Сочетание знаков препинания - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Сочетание знаков препинания - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: повторить значение знаков препинания; научиться правильно ставить знаки препинания при их стечении; повторить нормы орфоэпии.

Ход урока

I. Орфоэпическая разминка

— Укажите место ударения, характерное для данных слов в соответствии с литературными нормами.

Агентство, алфавит, ампер, атлет, банты, блюда, верба, гренки, завидно, дебаркадер, документ, жаворонок, заиндеветь, захламленный, значимость, комбайнер, кирзовый, мельком, процент, творог, силос, хлопковый, шарфы.

II. Проверка домашнего задания

— Что называется периодом?

— Сколько в нем частей?

— Какая интонация характерна для таких предложений?

— Как период оформляется пунктуационно?

(Чтение и анализ предложений, выписанных из произведений художественной литературы.)

III. Работа по теме урока

1. Анализ предложения.

Не только песен нет, куда девался сон (узнал бессонницу и он!); все подозрительно, и все его тревожит... (И. Крылов).

— Объясните сочетание знаков препинания (скобки, восклицательный знак, точка с запятой).

— Какие еще сочетания знаков препинания вам встречались?

2. Работа с учебником.

— Прочитайте § 104, ответьте на вопросы.

— В каких конструкциях ставятся рядом вопросительный и восклицательный знаки?

— С какими знаками сочетаются: тире? скобки? кавычки? многоточие?

Выполните упражнение 514: часть 1 — устно объясните знаки препинания; часть 2 — письменно (выпишите предложения, где есть сочетание знаков препинания, объясните их графически или словами).

IV. Закрепление

Работа у доски и в тетрадях: записать предложения, объяснить постановку знаков препинания графически.

История открытий, изобретений, история техники, которая облегчает жизнь и труд людей, - вот, собственно, история культуры (М. Горький).

Да разве так можно говорить о близком человеке?!

Надоело мне ваше “За ответом приходите завтра”!

Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нем была довольно свободная), а по привычке (И. Тургенев).

V. Итог урока

Домашнее задание

1. § 104.

2. Составить пять предложений с сочетаниями разных знаков препинания (или выписать из СМИ из произведений художественной литературы).