загрузка...

ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 10 класс

I семестр

УРОК № 17. Тема. Контрольная работа № 3. Языковая тема

 

Цели: проверить теоретические знания, практические умения учащихся по стилистике; учить применению теоретических знаний на практике; воспитывать ответственность и самостоятельность в работе.

Оборудование: (РМ) текст статьи «Паулс — Резник. Эпоха Возрождения»; «Состав портфолио» (1-2 образца); «Паспорт проектной работы» (1-2 образца); «Сетка консультационных дней» (1-2 образца).

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

Заслушивание фельетонов и рекламных статей

 

II. Постановка целей и задач урока

Учитель. На уроке вам необходимо вспомнить теоретический материал по стилистике как разделе языкознания и применить знания на практике.

 

III. Контрольная работа

I. Блок проверки теории

1. Дайте определения терминов.

а) Стилистика;

б) функциональный стиль;

в) иностилевой элемент.

2. Продолжите предложения.

а) Главная функция научного стиля — это... .

б) Главная функция публицистического стиля — это... .

в) Научный и публицистический стиль — это... стили. (Книжные)

II. Блок проверки практических навыков

(Заголовок текста не читается учителем.)

ПАУЛС — РЕЗНИК. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Музыкальный ландшафт далеких 80-х невозможно представить без их сочинений. В свои четыре руки они вроде бы и не так много написали, но все, что выходило из-под их пера, превращалось в мегахиты, которые становились вершинами в творчестве ведущих музыкальных звезд.

Их первую совместную работу «Где ты, любовь?» спела София Ротару. Многие исполнители мечтали заполучить их песни, но пели лучшие из лучших.

Было грустно, что старые добрые музыкальные времена отчаянно красивой музыки и шикарно-изысканных песен навсегда канули в Лету. Они, конечно, продолжали творить каждый по отдельности, с другими соавторами, их сочинения неизменно становились событиями, явлениями и хитами, но ностальгия по неповторимому шарму уникального тандема продолжала щемить сердца у многих любителей музыки. Поэтому новость о том, что И. Резник и Р. Паулс решили тряхнуть стариной и вновь засели за совместное сочинительство, выходит из разряда ординарных. Насущный вопрос не только «что напишут», но и «кто исполнит»: Пугачева? Ротару? Вайкуле? Леонтьев?

(По А. Гаспаряну, «МК в Украине». — 2009. — ноябрь.)

Задания

1. Прочитайте текст.

Определите жанр текста с учетом его стиля. Выпишите 1-2 фразеологизма, использованных автором статьи.

2. Какая из перечисленных особенностей не является специфической для данного текста?

а) Отвлеченность и обобщенность;

б) научная терминология;

в) вопросительные предложения.

3. Выпишите отрывок предложения, где было допущено намеренное нарушение использования фразеологического оборота.

4. Подберите к данному нейтральному слову синоним высокого стиля из текста: обыкновенный, рядовой.

5. Напишите свой вариант названия этой статьи.

 

IV. Итог урока

1. Интерактивный приём «микрофон»

♦ Что у вас вызвало затруднение при работе с теорией, текстом?

2. Сообщение учителя о проектной работе

(Ученики записывают проекты-задания в тетради.) Учитель. Мы уже познакомились с научным и публицистическим стилем. А впереди нас ждёт работа по изучению особенностей еще трех стилей. В конце года каждый из вас будет защищать работу, выполненную в одном из изученных стилей. Уже сейчас вы можете определиться в своем выборе. Вам предлагается выполнить совместный проект под рабочим названием «Мы знаем стили речи», который состоит в свою очередь из серии проектов.

Научный стиль — защита написанных и откорректированных вами рефератов. Вы должны доказать актуальность, новизну выбранной темы, обосновать то, что работа написана научным стилем.

Публицистический стиль — создание газеты на школьную тематику, о городе, где вы живёте, или выпуска TV-новостей о школе, о городе (видео или вживую). Выбрать название газеты (телеканала), рубрики, собрать информацию, написать серию разножанровых статей, подобрать фото, иллюстрации, сверстать и напечатать газету (снять видеоролик).

Официально-деловой — создание Свода образцов документов. Нам часто в жизни нужно написать заявление, резюме, объявление, доверенность. Собрав образцы этих и других документов, вы сможете легко их написать.

Разговорный стиль — учащиеся могут объединиться с создателями газеты (выпуска новостей), дать интервью.

Художественный стиль — создание сборника творческих работ «Вдохновение», «На крыльях Пегаса», «Наш Парнас». Выбрав название сборника, рубрик, написать поэтические и прозаические произведения собственного сочинения, подобрать фото авторов сборника, сверстать и напечатать.

Выбирайте себе задание и приступайте к творческой работе. Срок предварительной сдачи — апрель. Каждая группа создает портфолио проекта. Удачи вам!

 

Состав папки (портфолио)

1. Паспорт проекта.

2. Планы выполнения проекта.

3. Промежуточные отчёты групп.

4. Вся собранная по теме информация, в том числе ксерокопии, распечатки из Интернета.

5. Результаты исследований и анализа.

6. Записи гипотез, идей, решений.

7. Отчёты о дискуссиях.

8. Проблемы и их преодоление.

9. Эскизы, чертежи, наброски.

10. Сценарий презентации.

11. Все рабочие материалы и черновики.

12. Электронный вариант конечного материала.

(Критерии, выделенные шрифтом, обязательны для выполнения.)

Материалы в оформленной папке должна быть четко структурированы, логически расположены, описаны в библиографии. В наполнении папки принимают участие все члены группы. Записи могут быть краткими. В день презентации оформленная папка сдаётся в жюри. Оформление продукта проекта — произвольное, но эстетичное.

(Учащиеся заполняют фрагменты таблицы, отмеченные звездочками.)

 

Паспорт проектной работы

 

Название проекта

* Руководитель проекта

 

* Состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс)

* Распределение ролей в проектной группе

 

 

 

* Консультанты проекта

 

 

 

 

 

* Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

 

 

 

 

 

 

 

* Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

 

 

 

 

 

* Возраст учащихся, на который рассчитан проект

 

 

 

 

Тип проекта(реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заказчик проекта

 

 

 

Цель проекта(практическая и педагогическая)

 

 

 

 

 

 

 

Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах)

 

 

 

 

 

 

 

* Вопросы проекта (3-4 важнейших, раскрытых в проекте)

 

 

 

 

 

 

 

* Необходимое оборудование

 

 

 

 

 

 

 

* Аннотация (актуальность проекта, значимость, воспитательный аспект, краткое содержание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Предполагаемые продукты проекта

 

 

 

 

 

Этапы работы (Формы, место, содержание, выход)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Учитель совместно с руководителями групп заполняет сетку консультационных дней.)

 

Сетка консультационных дней

 

Группа ___________________________________

(класс, ответственный, тема)

 

№ п/п

Дата

Содержание работы

 

 

Планирование работы

 

 

 

 

 

Промежуточный анализ достигнутых результатов, коррекционное планирование

 

 

 

 

 

Консультация по оформлению портфолио, защите проекта

 

 

 

 

V. Домашнее задание

Задание по уровням

Высокий уровень

Подготовьте устное высказывание публицистического стиля на тему «Выдающиеся ученые-русисты (Ломоносов, Даль, Ушаков, Виноградов, Ожегов, Розенталь.)», жанр — портретный очерк. В тетради напишите план выступления.

Достаточный, средний уровни

Напишите сочинение (на отдельном листе) в жанре портретного очерка «Поступок» о человеке, совершившем благородный поступок. Дайте собственное название. Используйте языковые средства публицистического стиля.

 

VI. «На закуску»

Учитель. Мы с вами сегодня убедились, что часто в публицистических текстах используются фразеологизмы, пословицы и поговорки.

Послушайте одну историю. Докажите, что её автор использовал публицистический стиль.

СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛЕ

«У него семь пятниц на неделе»,— мы говорим так о человеке, который поминутно меняет решения. Но почему 7 пятниц? Не вторников, не четвергов, не суббот?

О, пятница — это особая история!.. В языческом культе была богиня Мокоша — богиня плодородия, воды, дождя, покровительница материнства. Ее днем была как раз пятница. Этот день был свободным от работы: в пятницу запрещалось прясть, купать детей, начинать какое-нибудь дело.

Когда на Руси ввели христианство, атрибуты Мокоши перенесли на день Параскевы Пятницы (по-древнегречески Параскева и есть «пятница»). В Москве на Красной площади (напоминает нам Словарь фразеологизмов) было поставлено аж семь пятниц — то есть церквей во имя Св. Параскевы.

Благодаря древним традициям, связанным с пятницей, этот день в старину стал считаться нерабочим и базарным днем, когда заключались торговые сделки. На пятницу назначались и сроки исполнения торговых и долговых обязательств. Тот, кто в этот день не возвращал своего долга, просил подождать до другого дня или до следующей пятницы, считался человеком ненадежным, необязательным. У такого человека, как говорили, семь пятниц на неделе.

(По М. Королёвой)

♦ Сделайте стилистический анализ предложенного текста.





загрузка...

загрузка...