загрузка...

ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 10 класс

II семестр

УРОК № 32. Тема. Анализ контрольного сочинения. Стилевые вкрапления в художественный текст

 

Цели: показать учащимся неоднозначность понятия стиля, его пограничные возможности; учить находить вкрапления иных стилей в основной; воспитывать креативность учащихся.

ХОД УРОКА

I. Анализ контрольного сочинения

Учитель дает общую характеристику работ. При наличии времени и желания учитель зачитывает лучшие 1-2 работы, делает их краткий анализ. В любой форме (по выбору учителя или учеников) осуществляется работа над орфографией, пунктуацией, стилистическими ошибками. При отсутствии времени эта работа дается на дом.

 

II. Постановка целей и задач урока

Учитель. Сегодня мы проанализируем результаты контрольной работы и познакомимся с возможностью расширить рамки стилей. Как и почему это можно делать?

 

III. Объяснение нового материала

Учитель. Текст художественного произведения, как мы с вами уже знаем, является сложным «организмом», в котором часто переплетаются различные стили. В одном тексте таких вкраплений больше, в другом меньше. Однако если взять различные классические художественные произведения, то мы без труда увидим там диалоги (разговорный стиль), письма (публицистический стиль) и даже отрывки из научных докладов или лекций. Именно художественный текст является кладезем для изучения различных стилистических явлений, взаимопроникновения стилей.

Итак, что же характерно для художественного стиля?

 

IV. Закрепление

1. Заполнение таблицы

 

Стиль художественной литературы

 

Главная функция

Стилевые черты

Сферы применения

Роды литературы

 

 

 

 

 

Взаимопроверка по опорной таблице

 

Опорная таблица «стиль художественной литературы»

 

Главная функция

Стилевые черты

Сферы применения

Роды литературы

Эстетическая функция — функция эмоционально-образного воздействия на читателя или слушателя

Создание средствами языка художественных образов. Богатый, разнообразный словарь, художественно-образная речевая конкретизация, индивидуализация

Телевидение, радио, театр, кино, художественная литература

Лирика, драма, эпос

 

2. Комплексная работа с текстом

1. Слушание текста

Задание. Прослушайте текст. Определите его тему.

СЧАСТЛИВЫЙ КОЛОС

(в отрывках)

Пожелтевшее спелое ячменное поле граничило в этом месте с мелкой зелёной травкой пологого овражного склона. Травка была не очень зелена теперь, во второй половине лета. Не было в ней той, почти светящейся, почти ослепительно яркой чистоты, которая свойственна всему зелёному миру весной, когда ещё не припылило его пыльными облаками, плывущими наподобие дымовых завес с каждой проезжей дороги, не притоптало копытами коров и овец.

Час назад сынишка Семёна, двенадцатилетний Шурка, принёс обед. Семён шёл и теперь благодушествовал, пригреваемый солнышком, а Шурка бегал поблизости, шуршал в ячмене.

— Папа! Гляди-ка, какой ячмень!

— Ну, какой там ячмень? Обыкновенный. Пиво из него варить будут.

— Да ты погляди! Это нам Наталья Петровна велела за лето гербарий составить: пшеницу, овёс, рожь, клевер, все сельскохозяйственные культуры. Вот я и нашел хороший колосок ячменя сорвать.

— Где ты его нашел? — строго, почти с криком спросил отец, словно Шурка вынес ему с поля не мирный колос ячменя, а золотой царский червонец.

— Тут нашел. Дай хоть поглядеть, какой он. Я ведь случайно сорвал. Вижу, мохнатый какой-то.

— Не мохнатый, а шестигранный.

Через два дня Семён попросил у Шурки чистую тетрадь и на обложке старательно написал: «Краткие записи о производившихся работах с ячменем. Начато в 1962 году».

А погода между тем, совсем уже решившись на весну и уже дохнув сыроватым теплом, от которого оседали снега, снова раздумывала и поворачивала на холод. Посеять Семён наметил 32 отборных зерна. Еще 30 зерен решил оставить на всякий случай. Рисковать тут было нельзя.

Грядку выбирали втроём.

Вскоре из земли проклюнулось 29 росточков.

Ячмень — не дерево, но все равно: посадил зёрнышко — не торопи. Пока прорастет само, пока выбросит колос, пока получатся зёрна нового поколения. От записи до записи проходил год. Но всё же годы шли, и записи появлялись.

«В 1966 г. посев ячменя произведён на приусадебном участке на площади 100 кв. м. Семян высеяно 140 гр. Урожай получен 2 300 гр.

Ячмень имеет склонность к кучению. При указанной норме посева кучение обнаружилось 4-6-8 стеблей от одного зерна. Норма высева каждый раз бралась намного заниженной с целью получения большого количества зерна от высеянных семян».

Семён Васильевич почувствовал, что пора подводить итоги.

Через несколько дней Зотов принёс в контору одну небольшую бумагу. В ней значилось:

«Я, Зотов Семён Васильевич, заявляю, что выведенный мною новый сорт ячменя шестигранного я передаю в полное распоряжение совхозу на благо нашей великой родины. Ни я сам, ни мои дети, ни сегодня, ни в будущем не должны иметь никаких претензий на этот сорт ячменя, а также никаких вознаграждений...»

— А не поторопился ли ты, Семён Васильевич? Областная комиссия приедет во вторник. Готовься держать экзамен.

Агроном прошёл уже мимо, как вдруг обернулся и окликнул Зотова, тоже успевшего отойти.

— Время у тебя ещё, Зотов, есть. Поезжай сегодня же в область, пойди в областную библиотеку, попроси энциклопедию. Открой её на букву «я». Найди про ячмень.

...Библиотекарша, видя, что читатель не поворачивает головы, понесла ему три тяжелых тома. Когда она подошла вплотную, мужчина поднял на неё туманные невидящие глаза и вдруг странно обмяк и повалился на бок.

Девушка уронила книги и бросилась сначала к упавшему, потом к телефону.

— Алё! Алё! Скорая помощь. областная библиотека. Наверное, сердечный приступ. Лежит на полу!

Выздоравливал Семён медленно и долго.

Только потом уже, на втором месяце болезни, вернее сказать, выздоровления, где-то в душе, внутри противной, серой, холодной пустоты начала шевелиться тёпленькая светленькая живинка. «Если встану,— смутно думал Семен,— эту энциклопедию начну читать с первого тома. И чтобы все восемьдесят четыре».

(В. Солоухин)

♦ О чем этот текст? (О колосе ячменя, об опытах, о надежде... )

♦ Как вы думаете, почему случился приступ у главного героя? (Он узнал из энциклопедии, что шестигранный колос в культуре существовал давно, являлся наиболее древней формой ячменя, но на территории России встречается очень редко.)

♦ Почему герой воспринял это сообщение как трагедию?

♦ Какой вывод из случившегося сделали бы вы, если бы пропал труд пяти лет? Что бы вы потом предприняли?

♦ Какой вывод сделал герой? Почему автор поместил этот вывод в конце произведения, ведь можно было бы оборвать действие на эпизоде пребывания героя в больнице?

 

2. Выборочный диктант

Задание. Во время второго чтения текста учителем выпишите в колонки те стили, которые использовал автор при написании текста. Запишите характерные языковые средства в нужную колонку.

 

3. Беседа

♦ Какие особенности художественного стиля вы заметили?

♦ Для чего автор ввел отрывки других стилей?

♦ Какие особенности разговорного стиля вы заметили?

♦ Какой вид деловой бумаги написал Семен? Что не согласуется в этом документе с деловым стилем? Назовите иностилевые элементы. (Текст заявления читается еще раз учителем.)

♦ По каким признакам вы определили отрывок научного стиля?

♦ Почему автор так назвал своё произведение?

 

4. Объяснительный диктант

Задание. Запишите предложения, объясните знаки препинания и орфограммы.

1) Я, Зотов Семен Васильевич, заявляю, что выведенный мною новый сорт ячменя шестигранного я передаю в полное распоряжение совхозу на благо нашей великой родины.

2) Когда она подошла вплотную, мужчина поднял на нее туманные невидящие глаза и вдруг странно обмяк и повалился на бок.

3) Агроном прошел уже мимо, как вдруг обернулся и окликнул Зотова, тоже успевшего отойти.

4) Библиотекарша, видя, что читатель не поворачивает головы, понесла ему три тяжелых тома.

5) «Если встану,— смутно думал Семён,— эту энциклопедию начну читать с первого тома».

 

V. Итог урока

♦ Почему художественный текст всеобъемлющ? (Потому что он отражает жизнь, в которой используются все стили.)

 

VI. Домашнее задание

Изложите содержание народной русской сказки «Теремок» средствами разных стилей. Ответьте на вопрос:

«Какие языковые средства вы использовали?»

Возможные варианты

Жалоба (или заявление) в ЖЭУ квартиросъемщика о перенаселении дома или шумных соседях — официально-деловой стиль.

Архитектурное изобретение — научный стиль.

«Друг познается в беде!» — заметка в газету — публицистический стиль.





загрузка...
загрузка...