Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА: дать общее представление о звуках и буквах русского языка, о различении звуков и букв; развивать умения правильно произносить звуки и называть буквы.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся произносить звуки, выделять звуки из слова, различать звуки и буквы, составлять звуковые модели слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания

Проверка задания по учебнику (с. 44, упр. 11) Прослушивание придуманной сказки по её началу и концу.

— Назовите свой заголовок к сказке. Обоснуйте выбор заголовка.

— Как вы понимаете значение слов собака, собачонка, собачий, собаковод? Постарайтесь объяснить их написание. Обозначьте в словах ударение.


3. Актуализация знаний

— Послушайте вопросы. О каком животном идёт речь?

Кто виляет весело хвостом?

Кто умеет сторожить дом?

Кто грызёт большую кость в углу?

Кто калачиком свернулся на полу?

Кто кота прогнал из кухни прочь?

Кто пролаял напролёт всю ночь:

«Гав! Гав! Гав!»? (Собака.)

— Вспомните правило написания слова собака.

Поставьте ударение. Подчеркните ударный слог. (Собака.)

Что вы можете рассказать об этом животном? (Собака — это домашнее животное семейства псовых, родственник волку, используется человеком для охраны, на охоте, в упряжке на Севере).

Способ проверки: ПК. Тема «Ударение. Словарные слова».

— Как лает собака? («Гав! Гав! Гав!»)

Запишите словом, как лает собака. (Гав.)

Попробуйте записать звуковое обозначение этого слова, ([гаф]) Откройте учебник на странице 45. Проверьте правильность обозначения буквами и звуками этого слова.


4. Целеполагание

— Прочитайте название нашего раздела. (Звуки и буквы.)

Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? (Мы будем учиться различать гласные и согласные звуки, учиться правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.)

На странице 46 прочитайте тему нашего урока. (Звуки и буквы.) Определите познавательную задачу урока (Чем отличаются звуки от букв?)

Сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки и буквы, правильно произносить звуки и называть буквы.


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа по учебнику (с. 46, упр. 1)

— Постарайтесь выразительно прочитать стихотворение Е. Благининой.

Прочитайте название стихотворение. Объяснить соответствие названия и содержания текста стихотворения.

Постарайтесь определить тему стихотворения и его общее настроение.

Вспомните, когда мы говорим так: «С добрым утром!»

Подумайте, что значит слово славно.

Предложите, каким словом можно заменить слово славно.

Произнесите слово пою.

Определите количество слогов, букв и звуков в этом слове. Подчеркните правильные ответы.

На доске запись:

2 слога, 3 слога, 4 слога

2 буквы, 3 буквы, 4 буквы.

2 звука, 3 звука, 4 звука

(Пою — 2 слога, 3 буквы, 4 звука.)

2. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (с. 46, упр. 2)

— Прочитайте предложения.

Догадайтесь, какие слова пропущены. Используя слова для справок, восстанови предложения. (Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы называем, пишем и видим.)

Запиши составленные предложения в тетрадь.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

— Прочитайте рубрику «Обрати внимание!»

Из каких звуков складываются слова? (Из звуков человеческой речи.)

При помощи чего образуются звуки? (При помощи органов нашей речи: языка, губ, зубов, голосовых связок.)

Работа с зеркалом.

— Поставьте перед собой зеркало.

Произнесите звуки [а], [у], [м].

Поблюдаем, как образуется звук.

[а] — губы округляются, рот широко раскрыт, звучит голос, воздух проходит свободно;

[у] — губы вытягиваются в трубочку, рот раскрыт меньше, также звучит голос, воздух проходит свободно;

[м] — губы смыкаются, создают преграду для прохождения воздуха.

— Постарайтесь сделать вывод, как образуются звуки. (Любое произносимое слово состоит из звуков, звуки образуются органами нашей речи и воспринимаются на слух.)

А что такое буква? (Буква — это знак, созданный для обозначения звуков речи. Написанное слово состоит из букв и воспринимается органами зрения.)

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 47, упр. 3)

— Поставьте перед собой зеркало. Произнесите слова утро, трактор, врач, птица.

— Понаблюдайте, смотря в зеркало, как при произнесении этих звуков движутся губы и зубы, как по-разному прикасается язык к участкам рта. Расскажите о своих наблюдениях.


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 47, упр. 4)

— Рассмотри картинки.

Произнесите слова-названия предметов (Аист, слон, сом.) Нарисуйте звуковые схемы слов.

Запишите слова буквами.

image179

— Объясните, почему в звуковых схемах слов слон, сом вы не поставили ударение. (В односложных словах ударение не ставится.)


7. Самостоятельная работа

Работа в тетради (упр. 1)

— Дорисуйте звуковые схемы к словам пальто, окунь, маяк, раки.

Способ проверки: соотнести слова, записанные на доске заранее, со звуковыми схемами слов или ПК. Тема «Ударение. Упражнение из рабочей тетради (1)» — составление звуковых схем слов.

image180


8. Домашнее задание

Выполните задание в рабочей тетради, упр. 2.


9. Подведение итогов урока

— Ответьте, из чего складываются слова?

Как обозначаются звуки речи на письме?

— Попробуйте записать звуковое обозначение слова кот. ([кот]) Попробуйте записать звуковое обозначение слова кит. ([к'ит])


10. Рефлексия

— Постарайтесь закончить предложения.

Сегодня я узнал...

Мне было интересно...

Мне было трудно...

У меня получилось ...

Меня удивило...








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.