Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: закрепить условия выбора знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным; повторить значения фразеологических оборотов; повторить нормы орфоэпии.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

1. Каким глаголом можно заменить фразеологизмы-синонимы?

Встать на защиту, взять под защиту, поднять голос в защиту, не дать в обиду, встать горой.

2. Продолжите синонимический ряд наречных фразеологизмов. Очертя голову, во всю мочь, во всю прыть.

— С какими глаголами употребляются эти фразеологизмы в речи?

3. Сколько раз встречается звук [т] в следующих пословицах?

Твоими бы устами да мед пить. Дело не медведь, в лес не уйдет. Летний день год кормит.

4. На какой гласный (один и тот же) падает ударение в следующих словах.

Гофрированный, избалованный, пломбированный, пересоленный, ненадолго?

II. Работа по теме урока

1. Изучение § 96.

Учащимся предлагается заполнить таблицу “Пунктуация в союзном сложном предложении”.

Таблица 35

Пунктуация в союзном сложном предложении

Правило

Пример

Схема

1. Части сложного союзного предложения чаще всего разделяются запятыми

Садилось солнце, и кончался день.

Солнце, когда я пришел, садилось

[ ], и [ ].

[, (когда...), ]

2. Если подчинительный союз сложный (потому что, для того чтобы и т. д.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации один раз:

• или перед всем сочетанием,

• или перед что, чтобы, как.

Не разбиваются союзы тогда как, словно как, лишь когда, даже если, причинныйтак как

Он не явился на занятия, потому что заболел.

Он не явился на занятия потому, что заболел.

Он не явился, так как заболел

[ ], потому что ( ).

[... потому ], что ( ).

[ ], так как ( )

3. Между частями сложносочиненного предложения перед союзами и, да (= и),или, либо запятая не ставится, если соединяются:

а) два вопросительных предложения;

два безличных предложения;

два назывных предложения;

б) две части, имеющие:

общий второстепенный член;

общее вводное слово;

общий сравнительный оборот;

общее придаточное предложение (но запятая есть, если союзы повторяющиеся);

в) две однородных придаточных части

Который сейчас час и сколько осталось до отхода поезда?

Прогулка в лесу и отдых в копне.

Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные ошибки. Каждый день снег идет либо дождь льет.

Может быть, он устал или у него болит спина.

А глаза у него наивны и губы пухлы, как у ребенка.

Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда они вернулись.

Я не услышал, как ты открыл дверь и как вы вошли

[ ] И [ ]?

После обсуждения условий постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении учащиеся в тетрадях записывают примеры, объясняя графически постановку знаков препинания.

1. По полю и люди шли, и псы бежали.

2. Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему отечеству.

3. Певец, сколько я мог рассмотреть, был одет в старенький черный сюртук.

4. Небо почти очистилось от туч, последние остатки которых уходили за перевал.

5. Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев, как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.

6. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

Учащиеся вспоминают план синтаксического разбора сложного предложения (с. 339).

2. Выполнение упражнения 447.

III. Итог урока

Домашнее задание

1. § 96.

2. Упражнение 479.