Шипящие согласные звуки

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Шипящие согласные звуки

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА: проводить наблюдения над особенностью произношения шипящих звуков; учить различать шипящие звуки среди других звуков; развивать умение составлять текст по рисунку и составлять ответы на вопросы по содержанию рисунка; учить правильно произносить слова с шипящими звуками, различать твёрдые и мягкие шипящие звуки в слове; развивать навык правильного написания слов с изученными орфограммами; учить работать с текстом, правильно отвечать на вопросы.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; учащиеся научатся различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа, экран, электронное приложение к учебнику; карточки со строками стихотворения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания.

— Прочитайте слова с парными по глухости — звонкости согласным звуком на конце слова и проверочные слова. (Дождь — дожди, ястреб — ястребы.)


3. Актуализация знаний

На доске записаны предложения:

Шапкой Миши шишки сшибли.

В живом уголке жили ежи и ужи.

— Как называются эти предложения? (Скороговорки.)

Как читают скороговорки? (Скороговорку надо говорить быстро.) Давайте произнесём скороговорки сначала медленно, а затем в быстром темпе.

Трудно было произносить?

Кто догадался, какие звуки учат произносить эти скороговорки? (Шипящие звуки [ш], [ж].)


4. Целеполагание

— Прочитайте тему нашего урока. (Шипящие согласные звуки.)

Определите познавательную задачу урока. (Что такое шипящие согласные звуки?)

Сегодня на уроке вы будете учиться правильно произносить шипящие согласные звуки, учиться различать шипящие согласные звуки.


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа по учебнику (с. 104, упр. 1)

— Выразительно прочитайте предложения.

— Каким был дождик? Почему вы так считаете?

Найдите в тексте слова с шипящими звуками.

Запишите одну из частей предложения.

Весной дождик шальной, захочет — всё смочит.

— Подчеркните буквы, обозначающие глухие шипящие звуки. Работа по учебнику (с. 104, упр. 2)

— Назовите предметы.

Соотнесите звук, с которого начинается слово с картинкой.

Назовите, какие шипящие согласные звуки твёрдые, а какие мягкие. Прочитайте рубрику «Страничка для любознательных».

Почему некоторые звуки назвали шипящими?

Почему звук [ж] тоже относят к шипящим звукам?

2. Первичная проверка понимания

Работа в тетради (с. 53, упр. 59)

Один ученик выполняет работу у доски, остальные — в рабочих тетрадях.

Работа по учебнику (с. 105, упр. 3)

— Прочитайте скороговорки.

Какие звуки учат произносить эти скороговорки?

Спишите по выбору любую из этих скороговорок.

Постарайтесь быстро её проговорить.

Чтение рубрики «Сведения о языке» на странице 106.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа по учебнику (с. 106., упр. 5)

— Прочитайте пословицы.

Постарайтесь объяснить их значение.

О чём эти пословицы? (О работе.)

Словарная работа

— Что означает слово работа?

Работа — служба, занятие, труд на каком-либо предприятии, в каком либо учреждении.

— Запишите одну пословицу из учебника на выбор. Выделите орфограммы.

Прочитайте предложение на доске. Объясните, какие буквы пропущены.

Р...бята х...р...шо р…ботали в кла...е.

— Запишите в тетрадь предложения. Подчеркните буквы, которые вы вставили.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа в группах.

Задание: восстановить стихотворение. Придумайте название к стихотворению.

Условия. Дети делятся на группы по 4 человека. Каждой группе на карточках выдаются отдельные предложения из стихотворения. Учащиеся должны прочитать и расположить строки последовательно так, чтобы получилось стихотворение. Определить, какой шипящий звук повторяется чаще всего.



6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Чтение рубрики «Страничка для любознательных».

Дополнительная информация для учителя

Карандаш (притча)

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвёртое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещён в коробку с призванием в сердце.

— Спишите предложение, раскрывая скобки.

(У, у) (Т, т)ани в п(е, и)нале лежал каранда(ш, ж).


7. Самостоятельная работа

Работа в тетради (с. 53, упр. 60)

Способ проверки:

Вариант 1. ПК. Тема «Шипящие согласные звуки. Упражнение из рабочей тетради».

Вариант 2. Фронтальный опрос, взаимопроверка.


8. Домашнее задание

Выполнить задания по учебнику на с. 106, упр. 4.


9. Подведение итогов урока

— Расскажите, как различить среди согласных звуков шипящие.

Какими буквами обозначаются шипящие звуки на письме? Ответьте на вопрос 2 рубрики «Проверь себя» (с. 107).


10. Рефлексия

— Закончите предложения.

На уроке я узнал...

За урок я успел выполнить ...

Я выполнял задания...

Теперь я знаю, как различить...

На уроке я работал...

Я понял, что...

Самое интересное задание было...

Полученные знания мне пригодятся...








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.