Период. Знаки препинания в периоде - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Период. Знаки препинания в периоде - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: познакомить учащихся с периодом; научить ставить знаки препинания в многочленных сложных предложениях, построенных как период.

Ход урока

I. Фразеологическая разминка

— Объясните значения фразеологических оборотов. Что они представляют собой с точки зрения сферы их употребления?

Дела как сажа бела, ни дать ни взять, от жилетки до рукава, на своих двоих, последняя спица в колеснице, сапоги всмятку, без ножа зарезать, еле-еле душа в теле, ищи-свищи, гол как сокол, из кулька в рогожу, кормить завтраками.

II. Работа по теме урока

1. Анализ предложений.

— Запишите на доске и в тетрадях, подчеркните грамматические основы, составьте скобочную схему.

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом, супругом

Приятный жребий повелел;

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, -

То, верно, кроме вас одной,

Невесты не искал иной.

А. Пушкин

— Какое это предложение по структуре?

— Сколько в нем частей?

— Как связаны придаточные части с главной?

— Начертите схему интонации этого предложения.

2. Работа с учебником.

Чтение § 99, выполнение упражнения 501, работа с вопросами и заданиями для повторения (с. 359).

III. Итог урока

Домашнее задание

§ 100, чтение и составление плана ответа.