Звук [щ]. Буква Щ, щ. Закрепление

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звук [щ]. Буква Щ, щ. Закрепление

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети закрепят знания о звуке [щ] как о шипящем глухом, мягком, непарном согласном звуке;

• научатся писать буквосочетания ща, щу;

• продолжат работу с лентой букв по классификации согласных букв, звуков.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицу: Чего себе не хочешь, того и другому не делай. Объясните её смысл.

Выделите шипящие согласные.


2. Мотивация учебной деятельности

Ученики читают рассказ В. Осеевой «Синие листья» на индивидуальных карточках.

— Какая девочка вам понравилась? Какая девочка не вызвала вашу симпатию? Почему?

Какие орфограммы вы заметили в тексте?

Запишите слова-отгадки в тетрадь.

Из чего варят самые первые весенние щи? (Из щавеля. Щавель.)

Какой самый зубастый детёныш у рыб? (Щурёнок.)

Куда Мальвина посадила Буратино? (В чулан.)

Кем хотелось стать Винни-Пуху, когда на него напал рой пчёл? (Тучкой.)

Какую орфограмму мы повторили? Вспомним правило о правописании шипящих согласных с гласными.


3. Работа по теме урока

— Прослушайте стихотворение с доски. Найдите в нём слова, в которых слышите буквосочетания на ранее выведенное правило. «Идёт бычок качается...» (Слова с буквосочетанием ча — качается, кончается, сейчас.)

Прочитайте или проговорите любую скороговорку про рыб (с. 62). Какую орфограмму мы повторили сейчас? (Щу и ща.)

Вспомните названия рыб, с которыми мы познакомились на прошлом уроке, и те, которые вы знаете ещё. Вспомните, чем можно ловить рыбу? (Сетями, неводом, удочкой, спиннингом, бреднем, руками.)

Кто ловил рыбу неводом? (Старик в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Поиграем в игру «Доскажи словечко».

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

— Боимся мы щекотки

Сапожной, строгой...

(Щётки)


У меня пропал носок,

Утащил его...

(Щенок)

Прочитайте стихотворение С. Михалкова на странице 65 о том, что случилось со щёткой и непослушными щенками. Что же случилось со щенками? Объясните значение словосочетаний щётка половая и щётка щёлк щенков сплеча. Прочитайте ещё раз выразительно и без ошибок только последние две строчки. С какой интонацией нужно читать эти строки? (При чтении первой строки нужно сделать ударение на слово щёлк: показать, что палка ударила разыгравшихся щенков. А последнюю строку читать с интонацией обиды и боли.)

На какое правило мы встретили с вами орфограммы? (С плеча, ворча — ча — пиши с буквой а.) Для чего предназначены щётки? Про каждую щётку читает один ребёнок. Последнюю строку все вместе.

Кроме назначений щётки, данных в стихотворении, добавьте свои примеры, где ещё может быть использована щётка. (Подметать пол, щётка на уборочной машине, щётка у пылесоса; щётка зубная...)

Назовите предметы, изображённые в учебнике на странице 65. Что среди них лишнее? (Пальто. В названии этого слова нет буквы щ.)

А если это не пальто, то как можно назвать одежду, в которой тоже есть буква щ? (Плащ.)

— Когда мы выполним задание, прочитайте фразу под рисунками и ответьте на вопрос.

А сейчас послушайте, я прочитаю вам басню Л.Н. Толстого «Два товарища». Кто набросился на друзей? Как вели себя товарищи в минуту опасности? Найдите в басне слова человека, который слез с дерева? С каким чувством он это говорил? Приятно ли было второму человеку слушать эти слова? Почему?

Прочитайте ещё раз этот текст и постарайтесь интонацией показать все чувства, которые испытывают герои. Что ответил на глупую шутку человек, чудом оставшийся в живых?

Дети читают басню по ролям. Учитель даёт последовательное объяснение, что это рассказ поучительный, с иронией. В нём высмеивается человек, предавший друга.

— Прочитайте на карточках стихотворение «Щенок» В. Разина.

Щенок

Он ласкается к прохожим:

Одиноким жить не может.

То присядет, то приляжет,

То хвостом своим помашет,

То припустится вприпрыжку

За девчонкой иль мальчишкой.

Смотрит грустно на людей:

«Ну, возьмите! Я — ничей!»

— Каким тебе представляется маленький щенок?

Какое чувство у тебя возникло при чтении последних строк стихотворения? (Было очень жалко щенка. Он бездомный и, наверное, голодный. Его очень жалко!)

Что делает щенок? Выберите слова, которые обозначают действия щенка. (Ласкается, приляжет, смотрит грустно...)

Опишите щенка знакомой вам породы.

Прочтите самостоятельно стихотворение Е. Благининой о двух неразлучных друзьях (с. 60).

Прочитайте рассказ «За птичкой» М. Пришвина.

За птичкой

Метель в поле страшная. Колкий снег бьёт и колет всё живое. Но в лесу снег рыхлый и от собаки даже проваливается.

Сквозь метель Жулька увидела летящую птичку и со всех ног бросилась за ней по снегу. Птичка плавно порхала, поднималась вверх и вертелась в волнах ветра. Она догнала, схватила, но это была не птичка, а старый сухой дубовый лист. Но ничего! Вот другой летит, и собака уже бежит за ним...


— Приходилось ли тебе видеть метель? Расскажи, какая она? Как веселилась Жулька в зимнем лесу? Почему она приняла сухой дубовый лист за птичку? Ответь словами текста. Подумайте, почему это был именно дубовый лист. Отличается ли Жулька от щенка из стихотворения В. Разина «Щенок»? Чем?

Прочитайте ещё одну историю про щенка. Что это за текст? Рассказ или стихотворение? Объясните почему?

Егор и Трезор

Вышел бы Егор во двор,

Только трусит:

У крыльца щенок Трезор,

Вдруг, укусит.

Хочет в дом войти Трезор,

Только видит:

У окна сидит Егор,

Вдруг, обидит.

(Р. Куликова)

— Про кого мы прочитали стихотворение? Почему Егор трусит выйти во двор? Почему Трезор боится войти в дом? Прочитайте ответ в стихотворении. Какой совет вы бы дали Егору? Какой совет вы бы дали Трезору? Если бы ты был поэтом, о чём написал бы в третьем четверостишии? Каким ты представляешь себе этого щенка? Опиши его.

Как бы тогда вы назвали это новое стихотворение: «Обидели», «Друзья», «Враги»?

Составьте предложения про наших щенков и запишите их.

Щенок Трезор боится Егора.

Слово боится записано на доске.

— Мальчик Егор боится Трезора.

Егор и Трезор — друзья!

Слово друзья записано на доске.

Собака Жулька ловит лист дуба.

Слово собака записано на доске.

— Какое правило мы с вами повторили?

Составьте из слогов и букв гол, ща, н, щу, ще, щи, ле, кле, ка, ро, ча, нок, чу, ее, ко слова и запишите их в тетрадь. Какие слова у вас получились? (Щука, клещи, щегол, роща, чаща, щека, щенок, лещи, качу, щи, вещи, кочан, чан.)

Подчеркните орфограмму с шипящими согласными. Придумайте концовку чистоговорки.

Ща-ща-ща — (Мы домой несём леща.)

Ащ-ащ-ащ — (Дождь идёт — наденем плащ.)

Ча-ча-ча — (Попробуйте нашего калача.)

Чу-чу-чу — (Эх, садитесь прокачу!)

Прочитайте смешную загадку-шутку Б. Заходера на странице 69.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Расскажите, почему буква щ на ленте букв стоит именно на этом месте? (Буква щ стоит во втором ряду, так как она обозначает глухой, всегда мягкий согласный звук [щ].)

Какие правила со звуком [щ] мы с вами повторили, закрепили? Какие произведения особенно вам понравились?






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.