Функциональные стили речи - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Функциональные стили речи - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: обобщить знания о функциональных стилях речи, их чертах; закрепить умение анализировать текст с точки зрения его стилистической принадлежности.

Ход урока

I. Словарный диктант с комментированием лексического значения слов

Фразеологизм, функциональный, лексический, грамматический, тавтология, плеоназм, алогизм, ассонанс, аллитерация, метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, анафора, эллипсис, этимология, официальный, стандартный, оригинальный, коммуникация, драматический, выразительный.

II. Работа по теме урока

— Что изучает стилистика?

— Дайте определение понятия “стиль речи”.

— Перечислите функциональные стили.

Стилистика — наука о стилях речи и об употреблении языковых средств. Она изучает:

1) целесообразность использования лексических, фразеологических средств в том или ином стиле;

2) употребление морфологической нормы языка;

3) своеобразие строя предложений, употребление тех или иных синтаксических конструкций;

4) изобразительно-выразительные средства языка;

5) стилистические фигуры;

6) особенности некоторых жанров.

(Учащимся предлагается составить сводную таблицу “Общая характеристика функциональных стилей речи”, используя материал учебника (§ 111—115).)

Таблица 37

Общая характеристика функциональных стилей речи


Научный

Публицистический

Официально-деловой

Художественный

Разговорный

Сфера использования






Основная цель речи






Характерные черты стиля






Жанры






Языковые средства






III. Закрепление

Класс делится на пять групп. Раздается задание: прочитать текст упражнения, проследить все характерные черты стиля, привести примеры.

Группа 1: текст научного характера (553).

Группа 2: текст публицистического характера (561).

Группа 3: текст официально-делового стиля (558).

Группа 4: текст художественного стиля (567).

Группа 5: текст разговорного стиля (562).

Заслушивание ответов групп по выполненному заданию. Выставление оценок.

IV. Итог урока

Домашнее задание

Повторить теорию. Подготовиться к контрольному тестированию.