Общая характеристика художественного стиля

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Общая характеристика художественного стиля

Цели: обобщить и углубить знания по теме «Художественный стиль речи»; закреплять навыки правописания.

Ход урока

I. Повторение и углубление изученного материала Работа по группам

I группа: словарный диктант.

Залезать на дерево - зализать рану, запевать куплет - запивать лекарство, навевать сны - навивать локоны, ударился оземь - созревает озимь, полоскать белье - поласкать котенка, посветить фонариком - посвятить жизнь науке, спешить видеть - спишите данные, частота посещений - чистота помещений, развевается стяг - развивается сюжет, посидеть на лужайке - поседеть от горя, цветы стали увядать - надеялся увидать чудо, примерять костюм - примирять спорщиков, шумят и пенятся валы - устало брели волы, проредили морковь на грядке - зарядили пушки.

II группа: осложненное списывание.

Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Безумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью Аксинья испытывала огромное желание ко всему прик..снут..ся руками, все огл..деть. Ей х..телось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, пр..жат..ся щекой к ветке яблони покрытой сизым бархатистым налетом хотелось перешагнуть через разруше..ое прясло и пойти по грязи бе..дорожно туда где за широким логом сказочно зеленело сливаясь с тума..ой далью озимое поле.

(М. Шолохов)

- Из какого произведения этот отрывок? («Тихий Дон» М. Щолохова.)

- К какому стилю речи вы отнесете этот текст? Почему? (Художественный стиль. Автор передает эмоциональное состояние героя: «испытывала огромное желание», «ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, пойти по грязи». Использованы изобразительно-выразительные средства: олицетворение (зеленело поле), эпитеты («почерневший куст», «сизый бархатистый налет»).)

Обобщая ответы, учащихся, записываем вывод в тетрадях.


Художественный стиль речи

1. Сфера применения: используется в художественных произведениях.

2. Задачи речи: нарисовать живую картину, изобразить то, о чем рассказывается; передать читателю чувства (эмоции), которые испытывает автор.

3. Стилевые черты. Высказывание обычно бывает: конкретным, образным, эмоциональным.

4. Языковые средства.

- Конкретные слова: не птицы, а грачи, скворцы, ласточки и т. д.; не сказал, а напомнил, предупредил, посоветовал.

- Слова в переносном значении: море огней, спит земля.

- Эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательными суффиксами: березка, ключик, звездочка, серенький; б) с суффиксом -оват- (-еват-): сладковатый, синеватый.

- Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия (зацвел сад).

- Глаголы настоящего времени вместо прошедшего. (Ходил я за грибами. Вдруг вижу...)

- Предложения вопросительные, побудительные.

- Предложения восклицательные.

- Предложения с однородными членами.

5. Использование изобразительно-выразительных средств других стилей.

6. Эстетическая функция художественного стиля речи.


II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Карточка 1

Прочитайте текст. О каких чувствах героя говорит словосочетание тихо сиял? Что можно сказать об отношении автора к своему герою на основании этого словосочетания? Что выражает автор вводом союзов м, а?

И вот поздно вечером (он действительно вламывал по полторы смены) пришел он домой, а в руках держал коробку, а в коробке, заметно, что-то тяжеленькое. Андрей тихо сиял.

Ему нередко случалось приносить какую-нибудь работу на дом, иногда это были небольшие какие-нибудь деревянные штучки, ящички, завернутые в бумагу, - никого не удивило, что он с чем-то пришел. Но Андрей тихо сиял. Стоял у порога, ждал. Когда на него обратят внимание...

(В. Шукшин. Микроскоп)

Карточка 2

Прочитайте текст. Что в тексте свидетельствует о том, что персонаж плохо владеет русским языком? Как это правильно сказать по-русски? С какой целью писатель стремится передать в прямой речи искажение норм русского языка?

В кофейной «Ылдыз» Ибрагим встретил мальчика с укоризненным шепотом: И сто ти сляесья, мальцук? Сто ти се сляесья? Вай-вай-вай, нехоросо...

(А. Куприн. Белый пудель)

Анализ текста художественного стиля речи

Упр. 505 («Касьян с Красивой Мечи»).

К тем заданиям, что есть в этом упражнении, добавляем следующий план работы:

- Как бы вы могли озаглавить этот текст?

- Какое чувство вызывает у вас это описание?

- Можете ли вы сказать, что этот отрывок написан в художественном стиле?

- Есть ли здесь стилистически нейтральные слова? А какие слова несут особую смысловую нагрузку?

- Найдите и подчеркните определения. Все ли они будут эпитетами, если мы знаем, что эпитет - самое яркое, точное, «озаряющее» определение, которое выделяет, подчеркивает какое-нибудь характерное свойство, качество предмета?

- Много ли в тексте сравнений, сравнительных оборотов? Попробуйте прочитать его без сравнительных оборотов. Зачем писатель включает их в свое описание? (Создается художественный образ, более яркий, точный, эмоциональный - И. С. Тургенев часто пользуется сравнениями и сравнительными оборотами; например, в начале рассказа «Бежин луг» девять сравнений.)

- Есть ли инверсия определений в данном отрывке? Меняется ли смысл от места определения?

- Есть ли метафоры?

Дальше идет работа над синонимами, значением слов и т. д.

- Подчеркните все трудные орфограммы и пунктограммы, устно объясните правописание.


III. Подведение итогов урока

- Назовите особенности художественного стиля речи.

- Какой из стилей речи сближается с художественным стилем? Что именно их сближает?


Домашнее задание

Напишите сочинение-миниатюру о впечатлении от этого текста: «Помните, у Тургенева...»