ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ - ПРИЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ - ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Прочитайте, расставляя знаки ударения. Установите, как семантически или стилистически различаются следующие слова.

Корни - коренья, проводы - провода, пропуски - пропуска, сыны - сыновья, цветы - цвета.

2. Подберите к данным словам синонимы.

Минувший, гуманный, неминуемый, неистовый, незадачливый, изолированный, неизменный.

3. Объясните значения слов.

Мировоззрение, инициатива, интеллектуальный, привилегия, колоссальный, идеальный.

4. Из приведенных имен прилагательных выберите такие, которые не образуют степеней сравнения, свой выбор обоснуйте.

Глубокий, немой, слепой, добрый, пустой, беловатый, хитрющий, яркий, горький, российский, осенний, утренний, мелкий, красивый.

5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа имен существительных.

Абрикосы, апельсины, басни, блюдца, ботинки, будни, вафли, ясли, носки, чулки, полотенца, простыни, рельсы, румыны, татары, турки, сапоги, сумерки.

6. Установите ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов:

а) Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

б) День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения.

в) Прочитав этот роман, меня, как живые, окружили его герои.

7. Отданных имен прилагательных образуйте краткую форму.

Бледный, братский, верный, вороной, горький, длинный, дружеский, дружный, коричневый, легкий, медный, осенний, прочный, точный, умный, цветной, полный (о человеке). В каких случаях это невозможно?

8. Каков морфемный состав следующих слов?

Президиум, президент, префикс, препозиция.

В русском языке эти слова не членятся на морфемы, они корневые. Однако в языке-источнике (латинском) в этих словах выделяется приставка пре-, равнозначная русской приставке пред-: президиум — “впереди сидящие”, президент — “сидящий впереди”, префикс — “впереди прикрепленный”, препозиция — “постановка впереди”.

9. Прочитайте, поставьте ударения, проверьте по словарю. Апокалипсис, дремота, закупорить, издавна, молодежь, облегчить, псевдоним, намерение, позвонишь, таможня, феномен, эксперт.

10. Кому принадлежат эти крылатые выражения?

а) Послушай! Ври, да знай же меру.

б) Свежо предание, а верится с трудом.

в) А счастье было так возможно, так близко...

г) Лицом к лицу лица не увидать: большое видится на расстоянье.

д) Жил - дрожал и умирал - дрожал.

11. Среди приведенных слов найдите такие, которые не употребляются в форме 1 -го лица единственного числа.

Вечереть, грести, лечь, победить, приходить, расти, смеркаться, убедить, трясти, замечать, дудеть.

12. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих слов.

Баржа, килограмм, монгол, грузин, партизан, помидор, томат, просьба, мольба, солдат.

13. Произнесите скороговорки.

а) Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон!

б) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. Почему местоимения таков и каков не склоняются?

15. Каков состав слов двумястами, тремястами!

16. Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания:

а) домов, столов, коров, голов, основ;

б) степеней, ножей, батарей, шей (от шея), ушей, юношей.

17. Как называются жители Томска, Тулы, Твери, Минска, Пскова, Омска, Одессы, Баку, Курска, Ярославля, Парижа, Кубы, Лаоса, Конго, Перу?

18. Просклоняйте приведенные имена числительные вместе с существительными.

1998 год, 741 человек, полтора часа, четверо друзей, 563 рубля.

19. Составьте предложения, используя данные слова сначала в составе сказуемого, а затем — как приложения.

а) популярный детский писатель;

б) один из лучших поэтов XIX века;

в) талантливый режиссер и драматург;

г) выдающийся художник.

20. Сгруппируйте приведенные ниже слова по стилистической окраске (разговорная — нейтральная — книжная). Укажите для каких функциональных стилей характерны книжные по стилистической окраске слова.

Ахнуть, актуальный, анонс, бартер, взыскание, вещий, вкладывать, доверенность, дефект, дуализм, зачетка, иждивение, забота, ион, иск, искатель, книга, книжка, книжонка, косинус, квартиросъемщик, картошка, лингвистика, начертать, неправосудный, невыполнение, норма, нормальный, отлынивать, периметр, пневмония, работать, рот, трудиться, усыновитель, усыновить, уста, эксперимент, эскалация, этимология, язык, языкознание.

21. Что такое значение слова? Что такое моносемия и полисемия? Выберите из списка сначала моносемичные, потом полисемичные слова.

Вода, строка, воробей, дерево, рекорд, случай, деятель, достоинство, культурный, организовать, рассуждать.

22. Раскройте значения выделенных слов в предложениях.

- Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

- Ах! Волна моя, волна! Ты гульлива и вольна.

- Поп говорит Балде: “Ладно, не будет нам обоим накладно”.

- Вот на берег вышли гости. Царь Салтан зовет их в гости.

- Сто сорок погонных метров шва заварили они за смену.

- Синеватые, с подтаявшими краями льдины...со скрежетом выползали на пологие берега.

- Мчит стрелою борзый конь.

23. Подберите синонимы к данным словам, отметьте существующие стилистические и семантические различия между словами каждого синонимического ряда.

Врач, враг, зачинщик, дружба, ум; звонкий, настоящий, родной; качаться, направить, построить; издавна, одновременно, срочно.

24. Как и посредством каких морфем образованы неологизмы в речи детей?

- Вот и все Валино обувало.

- Мама нагубилась.

- Да что ты от меня все ухаживаешь.

- Расскажи начало, а кончало не надо.

- Ну-ка, раскулачь мои пальцы.

- Ого-го, как ладошкаются.

- Лерик - пилот, он доску пилит.

- Она коша, потому что хорошая, а когда она будет плохая, я назову ее кошкой.

- Няня у меня немужатая.

25. Выделите из данных отрывков индивидуально-авторские неологизмы.

Я влюблен, я очарован,

Словом, я огончарован.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

А. Пушкин

26. К данным словам старославянского происхождения подберите однокоренные исконно русские слова.

Краткий, прах, равный, одежда, млечный, единый, влачить, нрав, враг, срам, надежда, власть, бремя, нощь, лежащий, глас, младой, древесный, среда, телесный, изгнать, страна, мрак, агнец.

Чем исконно русские слова отличаются от соответствующих старославянизмов?

27. Пользуясь словарем, определите, откуда заимствованы данные слова.

Аквариум, бордюр, вуаль, галстук, гараж, гардероб, глобус, игрек, лозунг, локон, манжета, пленум, ранец, слесарь, фасон, футбол.

28. Определите значения данных фразеологических оборотов.

Раз-два и обчелся, стереть в порошок, через пень колоду, в час по чайной ложке, точить зубы, не ровен час, и никаких гвоздей, очертя голову, закинуть удочку, кануть в Лету, яблоко раздора, спустя рукава, не в своей тарелке, после дождичка в четверг, на своих двоих, тянуть канитель, как зеницу ока, ахиллесова пята, адамово яблоко, хранить молчание, собаку съел, не покладая рук.

29. Определите значения фразеологизмов, заимствованных из старославянского языка, найдите в них устаревшие слова и грамматические формы.

Ничтоже сумняшеся, притча во языцех, камень преткновения, не от мира сего, земля обетованная, от лукавого, умыть руки, как зеницу ока, положа руку на сердце, невзирая на лица, имя им легион, краеугольный камень, вавилонское столпотворение, иже с ними, святая святых, бразды правления, во время оно.

30. Различаются ли по своей звуковой оболочке слова, приведенные ниже? Чем это объясняется?

Покрывало - покрывала, чистота - частота, весело - весила, придите - прядите, полевой - пылевой, милой - милый, бочок - бачок, сама - сома, дымовой - домовой.

31. На чем строится каламбур в афоризме К. Пруткова: “Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот”?

32. Затранскрибируйте в соответствии с произносительными нормами имена и отчества.

Олег Николаевич, Лев Владимирович, Любовь Ефимовна, Глеб Иванович, Пров Андреевич, Леонид Яковлевич, Лев Антонович, Любовь Михайловна, Олег Романович, Давид Львович, Мария Кузьминична, Дарья Саввична.

33. Как в соответствии с орфоэпическими нормами необходимо произносить данные слова? Какие из перечисленных слов могут произноситься двояко (то с чн, то с шн), а какие — только с чнили с шн.

Дачный, скучный, конечно, скворечник, нарочно, отлично, молочная, мрачная, прачечная, Никитична, гречневая, вечная, яблочное, сливочное, балалаечник, удачный, сердечный, мелочный, суточный.

34. Как (с твердым или мягким согласным перед е) произносятся данные слова?

Бактерия, паштет, дефицит, авиамодель, берет, акварель, патефон, ателье, деформировать, барельеф, коттедж, кинетический, реле, сарделька, секстет, либретто, модель, маркизет, деталь, гротеск, идентичный.

35. В каких случаях в приведенных словах произносится о в безударной позиции:

Комета, Флобер, кокетка, поэт, богема, нокаут, лорнет, профессор, боа.

36. В данных фразеологизмах выделите старые названия букв. Как эти буквы называются сейчас?

а) Аз и буки - и все науки.

б) Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет.

в) Писать мыслете.

г) Стоять фертом.

д) Аз, буки, веди страшат, как медведи.

е) Фита, ижица - дело к розге ближится.

ж) На ять.

Как вы понимаете значение данных фразеологизмов?

37. Одинаково ли звуковое значение буквы я в данных словах? Затранскрибируйте звук(и), обозначенные буквой я.

Дятел, янтарь, яблоня, пряник, продувая, яркость, лямка, ямщик, тягловый, ясли, полянка, явиться, стоя, ячейка, тетя, судья, маяк.

38. Определите, какими графическими средствами передается звук й в приведенных словах.

Завьюженный, друзья, йод, вяленый, выемка, майский, юность, рыбьи, ежиться, войско, роет, перьев, съезд, разъярить, съемка, ежиком.

39. Укажите, в каких словах ь не обозначает мягкости согласных.

Гуашь, морковь, брошь, заповедь, деталь, полночь, голубь, ложь, князь, плачь (от плакать), глушь, бредень, вещь.

40. Какой звук передают сочетания букв с ж.

Жженка, позже, вожжи, дождик, визжать, изжога, приезжий, брызжет, подожди, разжиреть.

41. В соответствии с морфологическим принципом та или иная морфема пишется всегда одинаково, вне зависимости от ее реального звучания. Можно ли считать, что в данных парах слов наблюдаются отступления от морфологического принципа русской орфографии?

Вопль - вопить, родиться - рождение, купец - купеческий, сухой - сушить, доска - дощатый, сук - сучья, писать - пишу, враг - вражеский.

42. В чем ошибка указанных переносов слов?

Зас-кочить, ба-нный, по-дрывать, у-нести, об-ъявить, ра-йон, обез-ьянн, бр-атский, прис-лушаться.

43. Установите, в чем разница между конечными морфемами в словах.

Прохожий, широкоплечий, синий, охотничий.

44. Определите, в каких словах окончания материально выражены, в каких — нулевые.

Знамя, пальто, амплуа, девяносто, семян, щипцы, такси, кенгуру, брось, бац, даром, кино, пришло, дети, обои, шоссе, лисий, свиней, искренний, рано, соловей, замерз, осенью.

45. Определите, одинаковые ли суффиксы в словах.

Клюквенный, военный, сокровенный, здоровенный, ценный, заслуженный, вдохновенный.

Какова их семантика?

46. Определите, в каких словах суффиксы выделяются, а в каких — не выделяются.

Директор, любовь, актер, улыбка, склонность, питомцы, обыватель, крупный, легкий, легче, точило, жало, бабочка, обрадовать.

47. Определите, в каких словах выделяется одна, а в каких — две приставки.

Недобрать, недовольство, недоговаривать, недоказуемость, недолет, недосол, недосуг, недоставать, негодовать.

48. Определите, какие слова членятся на основу и окончание, а какие представляют собой чистую основу; в словах, имеющих формы словоизменения, укажите основу и окончание.

Окно, пальто, стол, пешком, ножницы, сядь, начисто, денди, миссис, сто, вероятно, энтузиазм, верхом, тишь, дОма, домА, писал, глядя, синий, деньги, лисий, ружье, воробей, длинноволосый, сей (от глагола сеять), сей (этот), чтение.

49. Следующие далее слова состоят из приставки и корня. Определите, какие из них образованы приставочным способом, а какие — безаффиксным (нульсуффиксальным).

Отлив, помор, перепись, подтекст, выход, провал, просинь, бездарь, пригород, соавтор, неслух, перекур, захват, накипь, привязь, подбор.

50. Разделите слова на морфемы. Укажите, в каких словах owe являются соединительными гласными, а в каких — нет. При помощи какого способа образования возникли слова, в которых нет соединительной гласной?

Автотранспорт, вагоновожатый, кровеносный, вышеизложенный, самолетостроение, дикорастущий, зоосад, стотысячный, собственноручно, велогонки, технорук, автоколонна, стеклопосуда, нижеследующие.

51. Ниже приводятся сложносокращенные слова. Объясните, что они обозначают и каким способом образованы.

Военкомат, завуч, вуз, ГЭС, ООН, эсминец, прораб, СНГ, загс, леспромхоз, универмаг, соцстрах, технорук, ЕЭС, главк, МГУ, ТАСС. Кожимит, ЦСКА.

52. Определите родовую принадлежность имен существительных, распределите их по колонкам в зависимости от рода. Сколько получится колонок?

Ансамбль, аспирантка, бой, борщ, время, гараж, герой, грач, депо, диплом, животное, жюри, землетрясение, земля, имя, какао, картофель, кофе, лебедь, леди, медаль, Миссисипи, млекопитающее, молодежь, насыпь, невежда, неженка, пламя, плащ, площадь, помощь, промышленность, равенство, рагу, радио, революция, рояль, рукопись, санаторий, свобода, Сочи, союз, страна, стипендия, судья, такси, тень, Токио, Туапсе, фестиваль, фламинго, хрусталь, чудовище, шалунишка.

53. Объясните различия между параллельными формами множественного числа имен существительных. Составьте с ними предложения.

ВЕтры - ветрА, гОды - годА, деревья - дерева, други - друзья, зубы - зубья, полюсА - полюсы, соболЯ - соболи, сыны - сыновья.

54. Охарактеризуйте грамматические свойства приводимых имен прилагательных. Что они обозначают? Составьте с ними предложения.

Беж, брутто, нетто, электрик, маренго, мини, макси, миди, бордо, индиго.

55. Определите, к какой части речи относится каждое изданных слов.

Восемь, втроем, тройка, утроить, десятка, десяток, единица, одиннадцать, вдвое, оба, во-первых, сотня, раз, пятеро, много, несколько, миллион, тысяча, миллиард, первый.

56. Определите синтаксическую функцию инфинитива в данных предложениях:

а) Ум нужно тренировать, склонности и способности развивать.

б) Чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться.

в) Вообще, он в совершенстве обладает этим сложнейшим искусством слушать.

57. Определите тип спряжения данных глаголов.

Гнить, дуть, просить, ходить, чтить, бездельничать, обуть, обнять, занять, бежать, ехать, прыгнуть, исчезнуть, есть, создать, таять, зависеть, обидеть, видеть, идти, хотеть, дать, нести, класть, положить, молчать, слышать.

58. Укажите главные и зависимые слова в данных словосочетаниях, определите способ подчинительной связи слов.

Зеленый сад, тайга зимой, расстроиться из-за неудачи, просить остаться, жить припеваючи, из поездки возвратившись, довольно неловко, очень неприятно, нужно ехать, поступившие в институт, линии по вертикали, восемьдесят лет, поздний ужин.