взрослых;

• научатся бережному отношению к книгам;

• научатся заучивать отрывки из понравившихся произведений, записывать мини-отзывы в дневничок чтения.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицу: Книги не говорят, а правду сказывают. Объясните её смысл.

Какую пользу приносит чтение книг человеку? (Из книг можно узнать много интересного, они многому научат нас.)

У кого дома есть библиотечка? Мы с вами изучили все буквы, научились читать. Теперь мы будем знакомиться с произведениями различных авторов. Будем читать, наслаждаться, радоваться, смеяться, кого-то жалеть, за кого-то переживать и самое главное мы с вами узнаем много интересного и полезного.


2. Мотивация учебной деятельности

— Покажите любимые книги из своей личной библиотеки. Назовите автора и название произведения.


3. Работа по теме урока

— Сегодня мы познакомимся с великим поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Это его портрет.

Называется фамилия художника.

— Назовите имя, отчество и фамилию великого писателя и поэта. А. С. Пушкин родился в Москве. Он был сыном небогатого помещика. Пушкин горячо любил свою бабушку, Марью Алексеевну, которая заботилась о нём, заступалась за бойкого малыша перед родителями. Была у них в доме и няня — Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми, но особенно любила маленького Александра. Няня знала множество народных сказок, народных песен, рассказов и прекрасно умела рассказывать их. В одном из своих стихотворений он вспоминает о своей бабушке Марье Алексеевне, о тех старинных сказках, которые она перед сном рассказывала ему.

Когда в чепце, в старинном одеянье

Она, духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня

И шёпотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

(Бова-королевич — герой русской народной сказки)

— Саша очень любил сказки своей няни Арины Родионовны, Он слушал их и в детстве, и будучи взрослым, а потом восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Он брал своё гусиное перо и быстро записывал за няней её удивительные сказки. Позже сюжеты этих услышанных сказок он перерабатывал и писал, сочинял свои сказки, поэмы. Когда он мальчиком учился в Лицее, писал стихи, которые изумляли даже знаменитых поэтов. Однажды на экзамене Пушкин читал свои стихи перед известнейшим поэтом того времени Гаврилой Романовичем Державиным. Когда юный Александр закончил стихотворение, Державин в восторге, со слезами на глазах бросился целовать его, но Александр смущённый убежал. Позже Жуковский назвал Пушкина своим наследником в поэзии. Очень скоро Пушкин стал самым прославленным поэтом России. Александр Сергеевич для детей написал 5 сказок. Давайте вспомним его сказки.

Обратите внимание на большие, красочные книги, которые стоят на нашей выставке. Сегодня на уроке мы поработаем вот с этими сказками.

На доске остаются книги: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

— Откройте учебник на странице 92 и рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображён? (Пушкин.)

Посмотрите ещё один портрет А. С. Пушкина у дуба.

Как вы думаете, чем он занят? (Сочиняет стихи.)

Почему Пушкин сочиняет стихи, сидя у дерева? (Ему так удобнее, лучше думается.)

Что это за дерево? (Он сидит под тем дубом, где ходит кот учёный.)

Мы уже знакомились с четверостишием из произведения Пушкина «Руслан и Людмила». Прочитайте отрывок. Кто помнит его наизусть? Что вы чувствовали, когда слушали этот отрывок? (Будто мы попали в сказку. Было страшно. Но отрывок был, как песня. Очень складный, мелодичный...)

Как Пушкин восхищался сказками? («Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма».)

Сейчас вспомним сказки А. С. Пушкина. Посмотрим на страницу 93 «Сказка о мёртвой царевне...».

Найдите на иллюстрациях героев сказок Александра Сергеевича. (Старуха, золотая рыбка.)

Дети читают вопрос и отвечают на него.

— Эта сказка называется «Сказка о рыбаке и рыбке». Прочитайте этот отрывок.

Дети получают листы с распечатанной сказкой или используют детские книги.

— С какими просьбами обращался старик к золотой рыбке. Что вы можете сказать о старухе? (Она была очень жадная, сварливая, злая.)

Кем она захотела стать в конце сказки? (Она захотела стать владычицей морскою, чтобы рыбка была у неё на посылках.)

— Как вы понимаете, чтобы «рыбка была у неё на посылках»? (Чтобы рыбка ей служила и выполняла бы все её прихоти.)

Давайте послушаем, что ответила рыбка старику в третий раз. Откуда пошло выражение «оказаться у разбитого корыта»? Как называется эта сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Понравилось ли вам, как написана эта сказка? (Стихи читать легко и приятно. Рядом с книжкой поставим героев из этой сказки.)

Какой вывод каждый из вас сделал для себя? (Жадность, сварливость, злость — всегда наказываются.)

Скажите, из какой сказки А. С. Пушкина этот отрывок.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

………………………………………..

(«Сказка о царе Салтане...)

— Я перескажу вам сюжет до момента, когда слуги приплывают к царю Салтану и каждый раз сообщают о каком-либо чуде у князя Гвидона.

О каком чуде здесь говорится? Прочитайте отрывок. Посмотрите на четверостишие в книге и прочитайте слова, в которых есть буквы, обозначающие два звука. (Простые, золотые, ядра.)

Когда гласные звуки обозначают два звука? (Когда стоят в начале слова или после гласной буквы и мягкого знака.)

Теперь послушайте полное описание этого чуда.

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

………………………………………..

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут...

Послушайте, какое второе чудо видели корабельщики.

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

………………………………………..

Нынче ж еду!» — Тут он топнул,

Вышел вон и дверью хлопнул...

Царь Салтан отправляется на чудный остров и встречает своего сына князя Гвидона и жену. Что мы видим в сказке? (Добро побеждает зло.)

Послушайте начало ещё одной сказки.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Стала ждать его одна.

Учитель коротко рассказывает о том, что царица родила дочь и умерла. Царь женился на другой. Мачеха невзлюбила падчерицу и велела Чернавке отвести девушку в лес.

— Вспомните, какой волшебный предмет был у мачехи, с которым она всё время разговаривала? (Волшебное зеркальце.)

Прочитайте отрывок о зеркальце.

Молодая царевна попадает к семи богатырям и остаётся жить в тереме. Но мачеха задумала погубить молодую девушку.

Как королевич Елисей называл месяц? (Мой дружок. Позолоченный рожок.)

Как вы понимаете слово рожок? (Это такая изогнутая дудочка.)

Это слово многозначное. В древности у наших предков был такой музыкальный инструмент, похожий на дудку. Как ещё Елисей называет месяц? Почему? (Круглолицый. Месяц бывает совсем круглым.)

Как ещё Елисей называет месяц? (Светлоокий. Месяц жёлтого цвета. Он всем светит ночью.)

Как вы понимаете сочетание на стороже я стою? (Это значит на страже, в карауле месяц стоит всю ночь.)

Поэты часто меняют ударение в словах, чтобы сохранить рифму в стихах. Скажите, мы сейчас говорим так: «на стороже»? Измените это слово и прочитайте, что получилось. (В карауле я стою.)

Прочитайте отрывок ещё раз и ответьте на вопросы. Когда происходит действие в стихотворении? (Поздно ночью.)

Кто обращается к месяцу и почему? (Королевич Елисей, он ищет свою невесту.)

Как королевич обращается к месяцу? (Называет месяц своим другом.)

Как месяц отвечает королевичу? (Называет его «братец мой», сожалеет, что не может ему помочь.)

Как вы думаете, что обозначают слова девы красной? (В старину всё прекрасное называли красным. Здесь месяц говорит о царевне молодой.)

— В первых двух строчках найдите слова с ь. Каково назначение ь? (Показатель мягкости согласного [л].)

Я прочитаю вам отрывок, и вы узнаете, кто же помог королевичу найти свою невесту.

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер! Ты могуч...»

— Королевич Елисей отправился на поиски своей невесты. Как вы думаете, чем закончится сказка? (Он найдёт свою невесту.)

Прочитайте конец. Мы можем сказать, что и эта сказка закончилась хорошо?


4. Рефлексия учебной деятельности

— С творчеством какого поэта вы познакомились? Какие сказки написал великий поэт?






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.