загрузка...

ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 10 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Разговорный стиль

 

Карточка № 1

Сделайте стилистический анализ. Укажите своеобразные черты стиля.

Летчик почтительно слушает отцовские рассказы.

— Я человек давнишний,— говорит старый чабан.— Я оттуда, где пешком ходили. Где на волах ездили. На конях скакали. Ветер! Птица! Вот, что было самым быстрым. А ты вот теперь в сталь завернешься — и в небо, как снаряд. Сверкнешь, как та ракета,— и нет тебя.

— А разве вы, тату, видели ракету? — лукавит Тоня.

Чабан покосился на дочь сурово, выждал тишины.

— Видел.

— Какая же она, тату, ракета?

— А такая, как и его самолет,— кивает старик на сына.— Толстая, блестящая... Вылитый самолет, только крылья обрублены.

— Спутники... ракеты... а у меня еще в памяти, как мы увидели первый ероплан,— говорит мать Демида, старая костлявая женщина.

— А теперь: сверкнул, загрохотал — и уже он там, где мороз сизый, хоть на земле в это время жарища в сорок градусов,— как будто немного хвастаясь сыном, произносит чабан.

(По О. Гончару, «Ты — летай»)

 

Карточка № 2

Сделайте стилистический анализ. Укажите своеобразные черты стиля.

Вскоре Тоня, раскрасневшаяся, стояла за тополем и смотрелась в зеркальце. Мать и там сквозь листву увидела ее.

— Вишь, опять прихорашивается. Гей, девка!

— Что ты все гейкаешь на нее,— защитил отец свою любимицу.

— Защищай, защищай, а она только и знает, что перед зеркалом вертеться. Все выщипывается — брови ей не такие!

— Птицы полжизни только и делают, что выщипываются,— примирительно сказал Демид.— Сидит себе где-нибудь на кургане и часами выщипывается, чистит перо... Это и для красоты им нужно, и для здоровья.

— Не долго теперь выщипываться, раз уже пишет какой-то,— сказала жена Корнея, а старая молчаливая чабанка добавила:

— Не браните девчонку. Может, то ее судьба ей пишет.

— Не успеете опомниться, и у этой свадьбу сыграем,— сказал Корней смачно, как бы наперед предвкушая будущее угощение.

(По О. Гончару, «Ты — летай»)

 

Карточка № 3

Сделайте стилистический анализ. Укажите своеобразные черты стиля.

— Не, я лучше капитаном буду! Не хочу тюленей бить, они смирные.

— Можно и капитаном,— соглашается отец и смотрит на небо,— Глянь, тучи натягиват, солнушко скрыват. Скоро домой поедем. Можно капитаном, а можно инженером тоже...

— А почто инженером?

— Как почто? Строить чего-нибудь будешь, это — тоже дело! Да вот хоть бы у нас: выстроим дорогу по берегу асфальтовую, причалов настроишь, огни гореть будут, машины гудеть...

Никишка задумывается, глядит на далекий берег: какой он темный, безлюдный.

— Ладно,— решает,— буду инженером.

(По Ю. Казакову, «Никишкины тайны»)

 

Карточка № 4

1. Спишите, вставьте, где нужно, на месте пропусков буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

2. Определите стиль. Укажите его своеобразные черты.

Какая у вас красивая собака! Она наверное умная?

Еще(бы)! Вчера вечером (во)время прогулки я сказал ей Кажется мы что(то) забыли. И как вы дума..те что она (з, с)делала?

Наверное поб..жала домой и прин..сла эту вещ(?)?

Нет она села, поч..сала за ухом и стала думать что(бы) это могло быть.

(«Комсомольская правда в Украине»)





загрузка...

загрузка...