Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: познакомить учащихся с факультативными и авторскими знаками препинания; научить интонационно правильно читать текст, учитывая авторскую пунктуацию; повторить правила пунктуации.

Ход урока

I. Графическая разминка

— Отметьте отступления от азбучного порядка, наблюдаемые в расположении слов в отрывке из романа А. Пушкина “Евгений Онегин”. Имейте в виду, что на месте е в некоторых словах раньше писалась буква ять.

Татьяна в оглавленье кратком

Находит азбучным порядком

Слова: бор, буря, ведьма, ель,

Еж, мрак, мосток, медведь, метель

И прочая. Ее сомнений

Мартын Задека не решит...

II. Проверка домашнего задания

1. Взаимоопрос по теме “Сочетание знаков препинания”.

2. Проверка предложений, где есть сочетание знаков препинания: 2—3 человека читают предложения, заготовленные дома, объясняют условия постановки знаков, класс слушает и оценивает ответы.

III. Работа по теме урока

1. Работа с учебником.

— Прочитайте § 105,106, ответьте на вопросы после прочтения. (Вопросы можно записать на доске или в распечатанном виде положить на каждую парту.)

— В чем разница между авторскими и факультативными знаками препинания?

— Назовите основные случаи факультативного использования знаков препинания.

— От чего зависит выбор варианта знаков препинания?

— Какие знаки препинания наиболее часто используются с экспрессивно-стилистической целью?

— У каких авторов и в каких произведениях вы встречали авторские знаки препинания?

2. Примеры авторского применения знаков препинания.

М. Салтыков-Щедрин использовал скобки в экспрессивно-стилистических целях (приводил синонимы, разъяснял устаревшую лексику, давал комментарии к именам и фамилиям, фразеологические параллелизмы, и так до 40 функций).

Л. Леонов использовал многоточие как сигнал присоединительной связи, как способ перехода от прямой речи к авторской и т. д.

Ф. Достоевский ставил тире после союза и: Главное, господин Версилов погорячился и — излишне поторопился.

М. Горький часто применял тире (между подлежащим и глагольным сказуемым, перед сравнительным союзом, при однородных членах предложения и т. д.): Это — как в кулачном бою.

Авторское, ненормативное использование тире встречается также у И. Тургенева, Ф. Тютчева, А. Толстого, А. Блока, В. Маяковского, М. Цветаевой.

3. Выполнение упражнений 516—518 устно по заданию учебника.

IV. Закрепление

Задание: записать предложения, сделать пунктуационный анализ (объяснить все знаки препинания, указать случаи факультативного или авторского использования знаков).

1. Полки ряды свои сомкнули; в кустах рассыпались стрелки; катятся ядра, свищут пули; нависли хладные штыки (А. Пушкин).

2. Якоб прислушался - невеселая песня (Ю. Герман).

3. Это свидетельствует о его дерзости, - и только.

4. Кончен пир - умолкли хоры –

Опорожнены амфоры –

Опрокинуты корзины -

Не допиты в кубках вины –

На главах венки измяты –

Лишь курятся ароматы

В опустевшей светлой зале...

Ф. Тютчев

5. Поставив руки на бедра, Ричард наклонился вправо, влево, приговаривая:

- К - вопросу - о - некоторых - данных - наблюдений - гроз - Тульской области - во второй половине 19 века (Д. Гранин).

6. Я скучаю. Без тебя. Моя. Дорогая (Ю. Семенов).

Уместно напомнить учащимся совет А. Чехова одному писателю: “Поменьше употребляйте курсивов и тире — это манерно”. К авторской пунктуации можно отнести полный или частичный отказ от знаков препинания, а также перегрузку текста знаками препинания.

Закончить данный раздел можно словами А. Шапиро: “Следует твердо знать, что и автор художественного произведения, как бы ни своеобразна была его тематика, как бы индивидуален ни был его языковой стиль, как бы оригинальна ни была его художественная манера, не может сколько-нибудь далеко отойти от принятой в данной письменности пунктуационной системы”.

V. Итог урока

Домашнее задание

1. § 105-106.

2. Упражнение 509. Подготовиться к контрольной работе по всему разделу “Синтаксис и пунктуация”.