Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: обобщить знания о сложных предложениях смешанной конструкции; закрепить навыки постановки знаков препинания в таких предложениях; повторить орфограммы глагола.

Ход урока

I. Словарный диктант

Стелется тень; плещет волна; колышутся тени; дремлет лес; не все скажется, не все услышится; веяла свежесть; тучи сеяли дождь; растаяли дождевые облака; побыстрее вытрите пыль; когда вытрете, отдохнете; выберите нужные книги; когда выберете, скажете; стукните или окликните кого-нибудь; как только стукнете и окликнете, вам откроют.

Сформулируйте правила написания глагольных форм, обозначьте орфограммы глаголов.

II. Проверка домашнего задания

III. Работа по теме урока

(Чтение § 98 (с. 350—351). Беседа по содержанию параграфа.)

— Сколько частей может быть в сложном предложении?

— Какой связью части сложного предложения могут быть связаны между собой?

— В каких случаях возникают трудности в постановке знаков препинания в многокомпонентном сложном предложении?

— Обратите внимание на предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи (сложные синтаксические конструкции).

1. Сочинение и подчинение.

Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из светлицы.

2. Сочинение и бессоюзная связь.

Была особенная причина, почему я не любил и боялся дедушки: я своими глазами видел один раз, как он сердился и топал ногами.

3. Сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Я поняла, что выручить нас сможет только случайность: вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку.

IV. Закрепление

1. Выполнение заданий учителя.

Задание: записать предложения под диктовку, составить их схемы, указать вид связи: с — сочинительная, п — подчинительная, б — бессоюзная.

1. Голоса их были слабо слышны посреди общего гула, и по лицам их было видно, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок.

2. Небо было так ясно, воздух так свеж, силы жизни так радостно играли в душе Назарова, когда он, слившись в одно существо с доброю сильною лошадью, летел по ровной дороге за Хаджи-Муратом, что ему и в голову не приходила возможность чего-либо печального или страшного.

3. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы.

4. С моря в ответ отрывисто грянул пушечный выстрел, и, когда дым лег на сверкавшие искрами волны, все опять стихло.

2. Выполнение упражнения 493 (предложения 2, 3, 4, 7).

V. Итог урока

Домашнее задание

1. § 98.

2. Составить три предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, скобочные и блочные схемы.