Знаки препинания при цитатах - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Знаки препинания при цитатах - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: повторить основные способы цитирования; повторить пунктуационное оформление цитат.

Ход урока

I. Орфографическая разминка

— Выделите корни слов, объясните правописание безударных гласных в корнях.

Залезать на дерево - зализать рану, запевать куплет - запивать лекарство, навевать сны - навивать локоны, ударился оземь - созревает озимь, полоскать белье - поласкать ребенка, посветить фонарем - посвятить жизнь искусству, спешить жить - спишите примеры, частота посещений - чистота помыслов, развевается стяг - развивается действие, посидеть на лавочке - поседеть от переживаний, цветы увядают - увидать чудо, примерять платье - примирять врагов, шумят и пенятся валы - устало брели волы, проредили ростки на клумбе - зарядили ружья.

II. Проверка домашнего задания

1. Взаимоопрос по темам “Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь”, “Диалог”.

2. Взаимопроверка упражнения 508.

III. Работа по теме урока

1. Изучение § 103.

— Что такое цитата?

— Как оформляются цитаты в письменной речи?

— Есть ли разница в оформлении стихотворных цитат и прозаических?

— Как обозначается пропуск слов в цитате?

— Как правильно указать автора?

— Как оформить эпиграф?

(Для справок: слова, употребляемые не в своем обычном значении, используемые в ироническом смысле, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные, выделяются кавычками.)

2. Выполнение упражнения 509 — устно с комментированием знаков препинания при цитатах.

3. Работа в тетрадях.

— Запишите предложения, грамотно их оформите.

1. Пушкин уверяет:

На всех стихиях человек –

Тиран, предатель или узник.

2. Добролюбов уверен, что “...над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина...”.

3. Все мы помним начало пушкинского романа: “Мой дядя самых честных правил...”.

4. Автор статьи указывает, что в “золотой фонд мировой литературы вошли такие произведения, как “Война и мир””.

(Учитель обращает внимание на постановку двойных кавычек: кавычек-елочек “”, которые являются внешними, и кавычек- лапок — внутренних.)

IV. Закрепление

Задание: ввести различными способами цитату в текст.

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая - общение с другими людьми (В. Сухомлинский).

Выполнение упражнения 510 со взаимопроверкой.

V. Итог урока

Домашнее задание

1. § 103.

2. Найти высказывания великих людей о языке, о культуре речи и оформите цитаты.