Правописание гласных в ударных и безударных слогах

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Правописание гласных в ударных и безударных слогах

ТИП УРОКА: урок закрепления и развития знании, умении, навыков.

ЦЕЛИ УРОКА: учить правильному обозначению гласных звуков в ударных и безударных слогах; развивать умение подбирать проверочное слово разными способами и обосновывать правильность написанного; соотносить заголовок с рисунком; составлять по рисунку предложения.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, тема «Ударные и безударные гласные. Упражнение. Игра «Яблоня», карточки для индивидуальной работы; яблочки с буквами а, о, и, е для игры «Яблоня».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради (№ 1. Глаз — глаза, холм — холмы, снег — снега. № 2. Росы — роса, грозы — гроза, травы — трава.)


3. Актуализация знаний

Работа в тетради (с. 35, упр. 25)

Комментированное письмо.

— Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте ударение в словах.

Устно подберите проверочные слова. (Грачи — грач, гнездо — гнёзда, сова — совы, гора — горы, сосна — сосны, коза — козы, рога — рог, трава — травы, лиса — лисы, пенёк — пень, грибы — гриб, земля — земли, оса — осы, чижи — чиж, вода — воды, стрижи — стриж.) Задания по вариантам.

Вариант 1. Составить и записать предложения к первой картинке.

Вариант 2. Составить и записать предложения ко второй картинке.


4. Целеполагание

— Тема нашего урока «Правописание гласных в ударных и безударных слогах».

Познавательная задача урока — как обозначать буквой безударный гласный звук?

Сегодня на уроке вы продолжите упражняться в определении безударного и ударного гласных звуков в слове, подбирать проверочные слова.


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа по учебнику (с. 67, упр. 10)

— Подберите к каждому проверочному слову проверяемые слова. Запишите сначала проверочные слова, а затем проверяемые. Обозначьте в словах ударение.

2. Первичная проверка понимания

— Прочитайте группы слов. Определите общий признак.

• Сентябрь, октябрь, ноябрь. (Месяцы.)

• Понедельник, вторник, среда. (Дни недели.)

• Зима, лето, весна, осень. (Времена года.)

Работа по учебнику (с. 68, упр. 11)

— Прочитайте. Определите, какие слова — названия времён года — в предложении пропущены.

— Спишите предложение в стихотворной форме, вставляя пропущенные слова.

Подчеркните в словах — названиях времён года — буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Игра «Яблоня».

Вариант 1. ПК. Тема «Ударные и безударные гласные. Упражнение. Игра «Яблоня»

Вариант 2. Фронтальная работа.

На доске записаны слова:

К...за

Л...сты

Гл...за

М...ря

Ш...ры

Ч...сло

Р...ка

X...лмы

Cв...ча

Сл...ды



Условия игры: учащиеся зачитывают слова, подбирают устно проверочное слово, определяют, какая буква пропущена, берут яблочко с соответствующей буквой с яблони и помещают его на место пропущенной буквы.

Словарная работа.

— Отгадайте загадку.

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит. (Петух.)

Петух — кукарекающая домашняя птица с красным гребнем на голове, часто — с яркой окраской перьев.


Дополнительная информация для учителя.

Звонкая песня петуха некогда имела весьма важное значение не только как часы. Правда, с часов все началось. Ведь в давние времена далеко не всякий человек мог позволить себе «тикалки», зато петухи тогда были дешёвы. Ещё древние греки считали, что пение петуха начинает первый час дня.

В древнейшие, языческие времена петух символизировал солнце. Своим пением он возвещает всему миру о победе над силами зла.

Человек слышит крик петуха на расстоянии двух километров. Кукареканье — это своего рода вызов другим петухам, на который те подают ответный клич. Правда, в случае, когда соперники — петухи одного ранга. Если же закричит, скажем, на том же дворе петух, занимающий подчинённое положение, то господствующий попросту атакует его, не удостаивая ответом.

Но о чём же перекликаются петухи, разделённые большим расстоянием и не видящие друг друга? О территориях, занимаемых петухом и его «гаремом». В природе у каждой такой группы птиц свой участок. Здесь они находят корм, здесь же отдыхают, спят. Этот участок защищается от вторжения других пернатых того же вида.


Работа по учебнику (с. 68, упр. 12)

— Прочитайте и отгадайте загадку.

Ответьте на вопрос в конце упражнения.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа с деформированным текстом.

— Из слов каждой строчки составьте и запишите предложения. Дайте название полученному тексту.

птичьем, Бабушка, на, работала, дворе,

петухов, Там, кур, и, много,

по, ходят, спокойно, двору, Куры,

на, важно, А, сидят, петухи, шесте.

— Найдите в тексте новое словарное слово. Поставьте в словарном слове ударение, подчеркните букву, которая обозначает безударный гласный звук.


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

— Прочитайте группы слов.

Определите в каждой группе проверочное слова. Обоснуйте свой ответ.

• Вода, водяной, воды, водичка (Воды.)

• Котята, коты, котик, кошачий (Котик.)


7. Самостоятельная работа

Работа по карточкам.

— Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните букву, которую вы вставили в слово.

Пришла з...ма. Сн...га покрыли землю. Все п...ля укрыты белым одеялом.

Способ проверки: самопроверка по образцу.

Запись на доске проверочных слов.

Поля, снега, зима.

— Прочитайте на доске слова, в которых были пропущены буквы. Сравните написание этих слов в своей тетради.


8. Домашнее задание

Выполнить задание в рабочей тетради на с. 36, упр. 26.


9. Подведение итогов урока

— Вспомните, какую тему на уроке мы изучали?

Расскажите, какие слова называются проверочными?

Какие слова называются проверяемыми?

Как проверить написание буквы, которая обозначает безударный звук?

Для чего необходимо проверять правильность написания слов?


10. Рефлексия

— Закончите предложения.

На уроке мы выполняли задания...

Мне показалось, что самое трудное задание ...

Теперь я знаю, чтобы правильно написать слово,...








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.