загрузка...

ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 10 класс

II семестр

УРОК № 33. Тема. Контрольные работы №№ 7, 8. Чтение молча

 

Цели: проверить теоретические знания и практические навыки учащихся по стилистике; продолжить работу над совершенствованием знаний; воспитывать ответственность, способность к синтезу знаний.

Оборудование: тексты для чтения молча; карточки с заданиями к контрольной работе (2-е — 6-е задания); таблицы (1-е задание).

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

Учащиеся зачитывают 2-3 работы, учитель их оценивает.

 

II. Актуализация опорных знаний

 

III. Постановка целей и задач урока

Учитель. Основная цель урока сегодня — обобщить знания по стилистике.

 

IV. Контрольная работа

Задание 1. Восстановите содержание карточки по стилям.

(Учитель готовит 5 вариантов карточек по всем стилям речи. Ученик получает одну карточку).

 

... стиль

 

Главная функция... стиля

Стилевые черты...

Сферы применения

Жанры (роды)

 

 

 

 

 

Задание 2. Определите, как называется прием, примененный в предложениях. К какому стилю речи он чаще всего относится.

Почему наша кипучая, молодая, творческая, громадная, своеобразная жизнь теряет на страницах некоторых газет свои краски, приобретает скучное, заштампованное лицо? Разве у нас нет творчества, бьющего через край?

Задание 3. Смешение каких двух стилей произошло в предложении? Исправьте его, написав в одном (любом) стиле.

Новый учебный год в образовательном учебном заведении № 3 начался с прекрасного праздника: 1 сентября в небо полетели разноцветные шары.

Задание 4. Определите по словам стиль речи. Спишите, вставив, где нужно, буквы, раскрыв скобки.

а) Пери..дический закон, пара(л, лл)ельные прямые, м..тафора.

б) Иссиня(черные) крылья, румя(н, нн)ый блеск, бархатистый к..лпач..к.

в) Город..ш(?) ч..пуху; такой трепач(?); пош..л, шатат(?)ся.

Задание 5. Напишите предложение художественного стиля со словом «ревизор», использовав различные художественные средства.

Задание 6. Продолжите предложение:

Стилистика — это особый раздел. .

♦ Каким стилем речи вы воспользовались?

 

V. Чтение молча

КТО, ЕСЛИ НЕ Я?

Было у нас такое хорошее русское слово — «доброволец», то есть человек доброй воли. Собственно, оно и сейчас есть, но тянется за этим словом шлейф, который отчасти мешает использовать его в первозданном смысле. В чистом своем виде, не запачканном никакими наслоениями и примесями, слово «доброволец» осталось, наверное, во временах Великой Отечественной. Люди шли добровольцами — часто на верную смерть — ради защиты своей родины, ради защиты своих близких, своих идеалов. А потом со временем к слову «добровольно» как-то прилепилось уточнение — «принудительно». И это словосочетание стало отражать истинную суть так называемого добровольчества в поздние застойные времена. То есть форма как бы имеется, а искренности — нет в помине. Фальшь затопила даже многое из того, что было сделано таким образом объективно хорошего, полезного стране и людям.

Наверное, именно поэтому нынче — на волне возврата к той самой искренности порыва — появилось и прижилось слово «волонтёр».

Это слово пришло из Америки — страны с наиболее развитым волонтёрским движением. Только в прошлом году более 60 млн. тамошних добровольцев (пятая часть общего населения страны) пожертвовали свыше 8 млрд. часов своего личного времени на бескорыстное служение обществу. Эти люди живут по принципу: «Пусть лучше о тебе скажут: «Он прожил с пользой», чем «Он умер богатым» — так говаривал Бенджамин Франклин.

В России добровольческое, оно же волонтерское, движение в последние 20 лет началось как бы с нуля. Произошла, как сейчас любят говорить, перезагрузка. Пока нельзя сказать, что движение добрых дел охватило всю страну: Россия по размаху волонтерского движения на одном из последних мест даже в Восточной Европе, не говоря уже обо всем мире. Наше общество слишком жестоко. Степень гражданской солидарности всё ещё чрезвычайно мала, в том числе даже по сравнению с лучшими советскими годами. Уровень взаимного недоверия всё ещё очень велик.

Но есть люди, которые идут первыми. И, видимо, даже не для того, чтобы сделать всё общество добрее, всех граждан — доверчивее и более открытыми друг другу. Они, видимо, делают это прежде всего для самих себя. «Делай что должно, и будь что будет». Это уже не Франклин — старая верная мудрость.

И вот эти перемены внутри самих себя волонтёров-добровольцев могут стать решающими. Это примерно как в животном мире, где, как выяснили уже сравнительно давно учёные, выживание популяции особей вида часто зависит от вроде бы незаметной доли «альтруистов» внутри этой популяции, готовых жертвовать собой ради общего дела.

Первое движение нормальной души — помочь там, где особенно плохо и больно, где больше всего страдают самые невинные и беззащитные. И, конечно, помогающему очень хочется увидеть результат своих усилий, убедиться, что они меняют мир к лучшему. Именно поэтому основной объём волонтерской помощи в России приходится на детские дома и больницы: больного ребенка можно вылечить, детский дом отремонтировать, сироту устроить в семью. Здесь — самая острая боль, самая явная несправедливость, самый ощущаемый национальный позор. Поэтому программы помощи детям собирают самое большое количество жертвователей, средств, добровольцев.

«Я это делаю для себя,— говорит Наталья.— Целиком и полностью для себя. Я чувствую, что занята чем-то реальным, нужным. Вот есть человечек, которому я действительно чем-то напрямую помогаю здесь и сейчас, чуть-чуть улучшаю его жизнь. И от этого какая-то часть моей собственной души восстанавливается».

Куда меньше желающих помогать там, где деньги и усилия не изменят мир, не приведут к исцелению, не принесут немедленной отдачи: одиноким старикам, обитателям психоневрологических интернатов и домов престарелых, пожизненным инвалидам да и просто взрослым больным, которым нужны деньги на лечение. Не слишком популярна в обществе и помощь животным, и экологическое волонтёрство: какие там парки и реки, какие бездомные кошки, когда люди страдают! И хотя объем помощи здесь значительно меньше, существуют организации, стабильно работающие в этих направлениях и привлекающие к своим проектам волонтеров. Скажем, добровольцы «Гринписа» чистят берега рек, сажают деревья. Благотворительный фонд помощи бездомным животным «Пес и кот» опекает попавших в беду зверей, собирает деньги на лечение, находит им новых хозяев.

Волонтёрские организации растут и оформляются.

И, в общем, не важно, что движет каждым конкретным волонтёром — желание спасать мир или собственную душу, любовь к ближнему или жажда быть нужным. Сострадание — обычное чувство для нормального человека. И хочется верить, что волонтёрское движение будет ответом на вопрос, рождающийся в душе каждого: «Кто, если не я?»

669 слов (По материалам журнала «Русский Мир.RU»)

 

1. Какое слово соответствует слову волонтёр в русском языке?

а) Доброжелатель;        

б) доброхот;

в) доброволец;             

г) добряк.

2. Из какой страны пришло слово «волонтёр»?

а) Америки;                  

б) Франции;

в) Германии;                

г) России.

3. Россия по размаху волонтерского движения...

а) на одном из первых мест в Восточной Европе;

б) на одном из последних мест в Восточной Европе;

в) на одном из первых мест в Европе;

г) на одном из последних мест в Европе.

4. Как вы понимаете слово «альтруист»? Альтруист — это...

а) великий человек;

б) себялюбец, предпочитающий личные интересы интересам других;

в) человек, получающий пользу от помощи другим;

г) человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь с личными интересами.

5. Какое направление больше охвачено волонтерским движением?

а) Помощь бездомным людям, инвалидам;

б) помощь детским домам и больницам;

в) помощь животным;

г) экологическое направление.

6. Какая известная экологическая организация упомянута в тексте?

а) Партия Зеленых;                                  

б) «Пес и кот»;

в) «Помоги планете»;                               

г) «Гринпис».

7. Какое чувство, по мнению автора, обычное для нормального человека?

а) Сострадание;                                       

б) доброта;

в) себялюбие;                                          

г) доброжелательность.

8. Что приносит Наталье участие в волонтерском движении?

а) Она получает удовольствие;

б) Наталья получает за это хорошие деньги;

в) часть ее собственной души восстанавливается;

г) она испытывает непонятные чувства, хочет разобраться в себе.

9. Какое суждение неверно воспроизведено?

а) Б. Франклин говорил: «Делай что должно, и будь что будет».

б) Более 60 млн добровольцев в Америке пожертвовали свыше 8 млрд. часов своего личного времени на бескорыстное служение обществу.

в) Слово «доброволец» осталось, наверное, во временах Великой Отечественной.

г) В России добровольческое движение в последние 20 лет началось с нуля.

10. Каким стилем преимущественно написали данный текст?

а) Художественным;                        

б) научным;

в) публицистическим;

г) разговорным.

11. Вкрапления каких стилей вы заметили в тексте?

а) Научного и разговорного (выживание популяции особей вида часто зависит от вроде бы незаметной доли «альтруистов» внутри этой популяции; монолог Натальи; «прилепили», «пожизненный инвалид»);

б) художественного и научного;

в) разговорного и публицистического;

г) художественного и официально-делового.

12. Какой вид художественного средства использован в выражении «добровольно-принудительно»?

а) Сравнение;                               

б) эпитет;

в) метафора;                                

г) оксюморон.

Ключи: 1 — в; 2 — а; 3 — б; 4 — г; 5 — б; 6 — г; 7 — а; 8 — в; 9 — а; 10 — в; 11 — а; 12 — г.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Подготовиться к защите проектов.





загрузка...
загрузка...