Итоговое тестирование - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Итоговое тестирование - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: проверить полученные знания; подготовиться к ЕГЭ.

Ход урока

I. Выполнение теста

Часть А

1. Буква и пишется в слове:

а) ал..менты;

б) ф..олетовый;

в) изв..нение;

г) зап..рший;

д) забл..стеть.

2. Буква а пишется в слове:

а) р..птать на судьбу;

б) мет..морфоза;

в) прик..сновение;

г) п..стеризовать;

д) п..радокс.

3. ь пишется в слове:

а) фальш..;

б) с мальчишеч..им задором;

в) песок зыбуч..;

г) выдает..ся свободный день;

д) ин..екция.

4. Буква о пишется в слове:

а) ш..мпол;

б) ж..лчный;

в) запеч..нный;

г) быть палач..м;

д) с зеркальц..м.

5. Согласная буква пропущена в слове:

а) словес..ный;

б) вяз..кий;

в) ис..якнуть;

г) ас..орти;

д) рас..овый.

6. Буква е пишется в слове:

а) пр..ручить;

б) пр..вередливый;

в) пр..ломляемость;

г) отверд..вать;

д) ханж..ство.

7. Буква е пишется во всех словах ряда

а) кататься на карусел.., лежать в транше..;

б) об обыча.., думать о наци..;

в) о нагревател.., о кровл..;

г) краска выгор..т, посад..шь;

д) о дальнем рейс.., с проучивш..мся полгода одноклассником.

8. Буква а(я) пишется в слове:

а) дыш..щий;

б) колыш..щиеся;

в) почу..л недоброе;

г) они плач..т;

д) насто..нный на зверобое.

9. нн пишется в слове:

а) неписа..ый закон;

б) коммуникацио..ый;

в) перепечата..ый;

г) заимствова..ый;

д) племя..ик.

10. нн пишется в предложении:

а) Не единожды стира..ый, костюм выглядел не нарядно.

б) Все необходимые первокласснику вещи купле..ы на школьном базаре.

в) Обитатели этого приюта были одеты в обноски, грязны и непричеса..ы.

г) Оратор самозабве..о расхваливал кандидата, не обращая внимания на поскучневшую аудиторию.

11. Частица не пишется раздельно со всеми словами в ряду:

а) мне (не)можется; (не)справедливость;

б) никем (не)забытый; (не)могло так случиться;

в) (не)однажды звонил; (не)гуманный подход;

г) совершенно (не)нормальный; отнюдь (не)ясно;

д) (не)добрать баллов; (не)громко, но твердо приказал.

12. ни пишется в предложении:

а) Н.. один звук не доносился до нашего слуха.

б) Сколько н.. вслушивайся в шум прибоя, ты не услышишь в нем одной единственной мелодии.

в) Чего только н.. рассказывают в тавернах матросы!

г) Я взял плащ, чтобы н.. вымокнуть под дождем.

13. не пишется и раздельно:

а) Эта машина уже (н..)(на) что не годится.

б) Мне (не)(с) кем поделиться самым сокровенным.

в) (Н..)мало времени необходимо потратить на то, чтобы овладеть высшей математикой.

г) (Н..)кого обвинять — ты сам виноват!

14. Слитно пишется:

а) Что-то (на)подобие крючка;

б) (в)общем;

в) (гос)аппарат;

г) (древне)индийский;

д) (прядильно)ткацкий.

15. Тире на месте пропуска ставится в предложении:

а) Для тех, кто не умеет петь, мюзикл является разговорным жанром, а для тех, кто не умеет говорить, ___ музыкальным.

б) Для литературоведа Шекспир ___ не главное, важнее примечания к нему.

в) Телевидение ___ важно для тех людей, которые готовы смотреть все что угодно, лишь бы не смотреть друг на друга.

г) Обомлеть ___ значит обмереть, впасть в обморок, лишиться чувств, памяти.

16. Запятая ставится в предложении:

а) Высоко поднималось облако пыли ___ и сквозь эту жаркую пыль на солнце можно было смотреть простым глазом.

б) Море приучает глаза к широким горизонтам ___ и приучает ум к смелым и свободным построениям.

в) Мой гость обладал завидными качествами характера ___ и у него был философский подход к проблеме.

г) Лидочка облокачивается на спинку кресла и напряженно ___ и как-то испуганно следит за выражением его лица.

17. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

а) Старый латунный багор был последним логическим штрихом в этой картине доказательств.

б) Он много и охотно рассуждал как о делах обыденных и земных, так и об отвлеченных материях.

в) Я дал свой паспорт, на экране компьютера появились: мое имя, фамилия, номер паспорта, номер и дата рейса, потом еще какие-то цифры.

г) Счастье для меня заключено в прозрачности ночи, и в огнях речных фонарей, и в звонком детском смехе.

18. Второстепенный член необходимо обособить в предложении:

а) Приходилось сидеть сложа руки и думать.

б) Утомленный однообразием местности я погружаюсь в какой-то сладкий полусон.

в) Учитель математики человек основательный и серьезный посмотрел строго на нас и на итальянцев.

г) Через много лет зимой 1935 года я встретился в Севастополе с сестрой Шмидта.

19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

а) Он зашел на вокзал и не задумываясь, сел в первую электричку.

б) Малиновые горы — один из лучших уголков Среднего Урала, особой высотой не отличались, но составляли центр громадного горного узла.

в) В отличие от Голландии, буквально по метру отвоевывающей свою землю у моря в России земли много.

г) Лошади будто плыли по воздуху, раздув ноздри и оскалив зубы.

20. Запятая на месте пропуска ставится в предложении:

а) Говоря о времени, современный человек основной единицей его измерения считает __ пожалуй __ час.

б) Так __ однако __ было далеко не всегда.

в) В сознании древних славян основное противопоставление выглядело __ приблизительно __ как противопоставление Света и Тьмы.

г) Не случайно __ кстати __ весна и лето соединялись в один период года.

21. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

а) У древних славян весна как носительница света и тепла противопоставлялась зиме как носительнице тьмы и холода.

б) Такой способ указания времени, как до обеда и после обеда, можно считать традиционным для русской деревни.

в) На многие вопросы позволяют ответить, как русская классическая литература, так и русские народные говоры.

г) Сегодня мы знаем, как реконструируется древнее значение слова.

22. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

а) Минутами я совсем забывал, куда я еду и зачем мне это нужно.

б) Отец с матерью отправились в ту заповедную страну, что называлась городом и взяли меня.

в) На вопрос, ехать ли за границу доктор углубился в размышления.

г) Знаменитый доктор изложил свой план лечения водами, при назначении которых он исходил из того, что повредить они не могут.

23. Чужая речь неправильно оформлена в предложении:

а) “Долго ли будет продолжаться этот балаган под кроватью?” — спросил Воланд.

б) Притворяясь рассерженным, Воланд спрашивал кота, не воображаешь ли ты, что на ярмарочной площади?

в) По мнению Пушкина: “свет не карает заблуждений, но тайны требует для них”.

г) Лев Толстой утверждал, что, “распутывая клубок исторических событий”, он именно в Петровской эпохе нашел “начало всего”.

24. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка:

Странное дело: (а) такому деловому человеку (б), как финдиректор, (в) проще всего было, конечно, позвонить туда, куда отправился Варенуха (г) и узнать, что с тем стряслось, однако (д) он до десяти часов не мог принудить себя сделать это.

25. Орфоэпическая ошибка допущена в слове:

а) отозвалАсь;

б) свекОльный;

в) торЕц дома;

г) депеша (дэ);

д) яичница (шн).

26. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

а) представить слово для доклада;

б) злостный неплательщик;

в) принимать во внимание;

г) ведущий лидер.

27. Слово употреблено в несвойственном ему значении:

а) Польщенный доверием коллег, молодой сотрудник смущался и бравировал.

б) Уникальный эксперимент проведен в условиях вечной мерзлоты.

в) Не стоит нивелировать различия между северными и южными районами области — они существенно влияют на урожай зерновых.

г) Его лаконичное выступление длилось не менее часа и неоднократно прерывалось бурными аплодисментами.

28. Речевая ошибка допущена в предложении:

а) Газета указала о том, что переход на зимнее время в этом году произойдет 27 октября.

б) Книга с пятьюстами пятьюдесятью новыми кроссвордами была мгновенно раскуплена.

в) Я считаю, что намеренная ложь гораздо более хуже, чем случайная ошибка.

29. Речевая ошибка допущена в предложении:

а) Направляющаяся в район боевых действий гуманитарная помощь должна попадать в первую очередь к старикам и детям.

б) Я думал о своей семье и о том, как мы прекрасно будем жить, когда закончится война.

в) Молодежная группа давала концерты в домах отдыха, залах и открытых площадках.

Часть Б

1. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его правильно в той форме, в которой оно употреблено в предложении:

Я с праздничной ясностью восстанавливаю в памяти этот путь из нашей Выры в Рождествено: красноватую дорогу, шедшую мимо некошеных полей, колоннаду толстых берез, спуск к реке, искрящейся сквозь парчевую тину, затем шоссейную дорогу через село, окаймленную по-русски бобриком светлой травы.

2. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его правильно в той форме, в которой оно употреблено в предложении:

В некошеных полях за парком воздух переливался бабочками среди чудного изобилия ромашек и колокольчиков, а за полями поднимался темный лес, и, часами блуждая по этой трущобе, я изредка набредал на досчатый мостик - оттуда уже недалеко было до деревни.

3. Найдите слово или словосочетание с речевой ошибкой и напишите его правильно в той форме, в которой оно употреблено в предложении:

Если государство в ближайшее время не предпримет реальных действий по повышению жизненного уровня педагогов, то совершит роковую ошибку, которая ударит по нас.

4. Укажите (цифрой) количество грамматических основ в предложении:

Борода у него была такая длинная, что доставала до земли, и, когда ходил ночью, он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки.

5. Укажите тип каждого предложения.

1) Длительная тренировка придавала молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры.

2) Совершение тягчайших преступлений в Средние века не наносило ущерба доброму имени, но забыть о нанесенной обиде или об оскорблении считалось недопустимым.

3) Любая вычислительная машина, каким бы поразительным ни было ее “умение” обучаться, работает на основе заранее составленной для нее программы.

а) простое;

б) сложносочиненное;

в) сложноподчиненное;

г) бессоюзное сложное.

6. На месте пропуска в предложении:

1) Всю жизнь ее можно очертить в двух-трех словах ___ уютный старый дом, постоянно гости, множество шумной и поголовно влюбленной молодежи на каникулах.

2) Кроме него, в той палате лежали ___ распухший от водянки француз, китаец, высохший и желтый, как мумия, и несколько чернокожих.

3) Горя бояться ___ счастья не видать.

а) необходимо поставить двоеточие;

б) необходимо поставить тире;

в) необходимо поставить запятую;

г) не следует ставить никакого знака.

7. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. (Цифра относится к предшествующему слову.) Выпишите номер слова и соответствующую букву:

Уже после войны генеральскую (1) шинель на красной подкладке мои (2) маленькие дочери перешили (3) в женское пальто для одной из кукол (4), украсив (5) его блестящими пуговицами.

а) существительное;

б) прилагательное;

в) деепричастие;

г) местоимение;

д) глагол;

е) наречие.

8. Установите значение слова.

1) апелляция;

2) резолюция;

3) манифест;

4) референдум.

а) решение, распоряжение;

б) письменное обращение, призыв к народным массам программного характера;

в) судебное разбирательство;

г) краткое изложение содержания книги, статьи;

д) всенародный опрос, голосование;

е) обращение с просьбой, призывом о чем-нибудь в вышестоящие инстанции.

9. Определите стиль приведенного ниже текста:

Семантика (от греческого “означать”, “означающий”) - наука о значении. Сказать точно, когда она родилась, как и про многие другие науки, невозможно, (1) размышления о значении и функции языка характерны для любого философского направления, вообще интересующегося языком. Так, часто истоки семантики находят в древнегреческой философии. (2) С не меньшим основанием можно усмотреть семантические идеи и в китайской философии.

10. Укажите, к какому типу лексических единиц относится слово семантика.

11. Укажите, как называется средство выразительности речи, выделенное в тексте задания № 9.

12. Укажите, какие средства связи предложений можно вставить на месте обозначенных цифрами пропусков в задании № 9. Выпишите цифру и соответствующую букву:

а) если;

б) однако;

в) поэтому;

г) ибо.

II. Итог урока