Художественный стиль речи

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Художественный стиль речи

Цели: дать общую характеристику художественному стилю речи; совершенствовать навыки анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Доклад ученика по выбранной им теме.

2. Рассказ об особенностях газетной публицистики: ее жанрах, лексике, синтаксисе и т. д. Желательно использовать конкретные примеры из газет. Если нашлись желающие написать материал в школьную газету - интервью, заметку, статью, репортаж, то обсудить этот материал в классе, обязательно морально поощрить «журналиста».


II. Художественный стиль речи

1. Вступительное слово учителя.

Пожалуй, самый богатый стиль речи - художественный, ведь он вбирает в себя все остальные. Другими словами, художественный стиль может отразить, преобразовать все стороны действительности, сделать их объектом творчества.

См. также урок 28 («Языковые особенности текста»).


2. Беседа с классом.

- Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль, какова его главная функция. (Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование средств других стилей, особенно разговорного. Главная функция художественного стиля - эстетическая.)

- Как вы понимаете, в чем выражается эстетическая функция художественного стиля? (Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создает образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Человек таким образом подключается к некоему «художественному полю», художественный стиль представляется своеобразным ключом к душе человека. Эстетическая функция играет особую роль, особенно ясно это видно в сравнении с функциями других стилей речи: коммуникативной (функции общения) - разговорный стиль, информативной (функция сообщения) - официально-деловой стиль и т. д.)


III. Наблюдения над художественным текстом

Примечание. Для наблюдения выбираем текст в зависимости от того, какое произведение изучается в настоящее время на уроках литературы, хотя можно выбрать и ранее изученное. Необходимыми этапами анализа являются:

- выразительное чтение - для лучшего восприятия текста;

- идейно-содержательный анализ (формулирование основной идеи, темы текста;

- анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка;

- выражение своего отношения к тексту (оценка).

Анализ текста не должен превращаться исключительно в поиск набора изобразительно-выразительных средств. Другое дело, что на уроке невозможно успеть подробно разобрать все компоненты анализа текста. Они должны быть сформулированы хотя бы в самом общем виде.

Для разбора на уроке выбираем небольшой прозаический текст (рассказ или эпизод из крупного произведения), или стихотворный текст, или сцену из драматургического произведения.

Примерные вопросы для анализа прозаического текста (по рассказу И. А. Бунина «Антоновские яблоки»)

- Жанровые особенности рассказа (черты мемуарного, автобиографического очерка, рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание).

- Основная идея (поэтизация прошлого, ностальгия по уходящему, неразрывная связь человека и природы).

- Тема рассказа («мелочи» жизни, всё земное во множестве своих проявлений).

- Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка (тропы, стилистические фигуры, их роль).

Например: коралловые рябины, свинцовые тучи, опьяняющая мысль (эпитеты); точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя; проволоки телеграфных столбов, как серебряные струны (сравнения); Громыхая и стуча, несется поезд... ближе, ближе, все громче и сердитее... Бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе (ряды однородных членов и повторы); Но что сделаешь теперь с гончими? (риторические вопросы); ...и снова начинал сеять дождь... сперва тихо, осторожно, потом все гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотою (градация) и т. д.

- Как организовано повествование?

Повествование ведется от первого лица: «Вспоминается мне ранняя, погожая осень», «помню,..», «как сейчас вижу...», «Вот я вижу себя снова в деревне». Глаголы часто употребляются в настоящем времени, что делает временной «зазор» между происходящим и читателем минимальным: «Всюду сильно пахнет яблоками», «Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег», «Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют». Иногда глаголы стоят во втором лице единственного числа, таким образом читатель сам вовлекается в действие: «...распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь - велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд»; «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок...»

Обратим внимание на словесную инструментовку: аллитерации, ассонансы, звуковые повторы. Пример аллитерации: «Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша».

- Какими средствами создается интонация рассказа?

Рассказ, особенно в начале, изобилует восклицательными предложениями: «Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!»; «Пора на охоту!»; «Хороша и мелкопоместная жизнь!» Они передают радость жизни, восхищение ею. Предложения с многоточиями замедляют течение рассказа. Рассказ начинается и кончается многоточием. В них недоговоренность, незавершенность, грусть, ностальгия: Помню раннее, свежее, тихое утро..; Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой..; И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою..; Я сейчас еще чувствую, как жадно и емко дышала молодая грудь холодом ясного и сырого дня... Ряды однородных членов выступают как яркое изобразительное средство.


Домашнее задание

Из Р-1 упр. 496 (подобрать примеры для каждого из тропов и стилистических фигур).

Письменно сделать анализ текста (по выбору).

Прочитать материал на стр. 319-322 из Р-1, там же упр. 497, 521.